ЛюдиСпорт

Велосипедист Александр Гвардеец: «Людей у нас катается много, места хватает не всем»

Прыжки в высоту, сальто и перевороты – это еще не все, что умеют делать любители велоспорта под названием BMX(Bicycle Moto Extreme). Это  направление настолько полюбила самарская молодежь, что уже этим летом местный спортсмен отправляется на Всероссийский чемпионат в Сочи. Мы встретились с велосипедистом Александром Гвардейцем, который рассказал обо всех тонкостях катания на BMX.

— Как ты пришел в большой спорт?

— В детстве я жил в Ульяновске, но потом перебрался в Самару. Уже тогда я знал, что в этом городе есть скейт-парк в Струковском саду. Мой старый скейтборд валялся без дела, поэтому я взял его и пошел кататься. У меня ничего не получалось. Но тут я увидел парня, который исполнял трюки на
велосипеде BMX. Тогда я понял, что это намного зрелищнее и круче. Тем более, на скейте ты не сможешь уехать из одного конца города в другой. Перед Днем рождения я приехал с родителями в магазин на проспекте Ленина, где мне купили первый велосипед. Тогда он стоил примерно четырнадцать тысяч рублей.

— Какая была модель?

— Вообще велосипеды бывают разные. Они приспособлены для основных спортивных дисциплин: скейт-парк, стрит и дерт. Суть одна — нужно показывать различные прыжки. Также велосипеды бывают в полной комплектации или частные, то есть сборные из различных запчастей. Чаще всего молодым ребятам покупают велосипеды уже готовые, так как они хотят все и сразу. У меня был «комплит».

— Ты учился трюкам сам или тебе кто-то помогал?

— В то время никто этому не учил. Этим обычно занимались в городах, где есть большие скейт-парки. Поэтому я узнавал о трюках из видеозаписей на
кассетах или в Интернете. Можно сказать, что первое поколение BMX в Самаре — самоучки. Сейчас с этим намного проще: легко можно найти тренера, а в интернете посмотреть, как делаются трюки.

— Получается, что ты самоучка, который пробился на соревнования. Как у тебя это получилось?

— Я был на соревнованиях в Санкт-Петербурге, Москве, Красноярске и других российских городах. Помимо этого я побывал на зарубежных чемпионатах,
например, посетил Монпелье во Франции. Заграницей тяжело выступать, так как туда съезжаются лучшие спортсмены. В России этот спорт
появился позже, поэтому мы не так продвинулись. Несмотря на это, среди наших спортсменов встречаются талантливые молодые люди. Думаю, что у
меня просто неплохо выходит.

— Тебе понравилось во Франции? Можно ли вообще сравнивать условия для велосипедистов в Самаре и европейских городах?

— В Европе также есть проблемные города, где велоспорт почти не развит. Однако там больше скейт-парков, где ребята тренируются. Самару сравнивать с иностранными городами очень сложно из-за того, что у нас мало площадок. Раньше в Струковском саду был скейт-парк, приспособленный для полетов и прыжков. Сейчас там оборудовали бетонную плазу, которая в два раза меньше прежней. Людей у нас катается много, места хватает не всем. Поэтому тяжело чему-либо научиться в таких условиях. Надеюсь, в будущих проектах все недостатки учтут. Тем более власти планируют реконструировать скейт-парк на Воронежских озерах. Еще неплохо было бы создать в городе секции и кружки для детей. Но это сделать довольно тяжело, учитывая, что молодые люди не контактируют с основой велотусовки.

— Существует ли у нас реальная проблема с тем, что людям негде припарковать велосипед?

— У нас есть велопарковки, только выглядят они как зигзагообразная конструкция, вбитая в пол. Пристегивать велосипед к ним нужно так, чтобы не украли запчасти. Например, ты привязал колесо и ушел по своим делам. А когда вернулся, на месте велосипеда осталось только колесо. Поэтому иногда возникают конфликтные ситуации с охраной. Велосипедистов просто выгоняют, когда они пытаются оставить свой транспорт внутри какого-нибудь здания.

— Ты часто путешествуешь. Наверняка видел, как эти проблемы решают в других городах?

— Чем больше в мегаполисе велосипедистов, тем проще им на улице. В Москве и даже в Краснодаре есть хорошие условия, потому что там строят скейт-парки просто в новых жилых кварталах. В столице людей с двухколесным транспортом легко пускают в метро. Я не вижу в этом ничего плохого. Пора
уже дать распоряжение охранникам, чтобы велосипедистам не препятствовали в этом, если у них есть специальный чехол. При условии, конечно, что велик должен быть разборным.

Кроме того, заграницей дороги сделаны идеально гладко. Там ты не будешь опасаться высоких бордюров. Понятно, что на трюковом BMX можно с него
спрыгнуть, но мамы с колясками или люди с ограниченными возможностями просто так не съедут. Кстати, в Самаре к чемпионату сделали более удобные
спуски, но не везде.

Плюс ко всему, в Европе есть трамваи, вагоны электричек и метро со специальными отсеками и креплениями для велосипедов. Платить дополнительно за это не нужно. Думаю, эти лайфхаки пригодились бы нам.

— Ты часто пользуешься велосипедом в обычной жизни, например, чтобы доехать до магазина?

— Весной, когда все тает, хочется почувствовать дуновение ветра. В это время могу много кататься по городу. Но я не делаю это каждый день. Для коротких поездок у меня есть двухколесная штука, которая называется гироскутер. Удобнее встать на него, доехать до магазина, купить что угодно. Когда ты на велосипеде, у тебя заняты две руки, а на гироскутере они свободны.


— Правда, что BMX – это модель, которая совершенно не приспособлена для долгих поездок, и что на нем даже не сидят?

— Когда я впервые купил велосипед, то задумался над этим – седла нет, тормозов тоже. На самом деле к этому быстро привыкаешь. Другое дело, что в горку очень сложно заехать из-за того, что кататься приходится стоя. Однако освоиться можно уже через половину месяца. Потом даже 30 километровый путь не будет казаться непреодолимым.

— У тебя намечаются спортивные события в ближайшее время? 

— В этом году 30 и 31 августа состоится Всероссийский чемпионат по BMX в Олимпийском парке в Сочи. Здесь пройдет квалификация, полуфинал и финал. Что удивительно, в Краснодарском крае соревнования проходят по два или три раза в год.

— Планируешь ли ты в дальнейшем развиваться в этом спорте?

— Я хотел стать кем-то в спортивной индустрии, но для этого необходима спонсорская помощь. Сейчас тяга к соревнованиям угасает, ведь мне уже 26 лет. Спонсоры предпочитают более молодых ребят из столицы. В регионах это мало кого интересует. Сегодня пришло осознание того, что зря я ушел в спорт, потому что получил огромное количество травм. Старался прыгнуть выше головы. Но теперь остепенился и продолжаю получать кайф от катания.

— Серьезные были травмы?

— Основные это вывих левого бедра, перелом левой ключицы, вывих правой ключицы, переломы пальцев, рассечение лба до брови. Все зависит от того,
насколько ты морально подготовлен к катанию.

— Какую пользу принесло появление BMX в твоей жизни?

— Во-первых, спорт развивает тебя физически. Напрягаются плечи и спина. Во-вторых, я получаю огромное удовольствие от катания и незабываемое
ощущение адреналина, который попадает в кровь. В-третьих, я знакомлюсь с интересными людьми, расширяю свой круг общения.

Метки

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение