Главный редактор телеканала «ГИС» Елена Орлова о будущем регионального телевидения

30.08.2018

362

Автор: Ирина Исаева

Главный редактор телеканала «ГИС» Елена Орлова о будущем регионального телевидения

Чем живет современное региональное телевидение, и есть ли у него будущее? Каким должен быть журналист, какими — новости? Как уберечься от эмоционального выгорания и добиться успеха? Об этом — в интервью с главным редактором телеканала «Самара-ГИС» Еленой Орловой.

 — Елена Борисовна, почему вы решили стать журналистом?

— Мой папа был журналистом, очень хорошим журналистом. У него был замечательный слог. Многие более молодые коллеги, ныне известные и в Самаре, и за ее пределами, обращались к нему за помощью и консультацией. При этом папа категорически запрещал мне учиться на журналиста. Он понимал, как непросто в этой профессии, еще в то время было сложно, но он и не предполагал, как сложно будет потом. Жили мы в прекрасном городе Будапеште. С Куйбышевом я познакомилась в непростые 80-е годы: тяжелое застойное время, все по талонам. Контраст был разительный. В то время я послушалась папу и поступила на исторический факультет госуниверситета.

— Истфак и филфак госуниверситета всегда были кузницей кадров для самарской журналистики…

— Да, так и вышло. Поначалу я честно не собиралась становиться журналистом. Планировала связать жизнь с наукой. Поступила в аспирантуру, написала свою первую диссертацию, в которой все было завязано на роли партии и большевиков. Как раз в это время начались перемены, и я изменила научную работу, делая упор на важность многопартийности. Тема звучала так: «Складывание многопартийной печати в Среднем Поволжье в период первой русской революции». Поэтому я все знаю про наши первые газеты — не только самарские, но и соседних регионов. Моим научным руководителем был Петр Серафимович Кабытов, и это, конечно, делало работу более интересной. И тут я задумалась о будущем. Являясь сотрудником кафедры истории КПСС Куйбышевского государственного педагогического института, я постепенно становлюсь классическим кабинетным ученым. Но ведь я молодая, активная. Надо куда-то двигаться! В то время в Куйбышеве открылся филиал Центрального музея Ленина. Надо отдать должное Раисе Павловне Поддубной, которая сделала все возможное и невозможное, чтобы он появился именно у нас, а не в Нижнем Новгороде. Был вариант пойти туда работать. Если честно, я не понимаю, почему сейчас мы не раскручиваем бренд Владимира Ильича как визитную карточку города. Во всем мире, на всех языках люди знают два слова: Библия и Ленин. А вот о самарском периоде вождя мирового пролетариата мало кому известно. Можно было пойти в этом направлении. Но дело происходило уже в 1989 году. Я понимала, что мой образ мыслей не совсем подходит для идейного служения. И как раз в это время старинный приятель Андрей Колядин пригласил меня на телевидение.

— Вы согласились?

— Не сразу, я все же думала о научной карьере. Телевидения не боялась: писать умела, опыт публичных выступлений перед огромными аудиториями тоже имелся. В итоге все-таки приняла предложение. Буквально через два месяца Николай Пантелеевич Фоменко назначает меня, человека без журналистского опыта, директором службы новостей. — Как к этому отнесся ваш папа? — Ой, ругался. Сильно ругался. Я ему долго не говорила, но он, естественно, узнал. Папа был уверен, что я сломаю себе жизнь. В плохие моменты иногда с ним соглашаюсь. Но в целом я очень люблю свое дело, очень за него переживаю. Папа был прав только отчасти. Если ты попал на ТВ, то всегда будешь в водовороте событий, а жизнь будет фейерверком эмоций.

— Как складывалась ваша телевизионная карьера?

— Я перфекционист, у меня комплекс несовершенства. Я буквально посвятила свою жизнь освоению передовых технологий телевидения. Помните, как у Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте»? Сейчас это тем более актуально, было актуально и тогда. «Скат» стал действительно народным каналом. По рейтингам мы обгоняли даже ОРТ. Первое время работали вдвоем с Валерием Рязановым — четыре выпуска новостей в день. Потом пришла целая плеяда молодых талантливых журналистов. Хочется назвать несколько имен — Леонид Ваксин и Олег  Моргунов, Наталья Хлопунова и Нелли Кедрина, Павел Овчинников и Дина Сметанова, Алексей Прокин и Владимир Кейлин. Мы стали настоящей командой, работали на результат. Это был период осознания себя в профессии. Я очень много думала о том, кто такой тележурналист. Зеркало, пропагандист, агитатор или… Что позволяет тебе твой внутренний редактор? Это очень серьезные вопросы, которые каждый человек, имеющий отношение к журналистике, решает для себя сам.

— И каким, по вашему мнению, должен быть журналист?

— Я всегда считала, что телевизионный журналист — посредник между обществом и властью, но при этом он всегда на стороне общества. Ну и, безусловно, важно быть профессионалом. Мне пришлось много учиться. Получила диплом в сфере преподавания телевизионного мастерства, осваивала менеджмент и организацию процесса телевизионного вещания. Пройдя все ступени, от репортера до главного редактора, я знаю каждый этап производства: как работают операторы, монтажеры, журналисты. В свое время, с весом 50 килограммов, ездила на съемки с Betacam — очень тяжелой камерой. Не могла пройти и мимо MBA, получила важнейшие знания о мотивации сотрудников, о том, как заинтересовать самого себя и уберечься от профессионального выгорания. Есть такая фраза: «Самый страшный человек — это телеведущий. Он каждый вечер без приглашения приходит к вам в дом». Если вы неприятны, зритель никогда не станет на вас смотреть. Эта профессия сродни актерству, лицедейству. Надо найти интересное в самом скучном. Вообще научить ремеслу можно любого: человек будет делать качественный продукт. Но если у него нет той самой божьей искры, он так и будет просто профессионалом, но не яркой личностью. — За что вы цените своих сотрудников? — За оперативность. Если у журналиста печатных СМИ есть время подумать, то телерепортер, пока едет в редакцию, должен отсмотреть материал, отписать текст так, чтобы он был понятен, затем смонтировать сюжет и начитать. При этом он должен звучать, то есть владеть основами ораторского искусства. Настоящий профессионал, не выгоревший, думает о своей работе даже перед сном: вот тут можно было так сказать, а тут вставить этот синхрон… А хороший редактор должен уметь увидеть момент перегорания, выслушать, поддержать, направить.

— Современное телевидение сильно отличается от того, что было в начале 90-х?

— Мы живем в другой стране, и СМИ у нас другие. Не будем говорить о политике, скажем о технологиях. Соцсети, мобильные приложения — сейчас очень важно захватывать свою нишу. Время движется очень быстро, технологии меняются на глазах. Не успел — опоздал. Зритель в ответ голосует кнопкой. У нас огромное количество каналов, их намного больше, чем людей, которые умеют создавать контент. На мой взгляд, региональное телевидение всегда будет востребовано. Люди хотят услышать про себя и своих соседей и только потом — про пожар мировой революции где-то в Африке.

— Телеканал «Самара-ГИС» идет в ногу со временем?

— Мы стараемся учитывать реалии сегодняшнего дня. У нас есть то, чего ни у кого нет: мобильное приложение для любых операционных систем. Прямой эфир доступен с телефона, планшета, из любой точки мира. Мы единственные в городе через наших партнеров вещаем в сети Stream TV на Балканах, в Израиле и в Арабских Эмиратах. И нас там, по статистике, смотрят чаще, чем «RT» и «Аль-Джазира». Почему? Потому что это русскоязычный канал практически без политики, со спокойным контентом. У нас сейчас почти 19 миллионов просмотров на YouTube. Мы знаем своего зрителя и пытаемся понять, какие программы востребованы, а какие не очень. И конечно, у нас работают настоящие профи: Инга Пеннер, Виктория Шарая, Олег Зверев, Сергей Кизоркин. Появилось и новое поколение перспективных журналистов — Андрей Горгуленко, Юлия Черняева.

— Вы бы разрешили своим детям пойти по вашим стопам?

— Моя дочь пыталась это сделать. Так же, как и я, тайком. Узнав, я вспоминала папу и повторяла его слова о сломанной жизни. Она довольно успешно начала, получила «Золотое перо» в номинации «Дебют». Но сейчас выбрала для себя другую профессию, и это хорошо.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации