Культура

В Самаре проходит выставка «Взгляд на вещи»

Галерея «Виктория» не перестает удивлять самарцев своими необычными выставками.

На этот раз искусствоведам удалось наладить связь с единственным провинциальным музеем современного искусства России — знаменитым PERMM. Его основатель Марат Гельман отправился создавать крупный культурный центр в Черногории. А сотрудники музея продолжают работать с концептуальным искусством и организуют экспозиции в разных уголках нашей страны.

— На выставке «Взгляд на вещи» будут показаны лучшие произведения из коллекции, ставшиеклассикой актуального искусства, — рассказала ведущий научный сотрудник PERMM Анна Суворова. — По моему мнению, подобные экспозиции в провинции особенно нужны. Ведь многие из россиян не имеют возможности посещать столичные музеи и следить за тенденциями. К тому же актуальное искусство говорит о повседневности, и этим оно близко даже не искушенным в искусствоведении людям.

Куратор выставки Сергей Баландин подтвердил, что дом, уют, малая родина — эти понятия имеют особую значимость для
провинциальных городов. Они противопоставляются столичному интернационализму и карьеризму и, как кажется, объединяют Пермь и Самару. Искать поэзию в обыденном — это особенность русских художников.

Тема выставки — исследование феномена жилища. Здесь представлены произведения российских художников, работающих с образами повседневных вещей или создающих из бытовых предметов другую, фантастическую реальность. Концептуальное искусство подразумевает, что в основе работы лежит замысел художника, идея, а не материал, с помощью которого она воплощается. Поэтому объектом искусства может стать любой предмет, явление, процесс, так как концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест.

Понять это искусство не сложно. Особенно если оно говорит о до боли знакомых нам вещах — существующих в настоящее время или бывших символами одной из исторических эпох развития нашего общества. Как, например, арт-объекты Владимира Козина из серии «Уголок Флягина». Предметы, сопровождающие скудный быт обитателя московской коммуналки, выполненные из разрезанных автомобильных шин в увеличенном масштабе, выглядят и пугающе, и завораживающе: огромный консервный нож, электрочайник, «последняя рубаха», которую бедняк готов отдать не раздумывая.

Образ дороги, который использовал в своей инсталляции Александр Бродский, — один из важнейших в русском искусстве.
Кажется, только россиянин поймет глубинную суть композиции, напоминающей о привычных для старших поколений общественных местах — тюрьме, больнице и плацкартном вагоне, мчащемся в неизвестную даль. Широкого философского обобщения достигает в серии панно «Хлеба» Анатолий Осмоловский. Он соединяет формы древней иконописи, фактуру хлебного мякиша и теплоту дерева. Арт-группа «Мыло» представила свою «янтарную комнату» из подсвеченных кусков хозяйственного мыла — объекта также почти сакрального в сознании послевоенного поколения. Они навсегда запомнили, что в годы несчастий необходимый для выживания запас — это мыло, соль и спички.

Не могут не вызвать любопытство «скелеты» Ольги и Александра Флоренских. Они изобразили животных и птиц, используя бытовой хлам — проржавевшие детские ванны 50-х годов, уходящие в небытие инструменты — гвоздодеры, ломы, а также никелированные садовые лейки и старые стулья.

Выставка продлится до 8 декабря. (6+)

    Метки

    По теме

    Добавить комментарий

    Комментарий появится после модерации.

    Газета

    Приложение