Байкал, Хакусы, Фролиха. Самарская группа отправилась на север знаменитого озера, где заезжие туристы бывают редко

22.08.2025

Loading

Автор:

Байкал, Хакусы, Фролиха. Самарская группа отправилась на север знаменитого озера, где заезжие туристы бывают редко

«Самарская газета» продолжает информационный проект «Моя большая страна», получивший заинтересованный отклик читателей. Самарцы делятся впечатлениями о путешествиях в такие уголки России, куда еще большого турпотока нет. Возможно, их рассказы натолкнут кого-то на мысль пройти этими же дорогами.

Карта пригодилась

— Мы ездим по горным районам страны группой друзей-единомышленников. Маршруты всегда разрабатываем сами. Главное, чтобы были интересные места и по возможности меньше цивилизации. Ведь самый лучший отдых — активный. И непременно на фоне природной красоты, — рассказала бессменный руководитель команды на протяжении 15 лет Людмила Пак. — Когда все вместе выбирали маршрут, как-то сразу возник план: северный Байкал. Идею все поддержали. Байкал для нас уже стал родным, любимым. В прежние годы были в южной его части и на культовом острове Ольхон. Сейчас те места раскручены, разрекламированы, туда многие едут. Но, надо сказать, там далеко не самые красивые байкальские виды. Несколько лет назад мы отправлялись в другую точку — на полуостров Святой Нос на территории Забайкальского национального парка. Это восточный берег, Бурятия. Увидели Байкал другим — с малохоженой тайгой, отлично прогретой водой заливов Култук и Чивыркуйский, с самым крупным лежбищем нерп на Ушканьих островах, с горячими источниками, бурятскими святынями в Баргузинской долине. Тогда работники национального парка посоветовали нам: а побывайте-ка еще дальше, во Фролихинском заказнике на северо-западе Баргузинского хребта. Там есть большое горное озеро Фролиха. И одни из самых горячих источников на Байкале. А туристов совсем немного. Мы купили карту района и пока пять лет ездили по другим маршрутам страны, не забывали о Фролихе. И вот карта пригодилась. Действительно, северный Байкал — это настоящее открытие.

Еще одним открытием стал путь к Северобайкальску. В этот небольшой городок из Самары идет прямой поезд Кисловодск-Тында. Без всяких пересадок, по легендарной Байкало-Амурской магистрали. С самолетами сложнее, беспересадочных рейсов нет. У самарцев, которые проезжали по БАМу впервые, было немало поводов для восхищения. Здесь уже сплошь настоящая бескрайняя тайга с кедрами, лиственницами, пихтами, стлаником, редкими грунтовыми дорогами и небольшими поселками. Но и здесь же огромное водохранилище Братской ГЭС, мощь Байкальского хребта, чьи вершины поднимаются ввысь с двух сторон от железнодорожной ветки. Пробитые в гранитах тоннели. Падающие с гор водопады. И примеры того, как БАМ сейчас продолжает развиваться, поскольку строятся параллельная железнодорожная ветка и новые инфраструктурные объекты.

В небольшом уютном Северобайкальске в местном музее гости с Волги изучили экспозицию, посвященную истории железнодорожного освоения этих мест.

Курорт среди тайги

Пять часов самарская группа и другие немногочисленные пассажиры ждали у моря погоды. На море по имени Байкал — а там, на севере, озеро действительно воспринимается как стихия огромных размеров — бушевал шторм.

Полтора часа переправы на восточный берег Байкала — и группа встала палаточным лагерем на площадке курорта Хакусы.

Курорт — это разбросанные по тайге несколько срубовых домиков из почерневшей от времени лиственницы, еще несколько недавно построенных сооружений и главное — поляна среди высоких хвойников с четырьмя дощатыми бассейнами с горячей водой, двумя питьевыми источниками, дощатыми же мостками-тротуарчиками, удобной раздевалкой и чайной.

Этот мини-курорт, оторванный от большой земли, строился полвека назад. Диковинные горячие источники хорошо были известны местным старожилам-эвенкам, потом их начали осваивать охотники, рыбаки, строители БАМа. Из земных недр бьют струи с температурой 40-50 градусов. Как подсказывает информационная табличка, в сутки на поверхность изливается до четырех тысяч кубометров кремнистой высокотермальной минеральной воды. Тектонические процессы вокруг Байкала не затухают, поэтому по берегам так много теплых и горячих «бань». А самые мощные выходы — на севере.

В Хакусах наши путешественники ощутили себя оторванными от большой земли по полной программе. Людей очень мало. Телефон срабатывает не всегда. И электрогенератор, бывает, дает сбои. С одной стороны — Байкал. С трех других — почти нехоженые тропы Баргузинского хребта. На песчаных прибрежных дюнах обычное дело — свежие следы медведя. Так что за грибами и ягодой здесь в одиночку не ходят. А новички в этих местах то и дело рассказывают истории про хозяина тайги, нагоняя на себя двойной страх.

Бухты, водопады, пески и нерпы

Самарцы, как и задумывалось, дошли-таки по семикилометровой экологической тропе до вожделенного межгорного озера Фролиха, о котором услышали пять лет назад. Красоту описать невозможно — это надо видеть. С егерем доплыли на катамаране до одного из озерных заливов, откуда по тайге поднялись вверх к водопаду огромной мощи. Вблизи цивилизации к такому объекту природы ехали бы и ехали экскурсанты нескончаемым потоком. А тут даже географического названия огромный водный поток не имеет. Будто для Баргузинского хребта подобная грандиозность обычное дело.

Чем еще восхитил северо-восточный берег Байкала? Бухтой Аяя, название которой переводится с эвенкийского как «прекрасная, удобная». Так оно и есть. Еще надо побывать в пещерах мыса Турали. На прибрежных дюнах с золотистым песком. На месте впадения в Байкал стремительной реки Бирая, богатой хариусом. И, конечно, на мысе Локанда, рядом с которым можно увидеть греющихся на камнях нерп. Самарцы лежали на берегу в засаде минут 20, ожидая, когда вынырнет морской зверь. Его явно кто-то спугнул — возможно, медведь. Уже собирались уходить по тропе восвояси, и вдруг из воды показалась круглая черная голова. Нерпа то возвышалась над водой, постоянно озираясь, то вновь ныряла в глубину. И вот, видимо, посчитав, что явной угрозы с берега нет, начала заползать брюхом на ближайший камень, помогая себе ластами. Подставила свой блестящий бок солнцу, даже не подозревая, что путешественники из далекой Самары снимают эту идиллию на кинокамеру.

Фотографии автора

Читай, где удобно

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации