Чарские пески. Журналист «Самарской газеты» побывала в самой северной пустыне страны в Забайкальском крае

01.08.2025

Loading

Автор:

Чарские пески. Журналист «Самарской газеты» побывала в самой северной пустыне страны в Забайкальском крае

«Самарская газета» продолжает информационный проект «Моя большая страна», получивший заинтересованный отклик читателей. Самарцы делятся впечатлениями о путешествиях в такие уголки России, куда еще большого турпотока нет. Возможно, их рассказы натолкнут кого-то на мысль пройти этими же дорогами.

Еще лет 10-12 назад об этом месте на карте страны мало кто слышал. Чарские пески давно были известны, пожалуй, только немногим туристам, совершающим горные походы по Кодарскому хребту в Забайкальском крае, к перевалам которого путь пролегает через песчаные барханы. Но о северной пустыне они рассказывали мало. Ведь их целью были горы.

И вот о Чарских песках вновь заговорили после десятилетий более чем скромной славы. Предположительно, отправной точкой стали прекрасные фотоснимки одного из местных блогеров. Территория на его работах была показана настолько выигрышно, что популярность маршрута стала нарастать год от года как снежный ком. В мало кому известное село Чара потянулись за яркой натурой фотохудожники, трэвел-журналисты и искатели новых маршрутов. В последние пару лет поездки на Чарские пески уже начали предлагать крупные туроператоры, хотя пока заявленные ими цены неоправданно «кусаются», да и программы проработаны слабо. То есть достойных предложений для любителей комфортного изучения объектов пока нет.

Впервые услышала о Чарских песках четыре года назад от проводницы поезда, следовавшего по Байкало-Амурской магистрали в Тынду. Она тогда приглашала обязательно проехать по БАМу в год 50-летия легендарной железной дороги и по пути сойти на станции Новая Чара, чтобы среди тайги увидеть пустыню и за ней — высокие горные пики. По магистрали проехать удалось. А вот с песками тогда не сложилось. Но идея оставалась в «листе ожидания». И этим летом все получилось.

Удача! Все сложилось

Железнодорожная станция Новая Чара расположена примерно на полпути между Северобайкальском и Тындой. На севере Забайкальского края. На станции подсказали: три раза в день прямо от вокзала отходит рейсовый автобус в село Чара, или Старая Чара. Оттуда на пески и идут.

Автобус за полчаса домчал до села, затерянного на таежно-озерно-речных просторах. Несколько улиц с деревянными домами, свой аэродром, куда летают небольшие самолеты из Читы. Изначально в этих местах кочевали с оленьими стадами эвенки, а в 1950-х годах пришли геологи. Поселок разросся. И сегодня можно увидеть штольни, остатки деревянных бараков и другие свидетельства былой деятельности. Но дойти до них непросто, только с рюкзаком, палаткой и в резиновых сапогах. И в накомарниках. Потому-то по Кодару ходят не многие. Чарские пески лежат как раз на пути к тем горным маршрутам.

В Чаре сразу направилась к дому с вывеской «Национальный парк «Кодар». Раз есть на территории официальная природоохранная организация — значит, она здесь главный хозяин.

За два месяца до поездки списывалась с отделом экопросвещения и туризма нацпарка. Но тогда ответ был таким: «Стоит сушь, в лесах пожароопасная обстановка, посещение тайги под запретом. Уточняйте обстановку ближе к дате вашей поездки».

Сейчас все спокойно, прошли хорошие дожди. Директор нацпарка Василий Макаров смилостивился над заезжей журналисткой и несказанно обрадовал информацией:

— Как раз сейчас будем забрасывать на пески на вездеходе троих геологов. Можете к нам присоединиться.

Это удача, поскольку идти одной семь километров через медвежью тайгу, переходить вброд реку Средний Сакукан — приключение не для слабонервных. А тут и команда провожатых во главе с директором, и экзотичный гусеничный транспорт, и десант ученых из Якутского института мерзлотоведения и Тюменского института криосферы Земли. Они будут жить на песках и изучать водные ресурсы на вечной мерзлоте, сравнивать нынешние данные с теми, которые были получены исследователями в 1970-х годах.

Барханы на вечной мерзлоте

Месили гусеницами болотистую почву, пересекали Средний Сакукан и вдруг резко взобрались на песчаную горку. Все, началась зона песков. Выгрузились из вездехода у небольшого живописного озера Аленушка. Здесь обычно стоят палаточным лагерем прибывшие путешественники. Противоположный берег — самый настоящий бархан. Туда и пошли. За ним начинается огромное песчаное царство Чарской котловины.

Как образовалась эта песчаная пустыня с самыми настоящими дюнами на вечной мерзлоте, среди бескрайней лиственничной тайги, рядом со множеством водных объектов — рек, озер, болот? Ученые пришли к выводу, что много тысяч лет назад всю территорию между Кодарским и Удоканским хребтами занимало древнее озеро. Со временем вода сошла, а донные отложения остались. Теперь они перевеваются ветрами, промываются талыми и дождевыми водами, но остаются на прежнем месте, поскольку таежный заслон не дает им улететь, распылиться и исчезнуть.

Так и живет забайкальская пустыня площадью 30 квадратных километров, которую называют самой северной в стране. И самой красивой, потому что фоном для песков с редкой растительностью или вовсе без нее служат крутые скалистые склоны Кодарского хребта, где в расщелинах даже в июле лежит снег. Такого нет ни у какой другой пустыни. За этим редчайшим сочетанием, особыми световыми эффектами и едут сюда фотохудожники.

— Мы, конечно, не против, чтобы люди приезжали любоваться этой красотой. Но условия ставим такие: обязательно надо получить разрешение нацпарка на посещение, прочитать наши положение и предупреждения посетителям, строго соблюдать противопожарный режим и максимально бережно относиться ко всем объектам, — подчеркнул директор особо охраняемой природной территории. — Главное, надо осознать, что Чарские пески — не для легкой прогулки. Непростая тропа. После дождей вода в реке резко поднимается, и вброд, бывает, ее не перейти. И встречи с медведями здесь не исключены. В этом сезоне в районе песков косолапых не наблюдается, но в любой момент они могут спуститься с гор.

На следующий день, уже в поезде, познакомились с туристом-одиночкой из Екатеринбурга. Он 20 дней шел маршрутом сначала через Чарские пески, затем через несколько перевалов и ущелий Кодара. С медведями встречался дважды. В первый раз практически лоб в лоб. Помогли перцовые баллончики. Мишке они не понравились, и он предпочел ретироваться.

Фотографии автора

Читай, где удобно

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации