Политика

Дискуссия вокруг 109-го квартала. Как развивать исторический центр?

Наверное, идеальный вариант строительства — в чистом поле. На участке, который прежде не был занят ни домом, ни предприятием, ни учреждением. Не надо ничего разрушать до основанья, чтоб затем… Динамика исключительно положительная: в исходной точке — ноль, в конечной — готовое здание.

Большому городу рассчитывать на такой идеальный вариант не приходится, чисто поле в черте мегаполиса не появится ниоткуда. Разрастание вширь тоже имеет пределы. Поэтому параллельно идет развитие, переосмысление содержания ранее застроенных территорий, более интенсивное использование земли и рост вверх — постепенное повышение этажности. Но в таких случаях практически неизбежно столкновение интересов, полярных точек зрения. И умение властей, жителей и строителей находить компромисс становится обязательным условием развития города.

Утверждать рано

Самарцы особенно щепетильны, когда речь идет о появлении новых объектов в историческом центре. Активные дискуссии обязательно начинаются, стоит только строителям рассказать о планах, затрагивающих «старую Самару». И это здорово, это и есть поиск того самого компромисса.

Буквально на днях подобное обсуждение развернулось вокруг участка в Ленинском районе — 109-го квартала, который очерчен улицами Ульяновской, Самарской, Вилоновской и Садовой. На публичные слушания был вынесен проект планировки, в котором рассматривается возможность возвести здесь семь многоэтажных жилых корпусов. Пять из них предложено поставить «углом» на Ульяновской/Самарской. Естественно, речь не идет о сносе всего прочего в этом квартале.

Основная претензия общественности к этому проекту, инициатором которого выступает компания «Трансгруз», — высотность жилых секций. Заказчик видит здесь «потолок» в 17 этажей, «выход» может составить около 50 тысяч квадратных метров жилья. Насколько реальны планы по строительству комплекса именно в таком виде, насколько глубоко проработан проект, мы выясняли у официальных лиц и экспертов.

Как подчеркнул руководитель департамента градостроительства Сергей Рубаков, пока не утвержден даже проект планировки этого квартала.

— Проект планировки определяет возможность развития территории. Он устанавливает ограничения при строительстве: не выше стольки-то этажей, небольше такой-то плотности застройки, — пояснил он. — Что будет возведено реально, как будут выглядеть новые здания, определяется в ходе рабочего проектирования. Но подготовка и утверждение этих документов — дело не одномоментное, оно займет еще определенное время. Так что говорить о том, что испортится вид улицы, — рано, пока еще идет, по сути, обсуждение идеи.

По словам Рубакова, проект планировки 109-го квартала может быть отправлен на доработку, а потом пропущен через повторную процедуру публичных слушаний.

Руководитель департамента отметил, что многие кварталы в историческом центре, по сути, являются депрессивными территориями — с ветхими домами, где люди до сих пор живут с удобствами во дворе, но при этом возражают против какого бы то ни было строительства рядом с собой.

Сергей Рубаков подчеркнул, что здания, расположенные и конкретно в 109-м квартале, и в любой другой части города, которые являются объектами культурного наследия, обязательно будут сохраняться. Это подтвердил нам и главный архитектор города Алексей Самарцев. Он
заверил, что о судьбе усадьбы Зеленко можно не беспокоиться, ее ансамбль затронут не будет.

Слишком высоко?

Но в целом намерения «Трансгруза» по развитию квартала должны быть скорректированы, считает главный архитектор. По его мнению, 17 этажей — это слишком много для этой территории.

— Стоит подумать об увеличении числа парковочных мест, площадок для прогулок, может быть, там детский сад нужен. Над такими социально значимыми вещами надо подумать дополнительно, — говорит Самарцев. — Избыточная высотность может просто задавить этот квартал. Нужно проверить все показатели и градостроительные регламенты. Это будет сделано: собиралась комиссия, экспертный совет, обсуждали тему, и принято решение поручить исполнителям еще раз проработать эти вопросы.

Заместитель спикера городской думы, председатель комитета по строительству, имущественным и земельным отношениям Игорь Рязанов считает, что развитие исторического центра — это процесс неизбежный, но требующий особо тщательной выверки буквально по каждому новому объекту. Он отметил, что желание «Трансгруза» возвести высотки понятно, ведь здесь необходимо расселить довольно большое число старых домов. Но депутат призывает застройщиков к умеренности при составлении планов.

— Считаю, что этажность должна быть все-таки меньше. И в квартале нельзя строить частокол из домов, лучше если это будут отдельные здания, обеспеченные достаточным количеством парковочных мест, зонами для отдыха, чтобы здесь жилось комфортно, — полагает Рязанов. — Архитекторы должны подсказать, как расположить многоэтажки, чтобы они не закрывали объекты культурного наследия. Хотелось бы увидеть не один проект, но и другие решения по планировке квартала. Если есть возражения, то нужно садиться за стол переговоров, искать консенсус, убеждать, слышать друг друга. Если это некрасиво, высоко, то застройщик должен идти на уступки. Можно чем-то пожертвовать, но прийти всем сторонам к единому мнению.

Вице-спикер добавил, что проект строительства в 109-м квартале еще будет рассматривать комиссия по землепользованию и застройке с участием экспертов, депутатов, и у горожан есть дополнительная возможность высказать свое мнение.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение