Как эксперты-криминалисты помогают расследовать и раскрывать преступления

03.04.2024

1001

Автор:

Как эксперты-криминалисты помогают расследовать и раскрывать преступления

Экспертно-криминалистическая служба системы МВД России динамично развивается. Роль экспертов в раскрытии и расследовании преступлений постоянно возрастает. Они, обладая специальными знаниями, участвуют в осмотрах мест происшествий, исследуют улики, выполняют проверки по криминалистическим учетам, помогают воссоздать картину случившегося, идентифицировать орудия преступлений, формируют основную часть доказательной базы. В 2023 году в самарской полиции провели около 4300 экспертиз. Результаты 15 % исследований помогли установить тех, кто причастен к совершению преступлений.   

16 видов экспертиз 

В экспертно-криминалистическом отделе Управления МВД России по Самаре проводят 16 видов экспертиз — семь традиционных и девять специальных. К первым, как объясняет заместитель начальника этого отдела, подполковник полиции Леонид Черепенин, относятся дактилоскопическая, трасологическая, баллистическая, технико-криминалистическая в отношении документов, почерковедческая, портретная, а также исследование холодного и метательного оружия. Специальными видами экспертизы являются бухгалтерская, почвоведческая, ботаническая, видеотехническая, пожарно-техническая, товароведческая, физико-химическая, фототехническая и фоноскопическая.

Наиболее востребована трасологическая экспертиза. Криминалисты изучают оставленные на местах преступлений следы подошв обуви, орудий взлома. Часто проводят и дактилоскопическую — исследуют следы рук. 

При технико-криминалистической экспертизе документов проверяют бланки, печати, штампы и их оттиски, деньги, выясняя, настоящие ли они, как изготовлены и так далее. Портретная позволяет по признакам внешности установить, изображен ли на фотографиях один и тот же человек. При экспертизе материалов, веществ и изделий, или физико-химической, в основном исследуют микроволокна, к примеру, фрагменты одежды. 

Фоноскопическая экспертиза — новое направление для самарской полиции — определяет, принадлежит ли голос на звукозаписи конкретному лицу, каково дословное содержание разговора, вносились ли в фонограмму изменения: вставки, удаления, перемещение отрывков. 

В ближайшее время в Управлении МВД России по Самаре планируют открыть направление автотехнической экспертизы. Ее суть в том, чтобы установить обстоятельства ДТП, техническое состояние транспортного средства, психофизиологические характеристики участников происшествия и прочее.   

На месте происшествия 

В каждом отделе полиции организовано суточное дежурство следственно-оперативной группы. Обычно в нее входят следователь, сотрудник уголовного розыска и эксперт-криминалист. Когда поступает сигнал о преступлении, они выезжают на место. Там полицейские выясняют обстоятельства происшедшего, опрашивают потерпевшего, свидетелей, чтобы понять, где и какие следы, вещественные доказательства мог оставить злоумышленник, что он мог трогать, где наступать. 

Если нет потерпевшего, очевидцев или они не дают пояснений, эксперт сам моделирует ситуацию, ставит себя на место преступника, представляет, что тот делал.

— Например, произошла кража с проникновением в жилище. Поиск следов, которые помогут выйти на преступника, начинаем с подъезда, потом осматриваем с внешней и внутренней сторон входную дверь в квартиру, замок, само помещение, поверхности шкафов, предметов, где находились материальные ценности, и так далее, перебираем вещи, — рассказывает Леонид Черепенин. — Мы двигаемся со следователем. Он заполняет протокол осмотра места происшествия, а эксперт-криминалист обрабатывает, выявляет, фиксирует и изымает все криминалистически значимые следы — отпечатки рук, обуви, микроволокна. К протоколу прилагается иллюстрационная таблица. В ней — фотографии с места происшествия, которые показывают обстановку на момент осмотра, помогают сформировать полную картину совершенного деяния. Для криминалистически значимых следов — детальная фотосъемка. Все снимки делает эксперт.

У него с собой унифицированный комплект для осмотра места происшествия, так называемый «криминалистический чемодан». Там все необходимые для работы технические средства. Это измерительные, осветительные приборы, цифровая фотокамера, инструменты: отвертки, молоток, ножницы, пинцет, скальпель и другое, вспомогательные принадлежности. Есть лупы, шесть видов дактилоскопических порошков, кисти, пленки для выявления, копирования и изъятия отпечатков рук, все для работы с трасологическими следами, слепочные массы, средства для установления наличия крови. Также в набор входят упаковки для вещественных доказательств. Эксперт не может обойтись и без средств гигиены, без защитной маски, перчаток, бахил, чтобы обезопасить себя и не уничтожить следы, которые оставил преступник. 

Еще у полиции есть передвижная криминалистическая лаборатория на базе автомобиля Ford Transit. Она применяется на выездах, в полевых условиях.  

Как эксперты-криминалисты помогают расследовать и раскрывать преступления

Невидимые следы

— Каждый преступник оставляет следы, даже если он был в перчатках и в бахилах. Для всех они невидимы. Но эксперт-криминалист, используя оборудование, средства, знания, способен найти их, — продолжает Леонид Черепенин. — Для обнаружения биологических следов есть мощная ультрафиолетовая лампа. С ее помощью в помещении можно найти и замытую кровь. На полу, коврах, подоконниках, других поверхностях всегда есть пыль. Преступник, наступая туда, оставляет следы подошв обуви. Их выявляют при косопадающем свете. Прибор для изъятия пылевых следов называется «следокоп». 

Возможно, на какой-то поверхности было что-то пролито, где-то отслаивается краска. Злоумышленник мог забрать пыль и частицы каких-то веществ на своей обуви. Это так называемые следы отслоения. Или, наоборот, он что-то принес в помещение на подошвах извне. Это следы наслоения. 

Если преступление произошло на улице, эксперт осматривает и прилегающую территорию. Он должен быть готов работать в некомфортных условиях, с неприятными веществами, трупами, искать улики там, куда многие не захотели бы и заглядывать — например, в контейнерах с мусором. 

Чтобы исключить лиц, которые могли оставить на месте свои следы по причинам, которые не связаны с преступлением, эксперт проводит их дактилоскопирование. 

Как эксперты-криминалисты помогают расследовать и раскрывать преступления

В системе дактокарт 

Вернувшись в отдел полиции, эксперт продолжает работать с изъятыми следами. Во всех отделах есть лаборатории. Их оснащение постоянно улучшается, возможности расширяются. Следователь, дознаватель или оперативный сотрудник назначает ту или иную экспертизу, дает поручение на исследование объектов. 

Набор используемых инструментов, оборудования, баз данных зависит от вида исследования. Так, эксперт вносит следы рук — папиллярные узоры пальцев, ладоней — в автоматизированную дактилоскопическую информационную систему — АДИС. Здесь в электронном виде хранятся большие объемы дактилоскопической информации. Система ищет совпадения, сверяет следы с областной базой дактокарт.

— Даже если будет совпадение в 100%, система может выдать и других кандидатов, где сходство, например, 75%, — говорит Леонид Черепенин. — Эксперт сравнивает следы рук по частным признакам на экране компьютера, проверяет, не ошиблась ли система. Затем он передает информацию о личности установленного лица инициатору запроса, и тот занимается его отработкой.   

Неопознанные следы рук вносятся в АДИС, ставятся на криминалистический учет. Срок их нахождения в системе зависит от тяжести преступления, на месте которого они были изъяты. При особо тяжких время хранения не ограничено. 

— Если человек проходит дактилоскопирование впервые, его карта попадает в систему и проверяется. Устанавливают совпадение по каким-либо преступлениям. Полиция проверяет информацию, человека должны опросить, — объясняет Леонид Черепенин. — Когда возобновляются производства по делам прошлых лет, открываются новые обстоятельства, сведения о дактокартах, поступающих в систему, помогают раскрывать преступления. 

На криминалистический учет ставят и следы подошв обуви. Эксперт ищет совпадения и по этому массиву информации.

Как эксперты-криминалисты помогают расследовать и раскрывать преступления

Ответы на вопросы

В случаях, когда злоумышленника видели потерпевший и/или свидетели, эксперт вместе с ними в специальной программе составляет субъективный портрет, или фоторобот разыскиваемого лица. Важно сделать это по горячим следам, пока воспоминания не стерлись. Субъективный портрет — личное видение очевидца. Ему кажется, что у преступника были такие лоб, глаза, нос, губы и так далее. Приходится перебирать десятки вариантов тех или иных черт лица. В программе эксперт сравнивает портрет с фотографиями людей, которые стоят на учете. Она может показать до 50 кандидатов — тех, кто имеет типовые сходства. Необходимо отсмотреть всех и сделать соответствующие выводы.    

Завершив ту или иную экспертизу, специалист готовит итоговый документ — заключение. В нем он описывает, что, как, в каком порядке, зачем исследовал, и отвечает на вопросы, поставленные при назначении экспертизы. Их список формируют индивидуально, в зависимости от конкретного преступления, случая.

— Эксперт не может выйти за рамки вопросов. Он не проявляет инициативу. Какой вопрос задан, на тот и ответим, — подчеркивает Леонид Черепенин. — От грамотной постановки вопросов зависит исход экспертизы, а часто и исход дела. 

Работа по профилю

Специальность «Судебная экспертиза» получают в вузах МВД. Пять лет здесь обучают тактике осмотра места происшествия, методам и методикам производства экспертиз, уделяя основное внимание практике. В арсенале выпускников — семь видов традиционных исследований. Однако экспертом-криминалистом можно стать, имея практически любое высшее образование. Гражданские лица, приходя на службу в полицию, проходят стажировку, обучение, сдают экзамены и постепенно получают допуски на те или иные процессуальные действия, на проведение разных видов экспертиз, традиционных и специальных, в зависимости от основного образования. Например, эксперт с высшим биологическим образованием будет работать по своему профилю.  

— Криминалистическая наука постоянно развивается, появляются новые методы, технологии, — рассказал Леонид Черепенин. — На нашей службе — большие возможности для саморазвития, совершенствования навыков, всегда есть, чему учиться и что осваивать.  

Среди качеств, без которых не обойтись эксперту, — собранность, усидчивость, внимательность, способность мыслить аналитически, методичность, рациональность, стрессоустойчивость. Также он должен быть любознательным, иметь широкий кругозор — пригодятся знания из разных областей, в том числе психологии. Да, и нужно забыть о брезгливости. 

Служба эксперта сочетает в себе и выезды в «поля», на места преступлений, и работу в кабинете, в лаборатории, с документами. Однако интересных, запоминающихся осмотров, экспертиз в практике немного. Большая часть преступлений и, соответственно, исследований однотипные. Реальная работа эксперта совсем не похожа на ту, что показывают в детективных фильмах и сериалах.    

Как эксперты-криминалисты помогают расследовать и раскрывать преступления

Случай из практики 

Леонид Черепенин рассказал случаи из своей практики. На пустыре на Ракитовском шоссе обнаружили разбитый автомобиль, который два года числился в угоне. Эксперт осмотрел машину, обработал ее поверхности всеми имеющимися дактилоскопическими порошками, но значимых следов не нашел. То ли погодные условия повлияли, то ли отпечатки стерли. Изъяли микроволокна. 

В трех метрах от автомобиля, у проезжей части, стоял пол-литровый пластиковый стакан с какой-то жидкостью, и сначала на него не обратили внимания. Однако эксперта заинтересовало, откуда тот взялся на пустыре — и он обнаружил на нем четкие следы рук. В отделе полиции специалист занес их в АДИС и установил совпадение с лицом, которое ранее привлекали к ответственности за кражи и угоны транспортных средств.   

В октябре 2023 года в полицию поступил сигнал о совершении контактного мошенничества. Пожилому человеку по телефону сообщили, что его сын устроил ДТП, и, чтобы избежать уголовного наказания, нужно заплатить. Деньги мошенникам передали в подъезде. Эксперт изъял с перил следы рук, и по результатам дактилоскопического исследования вышли на человека, который принял сумму. 

В минувшем октябре девушка вышла из подъезда одного из домов на улице Дыбенко. Неизвестный мужчина вырвал из ее рук пакет с двумя дорогостоящими телефонами — то есть совершил разбой — и убежал. Сумма ущерба составила более 200 тысяч рублей. Эксперт искал следы рук не только на территории, прилегающей к месту преступления, но и в подъезде. В итоге он изъял их с двери. Видимо, злоумышленник следил за потерпевшей, заходил в подъезд. Его задержали по горячим следам. 

Так же быстро нашли вора, который в декабре украл телефоны из павильона в бизнес-центре в Кировском районе и оставил свои отпечатки.

Фотографии автора

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Общество

Как домашние животные спасают брак и снижают стресс

«Мы испытываем чувство близости, когда смотрим в глаза своему питомцу или гладим его»

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации