Валерьян Введенский: «Реквизит для первого сериала собирали всей Самарой»

16.01.2016

1

Автор:

Знаменитый оператор рассказал о том, что скрывается за «кулисами» кинопроизводства.

2016 год в России признан Годом кино. А 28 декабря планета в 120-й раз отметила праздник кинематографистов и зрителей. Именно в этот день состоялся первый платный киносеанс: в Париже, на бульваре Капуцинок, братья Люмьер, получившие патент на аппарат «Синематограф», на большом экране продемонстрировали «Выход рабочих с фабрики». Эру российского кино открыл фильм Владимира Ромашкова «Понизовая вольница»: в 1908 году восьмиминутную картину по мотивам песни «Из-за острова на стрежень» первыми увидели жители Санкт-Петербурга. Свой вклад в становление отечественного кинематографа внес и наш город. В 1969-м в Куйбышеве сняли первый многосерийный боевик — «Тревожные ночи в Самаре». О том, что осталось за кадром и как Самара сейчас связана с кино, рассказывает оператор легендарной ленты, отличник Гостелерадио СССР, заслуженный работник культуры РФ, обладатель удостоверения «Заслуженный работник средств массовой информации Самарской области» под номером 1.

— Валерьян Глебович, картине «Тревожные ночи в Самаре» почти полвека, а интерес к ней не ослабевает. В чем секрет?
— Фильм старый, но в нем есть душа, настроение. Когда премьеру транслировали по центральному телевидению, на улицах Куйбышева было пусто, все смотрели «Тревожные ночи в Самаре». Ведь авторы сценария Эдуард Кондратов и Владимир Сокольников взяли за основу подлинные события, которые происходили в городе.

Фильм, фильм, фильм


— В индийском кино если висит на стене ружье, то в финале оно начнет танцевать и петь. У самарского фильма какая особенность?

— В сериале показана старая Самара, родная натура. Съемочными площадками тогда стали знакомые для всех дворы, и жители могли видеть, как работают актеры. В фильме кроме столичных артистов Владимира Емельянова, Сергея Яковлева, Валерия Караваева играли актеры куйбышевской драмы, в их числе Светлана Боголюбова, Ванда Оттович, Иван Морозов, Оль-герд Тарасов. В съемках задействовали и наше «знаковое место» — старинное здание пивзавода. Там с колоритным Тарасовым, который изображал бандита, чуть не случилась беда. Мы снимали в бондарном цехе. Оль-герд бегает, стреляет, и на него вдруг бочки покатились. Выбрался еле живой.

— Почему первый отечественный боевик снимали именно в нашем городе?
— Поначалу мы ставили только телевизионные спектакли. Но хотелось чего-то большего. Начали делать подсъемки «живые». Это очень украшало постановки, и со временем телережиссеры настроились на короткометражки. Так появилась лента Владилена Недолужко «Старик в потертой шинели». А потом в стране наступил интересный период — пошли сериалы: «Операция «Трест», «Майор Вихрь». И тут зародилась идея: а не снять ли нам многосерийный фильм?

— Идея идеей, но ведь была нужна производственная база…
— У самарских телеоператоров хорошая школа. Мы учились у профессионалов, которые работали во время войны. У Каз-начеева, у снимавшего в 45-м Нюрнбергский процесс Киселева. Операторы-боги! В конце 1941-го в Куйбышев была эвакуирована Центральная студия кинохроники, из Москвы вывезли лабораторное и звукозаписывающее оборудование, наладили выпуск кинопродукции. В период, когда началась работа над фильмом «Тревожные ночи в Самаре», техническая база была слабая. Это понимал и председатель комитета по телевидению и радиовещанию Константин Иванович Шестаков, который до этого работал директором студии кинохроники и знал производственный процесс от и до. Он пригласил двух вгиковцев с красными дипломами: оператора Игоря Вовнянко и художника-постановщика Вячеслава Тараканова. Но декораций было недостаточно, и потому основные съемки решили проводить в Ялте, на филиале киностудии имени Горького.

Внимание, мотор!

— В фильме Сергея Бондарчука, чтобы снять первый бал Наташи Ростовой, оператор Анатолий Петрицкий надел роликовые коньки. А у вас имелась своя придумка?

— Техника в то время была примитивной, это, конечно, затрудняло работу. Даже на ялтинской студии применяли «самопальный» кран. Прибегали к разным ухищрениям, и не только техническим. Например, почти вся наша съемочная группа участвовала в массовках. Особенно в Ялте. Массовке платили три рубля 60 копеек, а жить в командировке и поиметь вдруг три рубля — это приятно. Хотя деньги кончаются, а подначки товарищей остаются. У меня был эпизод, где я дверь открывал и говорил: «Кропычев, к Левину!» Так до сих пор надо мной подшучивают!

— Один из героев самарского фильма говорит голосом гайдаевского Шурика. Это в самом деле Александр Демьяненко?
— Да, это он. Картину озвучивали в Ленинграде, поэтому не все персонажи говорят «своим голосом».

— И печатали сериал в городе на Неве?
— Нет, на одесской киностудии. К слову, директор фильма Олег Галкин (прежде он был замдиректора цирка) так и остался в Одессе, вскоре возглавил киностудию, там его первой работой стала картина «Вертикаль» с Высоцким…

— В кино случаются разные ротации. Например, атрибуты кочуют из фильма в фильм. Вот «лошадь с крыльями» задействовали и в «Бриллиантовой руке», и в «Служебном романе». В самарском фильме есть подобная «знаменитость»?
— Пожалуй, нет. Костюмы мы брали на «Мосфильме» и на студии имени Горького, но кто еще снимался в этих шинелях, не знаю. А вот про мебель скажу. Реквизит собирали со всей Самары. Объявили по телевидению, что купим добротную мебель. Горожане откликнулись. Отправляясь на ялтинскую киностудию, мы целый товарный вагон вещей загрузили. Потом наши резные шкафы и столы ходили по другим фильмам. Знаю, что режиссер Михаил Калик (известный по картинам «Человек идет за солнцем», «До свидания, мальчики!») брал самарскую обстановку в аренду. Часть реквизита так и осталась в Ялте, а что-то вернулось в Куйбышев. Мебель была неприподъемной, из натурального дерева.

— Наш город вообще внес весомый вклад в отечественный кинематограф. Достаточно сказать, что в Самаре родился Эльдар Рязанов. Наши земляки — актеры Ольга Остроумова, Анатолий Кузнецов, многие другие. С кем из известных артистов довелось работать?
— Несколько лет назад ГТРК «Самара» снимала фильмы «Вторая столица» с Василием Лановым и «Последний час декабря» с Львом Дуровым. Работа быстро шла. Дуров все время шутил, чуть что — рассказывал анекдоты. Я даже его останавливал: «Лева, ну их, давай работать». И с Лановым тоже было легко. Расскажу об одном эпизоде. Снимали на станции Безы-мянка, там с военных лет остался старый пристанционный домик. Декабрь, холод дикий, ветер сквозной. Василий Семенович — в демисезонном пальто, кепке. Сняли несколько дублей на переходе через линии. Кассир увидела народного артиста: «Ой, а вы заходите!» Вошли в домик. Чаю нам дали. Женщины с соседнего базара с коржиками прибежали. Смотрю — несут Лановому удочку! Народная любовь.

Продолжение следует

— Вы ведь не только в Самаре снимали, но и в Москве.

— Всегда был охоч до курсов, которые тогда проводил Комитет Гостелерадио. Лекции операторам читали преподаватели ВГИКа, московского университета. Практические занятия у нас были и на «Голубом огоньке», и в «Кабачке «13 стульев», и в Большом зале консерватории. В опере кинозвезды мне встречались реже, но зато я теперь все музыкальные инструменты знаю.

— А вы еще и со спортом «на ты»: чемпион области и города в гребле на каноэ. Что вас побудило сесть в лодку?
— Наверное, черта характера -только вперед! Да и вообще тренированному легче операторскую телегу толкать…

— Актеры обычно мечтают сыграть Гамлета. А вы, главный оператор ГТРК «Самара», к каким вершинам стремитесь?
— В моей творческой биографии — пять художественных фильмов, более 40 телеспектаклей, мне довелось работать ведущим оператором на трансляции московской Олимпиады, Игр доброй воли и Кубка Кремля. К счастью, у нас в ГТРК «Самара» и сегодня так много интересной работы, что некогда мечтать! Как страна живет, так и мы дышим.


Читайте также:

Общество

КНПЗ заботится о сохранении редких пород обитателей Волги

Более десяти лет сотрудники выпускают мальков ценных пород

Общество

Самарчанка стала обладательницей титула «Королева жизнелюбия»

Девушка удивила жюри конкурса «Рожденная побеждать!» своими «безграничными возможностями, улыбкой и талантом».

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации