Политика

Самара: вас ждет незабываемое путешествие!

Современные города конкурируют за привлечение туристов из прагматических соображений

 
Развитие туристического кластера Самарской области в преддверии проведения чемпионата мира по футболу — одно из стратегически важных направлений для приложения усилий и областного правительства, и муниципальной власти, и бизнес-сообщества. Жители губернии сегодня тоже живо заинтересованы в развитии въездного туризма, более того, сами готовы быть туристами в родных местах, открывая их с неожиданной, непривычной стороны. Об этом свидетельствуют и специальные группы в социальных сетях, посвященные достопримечательностям области, и самодеятельные экскурсии для горожан, которые время от времени проводят самарские краеведы, и многое другое. Сложилась уникальная ситуация, когда устремления власти и потребность граждан гармонично совпадают. А значит, открывается окно возможностей для появления нового лица нашего города — доброжелательного, красивого и удивительного.
 
Туристический переворот 
 
Наш ближайший сосед — город Балаково, который в начале прошлого века входил в состав Самарской губернии, тоже всерьез задумался о привлечении туристов и уже весьма прилично продвинулся по этому пути. Благодаря усилиям администрации Балаковского муниципального района и энергии заместителя ее главы Людмилы Савочкиной на прошлой неделе там состоялось очень интересное событие — межрегиональный форум «Российский город и туризм: новая повестка дня». Интересное прежде всего экспертами, которые сумели вывести разговор о формировании туристической привлекательности городов на уровень философского осмысления и попытались ответить на самый важный для начала любой осмысленной деятельности вопрос: а собственно, зачем сегодняшнему российскому городу нужны туристы, вторгающиеся в его привычный ритм, нуждающиеся в разнообразных услугах, праздношатающиеся и глазеющие на «аборигенов» как на диковинку. Действительно, зачем?
 
Ведущий научный сотрудник института социологии Российской академии наук Александр Согомонов считает, что туризм сегодня, с точки зрения культуры, становится уникальной составляющей нового типа человека. И в мире уже произошел туристический переворот.

Если в  1950 году в мире было всего 25 млн людей, перемещающихся с целью туризма, то в 2012-м — миллиард. Каждый шестой человек на Земле! 
 

Что движет этими людьми? По мнению Согомонова, именно это важно определить, прежде чем формулировать стратегию развития туристического кластера города. Отделить курортника от того, кто едет отдыхать (как делают это ежегодно около 20 млн россиян, отправляющихся чартерными рейсами в Египет или Турцию). Отличить их от собственно Туриста, которым движет усталость от однообразия привычной жизни, охота к перемене мест и впечатлений, и от человека, для которого перемещение в пространстве стало образом жизни (таких «бездомных», чья работа и доход не привязаны к конкретному месту, в мире становится все больше). Сделать это необходимо из сугубо прагматических соображений: курортнику нужна оздоровительная инфраструктура, а отдыхающему — целая досуговая индустрия, которая может (по примеру того же Египта) создать рабочие места для половины населения города. Туриста могут привлечь достопримечательности с историями, легендами. Или формирование уникальной, ни на что не похожей атмосферы, городской среды — внутри которой ему будет интересно находиться, на фоне которой ему будет приятно фотографироваться, выкладывая фотки в инстаграм или фейсбук, и куда захочется возвращаться. Или создание события.
 
— Во всех странах мира, в отличие от России, существуют министерства туризма. А в России все туристические объекты и в целом туризм подчинен министерству культуры, — говорит Александр Согомонов. —  Пока для российских городов туризм — это факультативная стратегия. Если же мы ставим перед собой задачу развития целой индустрии туризма, это значит, что огромное число людей должны стать сервильными — умеющими и желающими оказать услугу.
 
Но при этом, подчеркивает эксперт, провальной будет попытка строить стратегию развития исходя из того, «что нужно туристу», успех гарантирует противоположный подход — «что нужно самим жителям города». Это и будет ответом на вопрос — зачем нам туристы.
 
Сложности Самары в поисках этого ответа и формировании своего образа «города, в который хочется приехать» не в малых ресурсах туристической привлекательности, скорее, наоборот — в многоликости города, в обилии достопримечательностей, которые могут стать притягательными для туристов: от известного на весь мир бункера Сталина до найденной в этом году археологами крепости начала XVIII века, где бывал Петр I, от Дома-музея Алексея Толстого до остатков дома, где случилось «стояние Зои». 
 
Наши трудности не от бедности — от богатства.

Найти себя

Самарская область тоже вот уже несколько лет ищет свой туристический бренд, который отразил бы лицо, неповторимую особенность нашей территории. Города «Золотого кольца» привлекают многочисленных экскурсантов выдающимися  старорусскими архитектурными и историческими памятниками, в Великом Устюге поселился Дед Мороз,  Иркутск привлекателен близостью Байкала, Волгоград — грандиозными мемориальными комплексами… А на чем поставить акцент у нас в губернии? На поиски направлялись целые команды экспертов, которые пытались разработать наш туристический бренд методом мозгового штурма. Абсолютный ответ сегодня так и не найден. Тема «Самара космическая» оказалась интересной не очень широкому кругу экскурсантов, на Самарской луке полностью проработанный и оборудованный маршрут по самым высоким горам на Волге — Жигулям — пока появился только один. 
 
Как повысить туристическую привлекательность Самары и губернии? Ответом на этот вопрос становятся конкретные дела: они пока не претендуют на большой туристический поток, но сами по себе интересны и перспективны.
Например, самый молодой экскурсионный маршрут Самары, который, по сути, рождается у нас на глазах, на некогда строго засекреченный объект — подземелья горы Тип-Тяв на Красной Глинке, на знаменитую гору-холодильник. (Об этом маршруте «СГ» расскажет в следующем номере.)

Из суеты городов — в сельскую глубинку
 
Близ села Алькино Похвистневского района (175 км от Самары) довольно успешно отработал свой полноценный первый сезон центр агротуризма «Сельский уют». Село это с национальным татарским колоритом, а центр отдыха делает ставку не столько на национальные особенности, сколько на отдых на лоне степных и лесостепных пейзажей. Вы будете жить в деревянных номерах с удобствами. Рядом — сельское подворье с курами, индюками, козами, чаем на травах и блинами из деревенской печи. Здесь же, на территории, на специальном полигоне можно упражняться в стрельбе из лука и метании топора. Есть современные квадроциклы и старая добрая деревенская баня на дровах, бильярд и теннис, и здесь же, за околицей, лошади и бесконечные степные просторы для прогулок верхом, есть пруд для купания и недалеко — обзорная ковыльная гора Юллы тау.
 
— Сегодня городские дети зачастую видят такие пейзажи, домашних животных и птицу только по телевизору. А у нас можно и отдыхать от суеты и спешки, и познавать сельский быт, — считает создатель «Сельского уюта» Расих Латыпов. — Мы решили повысить туристическую привлекательность нашего района и области вот таким способом: показывать сельскую глубинку во всей красе и учиться скакать на лошадях. У нас здесь уже проходил всероссийский Сабантуй со скачками, эти места гости со всей страны оценили по достоинству. Теперь надо активнее раскручиваться. В старинном селе Алькино  достаточно рабочей силы, чтобы достойно принимать многочисленных гостей. 

Выигрышный вариант: дружба народов
 
Две недели назад в райцентре Борское в рамках Года культуры прошел российско-индийский культурный форум «Россия — Индия: диалог культур». В Борском районе  несколько лет успешно работает крупное сельскохозяйственное предприятие «Неприк», которое возглавляет Матару Харджиндер Сингх — индиец по национальности, он же руководитель московской региональной общественной организации «Объединение «Индийская диаспора». Он и инициировал проведение форума у нас в губернии, организаторами стали общероссийская общественная организация «Ассамблея народов России» и еще целый ряд общественных структур. Поддержку оказали правительство Самарской области и ГКУ СО «Дом дружбы народов».
 
На фестивале гостей ждали выставка детского рисунка «Россия глазами индийских детей и Индия глазами российских детей», фотовыставка «Священная Индия», традиции и блюда индийской кухни, ярмарка индийских товаров. А центральными событиями стали круглый стол «Миротворческий потенциал культуры» и большой трехчасовой российско-индийский концерт.
 
— Для сельского района это было событие очень серьезного масштаба, интересное и сельчанам, и приехавшим на форум горожанам, — отметила руководитель управления национальной и конфессиональной политики администрации губернатора Самарской области Надежда Осипова.
 
Борчане событие оценили. И очень надеются на продолжение. Действительно, почему бы не привлекать туристов вот такими колоритными праздниками дружбы народов?

КОММЕНТАРИИ:

Александр Согомонов, ведущий научный сотрудник института социологии РАН:
 
• Что является целью туристического перемещения? Что-то суперское. Эстетическая наполненность туристического объекта, которая позволяет мне воспринимать ее без специального образования. Легенда места. Гений места. Туристическая идея строится на том, чтобы находить эти достопримечательности. Или придумать. Без вранья-придумки — не бывает достопримечательности.
Туристические потоки сегодня — важнейшая тема для управления. Но мы еще не научились так работать с людьми, чтобы тема впечатления, опыта, удовольствия, интереса стала формирующей. У нас по-прежнему преобладают потоки отдыхающих — досуг, ничего более. 
Поэтому в туристических потоках России лидирует Черноморское побережье. Поэтому почти во всех регионах России выездной туризм преобладает. Но города уже начинают конкурировать друг с другом за туристов. С каждым годом растет число городов, которые хотят быть туристически привлекательными. 
 
Глеб Алексушин, доктор исторических наук, краевед:
 
• Когда мне поручили сопровождать немецкую группу и я спросил у гостей, что они хотят посмотреть, они как один сказали: бункер Сталина. Это главная изюминка Самары. Россиян помимо бункера привлекает набережная. Конечно же, ракета-носитель «Союз», украшающая фасад здания музея «Самара космическая». Моя мечта — восстановление бункера Берии. Он находится под Хлебной площадью и сейчас затоплен. Если привести его в приличное состояние, там, я уверен, побывает огромное число не только приезжих туристов, но и самарцев (из интервью «СГ»).

КСТАТИ

На туристическом портале www.tripadvisor.ru вчера было 5803 отклика людей, побывавших в губернии.

По информации руководителя областного департамента туризма Михаила Мальцева, ежегодно на территории Самарской области проходит более 400 крупных событийных мероприятий. Фестиваль авторской песни «Грушинский». Молодежный форум «iВолга», собравший самых активных молодых ученых и исследователей из регионов ПФО. 
Фестивали «На волжской набережной» и «Барабаны мира», фестиваль скорости «АвтоГрад», проекты национального парка «Самарская лука», фестиваль электронной музыки и нетривиального спорта «ГЭС фэст», проект VOLGA QUEST — гонки на собачьих упряжках, фестиваль уличного искусства «Пластилиновый дождь», выставка яхт и катеров VOLGA boatshow, городской праздник «Сызранский помидор».
По статистике, в Самарскую область приезжают 500-550 тыс. человек в год. Объем внутреннего туризма растет на 4-5% в год. На первом месте — пляжный отдых. Второе направление по оборотам — деловые поездки. Третье — культурно-познавательное направление. И дальше, уже по убывающей, идут санаторно-курортный, круизный, экологический, паломнический виды туризма. Событийное направление туризма также востребовано.

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение