Как это было: съемки фильма «Тревожные ночи в Самаре»

23.04.2016

637

Автор:

Как это было: съемки фильма «Тревожные ночи в Самаре»

Исполнитель одной из ролей заслуженный артист РФ Иван Морозов (на фото) поделился воспоминаниями

31 января 1970 года на Центральном телевидении состоялась премьера трехсерийного фильма «Тревожные ночи в Самаре». Весь Союз с замиранием сердца следил за раскрытием контрреволюционного заговора 1921 года — подлинными событиями, происходившими в нашем городе. В историю отечественной культуры картина вошла как первый многосерийный фильм, снятый на телевизионной студии. В Союзе было около 180 студий телевидения — подобную картину сняла только куйбышевская.



Об одном из самых значимых событий в киноистории нашего города говорили в рамках проекта «Из контекста о главном», прошедшего в галерее «Новое пространство» при областной библиотеке. За два дня зрители смогли посмотреть все три серии фильма «Тревожные ночи в Самаре», а также пообщаться с Иваном Морозовым и оператором комбинированных съемок картины Валерьяном Введенским. Рассказанные ими истории со съемок оказались не менее интересны, чем сам фильм.
 
«На Венцека снимается кино!»
 
— В театре мне сказали: быстрее беги на Венцека, там снимается кино! — начал рассказ Иван Морозов. -Я и прибежал. Мне дали сценарий и сразу приступили к съемкам. Помню первые слова: «Вы арестованы, Кротычев. Сдайте оружие». Про себя я подумал: «Ты чекист, значит, нужно говорить строго и жестко». Так и сыграл. А оказывается, этот Кротычев — мой хороший друг. Это я узнал позднее, когда прочитал весь сценарий. Значит, мне надо было совсем по-другому произносить эти слова…
 
«Часовой революции» не вышел
 
— Задача была поставлена: написать сценарий о самарских чекистах, которые помогали становлению советской власти, — отметил Валерьян Введенский. — Первоначально название было «Часовой революции». Когда сняли фильм и посмотрели его, стало понятно, что до «часового революции» он недотягивал. Название потом искали долго.
 
С миру по нитке
 
Валерьян Введенский вспоминал, что реквизит собирали по всему городу:
— Помните времена, когда в моду вошли дурацкие шифоньеры: белые с зеркалом, а старые хорошие шкафы — из дерева, мореного дуба с резьбой и инкрустацией — выбрасывали? Нам для съемок все это отдавали даром — просили просто вывезти мебель.
 
Большое кино на маленькие деньги
 
— Финансовая проблема тогда стояла остро, — признается Валерьян Введенский. — Москва давала деньги тютелька в тютельку.

А съемки — это большие расходы. Председатель комитета по телевидению и радиовещанию Константин Шестаков пришел к нам из кинохроники — у него был опыт работы в кино. Это сильно сказалось на всем процессе. Фильм вышел во многом благодаря ему. Он сказал: «Можем попробовать снять, но мы не потянем ни технически, ни творчески…»
 

И сколотил творческий коллектив, который, как паровоз, потянул нас всех дальше. В том числе предложил оператора-постановщика — молодого Игоря Вовнянко, который окончил ВГИК с красным дипломом. Он пригласил великолепных актеров из нашего театра драмы — они были известны по всему Союзу, много ездили с гастролями. Но специфика театральная и киношная различаются. И на главные роли он пригласил несколько «киношных»: Валерия Караваева, Сергея Яковлева и Владимира Емельянова.
 
Творение наших земляков
 
Сценарий для картины создал куйбышевский писатель и журналист Эдуард Кондратов в соавторстве с Владимиром Сокольниковым.
 
В фильме снялись многие актеры Куйбышевского театра драмы им. Горького: Светлана Боголюбова, Ольгерд Тарасов, Александр Демич, Сергей Пономарев, Ванда Оттович-Воловская, Николай Михеев, Николай Засухин, Всеволод Турчин.
 
Иван Морозов поделился сложностями, которые возникли на съемках:
 
— В театре мы репетируем все постепенно: ты родился, рос, жил, потом умирал. А здесь: сначала «Кротычев, вы арестованы», а потом то, что было до этого. Сложно держать себя в биографической линии. Если бы еще озвучивали мы сами, тогда все было бы, наверное, лучше. Но голос и интонации не мои. Нас тогда не отпустили из театра.
 
Всем известно, как ревностно Петр Львович Монастырский относился к своей труппе.
 
Родные места
 
Все натурные съемки проходили в Куйбышеве. На экран попали: садик около Жигулевского пивзавода, старинный трамвай, который сейчас стоит в трамвайном депо на Полевой, Иверский монастырь — снимали и его внутренние интерьеры. Иногда в кадре возникали пространственные парадоксы.
 
— Фразу «Вы арестованы, Кро-тычев. Сдайте оружие» я говорил на Венцека, а выходил из дома на улице Фрунзе, — поделился Иван Морозов.
 
Подфилонил…
 
— Снимали в Овраге Подпольщиков. Персонаж Ольгерда Тарасова должен был по нему убегать, — рассказал Валерьян Введенский.
 
— Он пришел из театра и решил подфилонить: «Я сверху кожанку надену, а брюки оставлю свои». В итоге он, набрав большую скорость, собрал всю грязь и мусор Оврага Подпольщиков. По звуку это было нечто.   Все, что он знал,
— все сказал. С тех пор всегда переодевался.

Как это было: съемки фильма «Тревожные ночи в Самаре»За кадром и в кадре
 

Дочь Эдуарда Кондратова Лариса Рудякова каждый день была на съемках:
— Весь город снимался в этой картине! Включая меня и половину моих друзей. Папа тоже «засветился»: в эпизоде ареста Кротычева суровый чекист с усами — это он.

Раньше курили, теперь пьют чай
 
Заметно, как в фильме много курят.
 
— Сейчас в сериалах не курят, но все время пьют чай, — поделился своими наблюдениями Валерьян Введенский. — Это нужно, чтобы заполнить паузы в диалоге: «Ты будешь чай?» — «Я уже пил». — «А я попью…»

Как это было: съемки фильма «Тревожные ночи в Самаре»Критика от компетентного зрителя
 

— Однажды я рыбачил на Некрасовском спуске, — вспоминает Иван Морозов. — Вокруг меня ходит мужчина. Ходит, ходит… Потом спрашивает: «Фамилия!» — «А что такое?» — «Я спрашиваю: фамилия!» — «Морозов…»
 
— «Вот если бы в форме на задания не ходили бы, вас по башке бы и не…» И нецензурно закончил фразу… Оказалось, он был старый сотрудник спецслужб и его возмутило, что мы упустили эту подробность.

Кино могло не быть
 

После монтажа, когда ленту отправили на тиражирование, из Москвы пришло сообщение, что негативы в браке. Вся съемочная бригада была в состоянии, близком к инфарктному… А там просто взяли не тот проявитель. На помощь пришла Одесса (где проходили павильонные съемки): «Мы будем сами печатать!» И все завершилось благополучно.
Как это было: съемки фильма «Тревожные ночи в Самаре»
ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации