Появятся ли в Самаре дельфинарий и новый ЗАГС?

26.07.2016

93

Автор: Сергей Симонов

Появятся ли в Самаре дельфинарий и новый ЗАГС?

Заместитель руководителя департамента градостроительства Самары Ирина Панфилова рассказала о том, как муниципалитет и бизнес находят общий язык.

Несколько месяцев назад в структуре городской власти было выделено отдельное направление — взаимодействие с инвесторами. Эту работу возглавила Ирина Панфилова. Насколько трудно заниматься этим в непростых финансово-экономических условиях, какие проекты сегодня обсуждаются с инвесторами и по какому принципу ведется их отбор, в интервью «СГ» рассказала замруководителя департамента градостроительства Ирина Панфилова.

Доверять власти

-В условиях кризиса ваша должность является одной из ключевых с точки зрения развития города. Чем вы занимались раньше?

— По образованию я юрист. Долгое время работала в министерстве строительства Самарской области на должности заместителя министра, была заместителем директора регионального филиала Федеральной кадастровой палаты Росреестра. А начинала я свою трудовую деятельность в Регистрационной палате, где занимала должность начальника отдела правового обеспечения и судебной защиты. Так или иначе моя работа всегда была связана с недвижимым имуществом: зданиями, строениями, сооружениями, с земельными участками, оборотом недвижимости. У меня достаточно обширный опыт, база знаний, которые я могу применять на практике. Думаю, поэтому глава города Олег Борисович Фурсов и пригласил меня на работу.

— Какие задачи поставил перед вами мэр?

— Задача у меня очень простая и понятная: проекты нужно реализовывать, муниципалитет заинтересован в привлечении инвесторов, но надо помочь им работать строго в правовом поле. А не так, чтобы потом, спустя годы, начинались судебные споры, уголовные дела и так далее. Думаю, поэтому я оказалась здесь, чтобы закон на практике грамотно применять и чтобы от стратегии мы пришли к реализации конкретных проектов. Передовые субъекты, в том числе Москва, Санкт-Петербург давно воплощают в жизнь законные схемы взаимодействия с инвесторами в масштабном смысле. У нас эта тема только начинает работать.

— Что вы увидели, когда пришли? Велась ли работа в этом направлении?

— Было агентство экономического развития при департаменте экономического развития, были проекты, которые они вели, даже были проекты, включенные в реестр важнейших. Из того, что начинало реализовываться, — проект строительства логистического центра в Красноглинском районе. Были попытки реализовывать концессионные соглашения со стороны департамента управления имуществом.
Что касается бизнеса, сегодня существует кризис недоверия к власти. Наша цель — создать в Самаре такие условия, чтобы это отношение изменить. Инвесторы должны поверить, что власть не поменяет своих планов, что достигнутые договоренности в любом случае будут соблюдены.

— Почему существует этот кризис? Так сложилось исторически?

— Это не только самарская проблема, когда бизнес не совсем доверяет власти. Причина в том, что существуют административные барьеры, которые необходимо снижать, и такая задача поставлена Президентом РФ, это и инвестклимат, который нужно улучшать, и многое другое. Задач много, и когда они будут решены, наверное, поменяется многое. Но должен пройти не месяц и даже не год.

Работа в двух направлениях

— А что касается финансовой стороны: с учетом экономической ситуации, насколько инвесторы готовы реализовывать проекты?

— Инвесторов, заинтересованных в приходе в наш город, меньше не стало. Они далеко не всегда хотят строить торговые центры, как, наверное, чаще всего представляют жители. Есть проект дельфинария, колеса обозрения и другие из сферы социально-культурного развития города. 

— Правильно ли я понимаю, что желание вкладывать деньги не пропало, просто поменялись приоритеты, во что их вкладывать?

— Да, сегодня инвесторы зачастую сами говорят, что они готовы построить, денег не просят. Они приходят со своими идеями, у них для этого есть финансы, и наша задача состоит в том, чтобы все это подхватить, и от стратегии, планов с учетом всех наших проблем и приоритетов, воплотить проект в жизнь. Время так называемых инвесторов, которые готовы только осваивать бюджетные средства, прошли.
«Дайте мне» — так сегодня нельзя, потому что у нас вся земля предоставляется на аукционной основе. Причем даже если речь идет про самый интересный для города проект. Законодатель дал механизм государственно-частного партнерства. Что это такое, если рассуждать примитивно? Государство входит в проект своим имуществом. В большинстве случаев муниципалитеты входят землей, а дальше инвесторы делают все сами. Законодатель предусмотрел и массу других рычагов. Это и софинансирование, и субсидии, и компенсация затрат на коммунальную инфраструктуру. В этом списке и концессионные соглашения. В чем их смысл? Инвестор реконструирует муниципальное имущество, берет его в пользование на определенный срок, зарабатывает, возвращая тем самым свои инвестиции, а после этого концессия может быть прекращена. В итоге в муниципальной собственности появляется взамен старого, разрушенного объекта новый и современный. И это приращение происходит за счет инвестора.

— Как строится ваша работа?

— Получается, что у нас два направления работы. Первое — когда инвесторы сами приходят и говорят: «Я хочу сделать для города…» Мы берем их проект, смотрим, делаем замечания, после чего можно говорить о реализации. И второе направление — наши проекты, которые требуют привлечения инвестиций. Например, у нас есть школа на улице Юбилейной, 22. Здание в разрушенном состоянии. Есть понимание, как она должна выглядеть, сколько детей должно там учиться. Но этот и ряд других проектов ждут своего инвестора.

— При выборе проектов вы учитываете стратегию развития города, архитектурный облик?

— Безусловно. Очень часто инвесторы заявляют: «Хочу именно здесь и сегодня!» Мы же хотим понять, как это будет востребовано в будущем, как это будет выглядеть через десять лет, через 20, как это вписывается в архитектурный облик города. Такие моменты надо учитывать, если мы хотим развивать Самару гармонично.

Дельфинарий, ЗАГС и парк

— Вы уже назвали несколько проектов, которые инвесторы готовы реализовывать в Самаре. Расскажите о них поподробнее.

— Если брать проекты в социально-культурной сфере, то есть инициатор, готовый построить в Кировском районе спортивный парк и детско-юношеский центр с рестораном быстрого питания около ФОКа «Грация». Этот проект — осознанное желание власти с учетом мнения жителей построить в этом месте сквер и создать место для семейного отдыха.

— Вы еще упомянули довольно экзотичную вещь — дельфинарий.

— Этот проект вполне реален. В настоящее время под него изыскивается земельный участок, нужна большая площадь. Инициатор — компания «Московский дельфинарий» — заказывал подробный анализ, который показал и обосновал, почему этот проект нужно реализовывать именно в Самаре, почему здесь он будет востребован. В числе причин — то, что сюда стекается много транспортных потоков, а значит, объект будет популярен не только у самарцев, но и у гостей из Ульяновска, Оренбурга и других наших соседей. Есть предложения по строительству аттракционов: планируется заменить колесо обозрения в парке имени Гагарина на современное и красивое, и изыскивается место для еще одного — с видом на Волгу.

Проект дельфинария
Появятся ли в Самаре дельфинарий и новый ЗАГС?

Проект ЗАГСа
Появятся ли в Самаре дельфинарий и новый ЗАГС?


— Проекты в сфере ЖКХ интересны инвесторам?

— Да, из самого ближайшего — снегоплавильная станция. Есть несколько инвесторов, которые готовы построить городу такие объекты, и нам они интересны. Должны быть современные способы плавления снега и очистки от мусора с последующей утилизацией. Сегодня один из инициаторов уже подал свои предложения в департамент управления имуществом, они рассматриваются. Думаю, что скоро по этому проекту будет объявлен конкурс. Есть красивые проекты по устройству исторического центра в границах улиц Комсомольской и Фрунзе, по строительству на стрелке рек необыкновенно красивого ЗАГСа с видом на две реки. По ним есть инвестиционные паспорта, но проекты пока в стадии поиска инвесторов.

Проект снегоплавильной станции
Появятся ли в Самаре дельфинарий и новый ЗАГС?

— То есть мы понимаем, что к каким-то проектам инвесторов пока нет?

— Будем искать! Наша задача — нужные городу проекты воплотить в жизнь.
 

ТЭГИ:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации