Профессии актера ее учил самарец Петр Монастырский, режиссуре — самарец Александр Золотухин, ее театральным дебютом стала роль в спектакле самарского драмтеатра «Валентин и Валентина», а первым фильмом — кинодрама самарца Юрия Иванчука «Парашютисты». Но живет Еланская в Чехии. Вот уже 13 лет.
— А я, Лена, и не знала, что «Парашютистов» снимали в Самаре.
— Снимали всюду, где шли соревнования. В картине же нет массовки. Реальные спортсмены. И мы ездили за ними в Рязань, Витебск, Тулу, в Чехию. Три прыжка снимали в самарском небе. И вот этот эпизод, где моей героине вручают кубок. Это же наша набережная, Красноармейский спуск. И финальные кадры. Это ж Волга. Но то были какие-то роковые, мистические даже съемки. Жара стояла несусветная просто. Едем из гостиницы на Кряж (соревнования там проходили) — грим течет, асфальт плавится. Приезжаем, и начинается… Наташу Казначееву выбрасывают так, что приземляется она на полигон, где в это время стреляют. Хорошо, успели дать команду прекратить стрельбу. Лена Астафьева трижды дергала за кольцо, прежде чем парашют раскрылся! Только приземлилась, глядим: реальный участник соревнований летит к земле, а купола над ним нет. Хватаем квадрат, бежим и… не успеваем. В метре от нас падает. А мы только что в Туле эпизод отсняли. Ну просто один в один: у героини Яковлевой не раскрываются ни основной парашют, ни запасной. Но там-то куклу кидали. А тут…
— Погиб?
— Сломал позвоночник. Лежит, «скорая» воет… Но съемки же. И моя очередь прыгать. А высота уже четыре тысячи метров. Девчонки освоили, а я ж в гипсе два месяца. Ну взлетаем. Подхожу к рампе, машу на камеру рукой, падаю, мысль одна: удержать улыбку. Зритель же не должен догадаться, что я на высоте этой впервые. А напор воздуха такой, что задыхаешься просто. Сумела-таки сбалансироваться, рву кольцо, и вроде как парашют раскрылся. И вдруг опять — дерг. Ну, думаю, может, так и надо. А на земле спрашивают: ты вообще как? — Нормально, — говорю. — А ты знаешь, что парашют у тебя не раскрылся?
— И как? Как ты приземлилась?
— Нас снимали операторы, которые работают с парашютистами. Они же выполняли функции страховщиков и не имели права раскрыться, пока не раскроется актер. Со мной тогда летел муж Зины Курицыной. Он и спас. — Вижу, — говорит, — парашют твой вышел, но только наполовину. В ранце застрял. Так я спикировал и просто руками его тебе вытащил.
— Да ты заново родилась.
— И опять, заметь, в Самаре. Но у меня ж все по трешке. И третий случай — это уже Чехия. В сценарии того трюка не было. Его Юра придумал. Подвесил меня на тросе к вертолету, тот на 300 метров поднялся и потащил. Болтаться на фале — удовольствие не из приятных, но когда вертолет набирает скорость, уже чувствуешь как бы опору. Приспособилась — лежу на воздушном потоке, но стоит пальцем пошевелить, начинает закручивать. А лететь с аэродрома до Простеева и обратно. Минут десять, если не больше. И руки-ноги потом отламывались просто — такое было напряжение. А ведь еще камера на рампе висит, и надо в нее улыбаться. Но сели.Смотрим запись, а Еланской на пленке нет. Cкорость у вертолета была небольшой, меня отнесло, и камера взять не сумела. И значит, снова лететь. Но уже на другой скорости. Да еще зажженные шашки хотят вручить. — Нет, — говорю, — с шашками не получится. Закрутит. И смотрю — кроме троса стального ко мне еще какую-то веревку цепляют. Юра потом признался, что в ночь перед этим моим полетом видел сон. Нехороший. И попросил военных (техническую сторону нам военные обеспечивали) крепеж продублировать. — Да мы на этих тросах танки в Афгане вытаскивали, — говорили они ему. Но он настоял. И правильно сделал.
— Неужели трос оборвался?
— Расстегнулся карабин. Я на страховке летела. Но узнала об этом, только когда сели. Встала на землю, а трос рядом упал. А почему так получилось? Да потому, что на обратном пути угодила в дождевое облако. Миллиарды игл впиваются в лицо, а я без очков. Ну обидно бы, согласись, было, если бы зритель после всего усомнился в том, что именно я выполняю трюк. Ну и пытаюсь глаза руками закрыть — начина-ет закручивать c сумасшедшей скоростью. Тут-то карабин и расстегнулся.
— Лен, а вы писали что-нибудь типа «в моей смерти прошу никого не винить»?
— Да нет вроде… Нет.
— Но деньги платили бешеные.
— Ага! Рубль за прыжок.
— Cмеешься?
— Ну три рубля. В общем, когда с нами за фильм рассчитались, я телевизор купила. Но мы ж не из-за денег.
— Ну ты-то точно из любви к искусству.
— Кстати, о деньгах. Администратором в Чехии у нас была такая Маша Хорунжева. Так эта Маша говорила, что если б она снимала тот мой полет, то и сама бы обогатилась, и я бы до конца жизни не знала финансовых проблем. В Америке за такое хорошо платят.
— Да только Бельмондо из артистов такое и делал, по-моему.
— А в Чехии не делали даже спортсмены. И когда один из тамошних чемпионов об этом нашем трюке узнал, тут же решил повторить. Задело его.
— А как у тебя с Яковлевой складывались отношения?
— Непросто. Александра же уже звезда — «Экипаж», «Россия молодая» — и довольно ревниво относилась ко всему, что происходило на площадке и за ее пределами. Иногда до смешного доходило. Тогда проблема была одеться. И как-то принесли мне очень хороший костюм из велюра. Но…
-…снималась в нем Яковлева.
— Ну она же — главная героиня.
— Cейчас она высокопоставленная чиновница.
— Я слышала.
— Как худсовет принял фильм?
— Нашли несколько фривольных, как они считали, эпизодов. Ну не может, возмущались, советский парашютист сидеть на рампе боевой машины и болтать ножками. Но Герасимов встал и говорит: Советский летчик Чкалов под мостом летал? Почему бы советским парашютистам не посидеть на рампе? Только благодаря поддержке Сергея Аполлинарьевича фильм и не стали кромсать.
— Ну а потом была премьера…
-…и вот тут я испугалась. Вот этот эпизод, когда лечу на фале. Я его и раньше видела. Но большой экран — другое. Вдруг осознала: оборвись еще и страховка… Ни-чего ж не сделаешь. Мама и вовсе разрыдалась. Мы же по всей стране с фильмом проехали. И, конечно, были в Самаре. Зато в Риге, на фестивале спортивных фильмов, где наша картина получила третью премию, Вячеслав Тихонов вручил мне диплом «За мужество в творчестве». И, между прочим, должен был в следующем фильме Иванчука играть моего отца. И были уже пробы. Но лег на операцию, и на отца пригласили Вельяминова.
— «55 градусов ниже нуля»? Ты об этой картине?
— О ней. В Свердловске снимали. И действительно было минус 50. Но это такая ерунда — мороз, если играешь с Виталием Соломиным, Cофьей Павловой, Игорем Старыгиным… А потом был фильм «Нелюдь, или В раю охота запрещена». И очень жаль, что его в России не видят. Военные фильмы Иванчука идут часто. А этот купили японцы и наложили вето на телеви-зионный показ. А там же Гурченко в главной роли! Партийная функционерка, у которой похищают сына. Вот тоже человек! Ни тени звездности! Снимали, помню, на шикарной даче. Отворяется дверь — Людмила Марковна. На своей машине приехала. Народ — ноль внимания: снуют — к съемке готовятся. Другая бы, возможно, и скандал закатила. Ну как же — звезда, а никто не встречает. Гурченко встала тихонечко, ждет, когда кто-нибудь освободится и объяснит ей задачу. Александр Михайлов тоже, между прочим, снимался в этой картине. Борис Невзоров. Невзорова Юрий Георгиевич очень любил и приглашал во все свои фильмы.
— Ты там играла?
— Ну это чересчур громко сказано. Хотя даже постоять рядом с Гурченко — счастье. На студии им.Максима Горького картину делали. Сценарий Аркадия Вайнера. Музыку Микаэл Таривердиев писал…
— А что это за киностудия «Дельта», о которой в связи с Иванчуком пишут?
— А он ее создал. При Союзе кинематографистов. Перестройка, студию Горького разорили, вот Юрий Георгиевич и создал свою. Снял несколько фильмов в Румынии и Таджикистане. А потом появилась возможность сделать с американцами фильм, и мы год жили в Майами. Старшей дочке было пять, младшей — три, и они уж даже со мной поанглийски говорить начали. А Юра ездил в Румынию — там строили декорации. Миллион долларов вложил. А американский партнер от проекта вдруг отказался. В общем, Света, мы все потеряли. Переживал Юрий Георгиевич страшно. Сначала Советский Союз рухнул, потом советское кино, потом он лишился всего, что заработал… Его в Аргентину звали. Предлагали открыть киношколу, но это же совсем другая культура. А в России — сплошная чернуха. Решил работать в Чехии, но и года не прожил. Рак.
— Где похоронили?
— А в Самаре и похоронили. Рядом с отцом и матерью.
— Лен, а у девочек не возникало желания заняться театром или кино?
— У Ксюши способности есть. Артистична, хорошо поет и танцует, но… экономист. Как и старшая, Настя.
— По Самаре скучаешь?
— Очень. У меня же и мама тут, и сестра. Все мои друзья здесь. По Самаре скучаю cтрашно. А полеты снятся каждую ночь. Глаза закрою и лечу. И вот этот звон. И воздух струится.
Общество
Общество
Общество
Комментарии
0 комментариев