Ветеран МВД Татьяна Олейник: «Следователь должен ставить под сомнение даже очевидное, чтобы не допустить ошибки»

29.07.2025

Loading

Автор:

Фотограф: Владимир Пермяков

Ветеран МВД Татьяна Олейник: «Следователь должен ставить под сомнение даже очевидное, чтобы не допустить ошибки»

25 июля в нашей стране отметили День сотрудника органов следствия Российской Федерации. Это общий праздник следователей — СКР, ФСБ и МВД. Их роль в противодействии преступности невозможно переоценить. Они стоят на важном рубеже, охраняя правопорядок и обеспечивая торжество закона. Наш собеседник — ветеран, подполковник юстиции Татьяна Олейник. Работе в следствии она отдала более 20 лет.

Первое дело

По мнению Татьяны Олейник, ежедневный кропотливый труд следователя предполагает не только неукоснительное соблюдение установленных процедур, терпение и выдержку, но и глубокое знание жизни, умение понять каждого отдельного человека:

— Мечта работать следователем у меня зародилась еще в пятом классе сельской школы совхоза «Кутузовский». У нас были прекрасные учителя, которые дали нам хорошие знания. После окончания десятого класса в 1977 году я приехала в Куйбышев с желанием поступить в местный филиал Всесоюзного юридического заочного института. Но первая попытка закончилась неудачно, и я отправилась трудиться на завод «Гидроавтоматика». Проработав там девять месяцев, по комсомольской путевке пришла в милицию. Служила в оперативно-конвойном дивизионе на Степана Разина. Со второй попытки стала студенткой ВЮЗИ, но закончила не его, а Самарский госуниверситет, куда нас перевели после закрытия отделения всесоюзного вуза. Правда, у меня был некоторый перерыв в работе в правоохранительных органах в связи с декретным отпуском.

Татьяна Олейник долгие годы служила в Промышленном УВД Самары.

— Хорошо помню свое первое дело. В то время оно казалось мне сложным, но если посмотреть на него с учетом опыта прожитых лет, то оно, конечно же, не было таким. Из мест лишения свободы в коммунальную квартиру на проспекте Кирова вернулся рецидивист. Соседи — мама с дочкой. Он украл у них некоторые вещи. Мне хорошо запомнилось, что среди похищенного была женская юбка. Когда мужчина воровал, его увидела маленькая девочка из соседней комнаты. Она и указала на похитителя. Злоумышленника быстро задержали. Поскольку это было открытое хищение, то все квалифицировали как грабеж. После суда вор вновь отправился в места не столь отдаленные, — рассказала подполковник юстиции.

Остановить «гастролеров»

Следователь много занималась делами, которые требуют особой тщательности.

— В моем ведении были тяжкие преступления. Расследовала групповые кражи. Приходилось заниматься многоэпизодными делами так называемых «гастролеров». Люди, совершив преступление в одном городе, исчезали из него. В частности, очень резонансное было дело, когда в Самаре совершали преступления выходцы из Грузии. Злоумышленников арестовывали, определяли в изоляторы. Приходилось очень часто туда ездить, бывали дни, когда просто валилась с ног от усталости, — вспоминает ветеран. — Большая группа омских «гастролеров» под руководством некоего Бовина обкрадывала квартиры в Самаре. Злоумышленников, конечно, задержали. Когда мы поехали проверять показания на месте, Бовин сбежал. Правда, дали ориентировку и его вновь задержали. Это мне врезалось в память. Очень сложно было пережить, когда у тебя готовое дело, а основного обвиняемого нет. Но в итоге его осудили.

Собеседница отметила, что Промышленный район был одним из самых сложных в городе. Шли 90-е годы, когда преступность многократно возросла. С ней нужно было бороться, и это удавалось.

Случались и казусные ситуации.

— Я была дежурным следователем, когда поступил звонок: на Ново-Садовой трамвай переехал женщину. Мы быстро выехали на место происшествия. Однако там не оказалось ни пострадавшей, ни трамвая. Звоним в дежурную часть узнать, что произошло, а нам отвечают: «труп» ушел на собственных ногах. Как говорится, все хорошо, что хорошо кончается. Но случай действительно курьезный, — поделилась Татьяна Олейник.

С теплом говорит она о своем наставнике и руководителе, полковнике Владимире Дробинине, который 18 лет возглавлял Промышленное РУВД:

— Он для меня многое сделал и по работе, и в жизни. Это человек слова, гранит.

После работы в Промышленном УВД Татьяна Олейник перешла в главное следственное управление ГУВД Самарской области, где в контрольно-методическом отделе занималась аналитической работай. Правда, поначалу ее туда не отпускали:

— Владимир Григорьевич написал на рапорте: «Нет, нет и нет». С ним я поехала в главк, где начальник ГСУ Юрий Супонев наложил другую резолюцию. Все закончилось мирно. В главном следственном управлении прослужила 12 лет. Сейчас занимаюсь общественной работой в совете ветеранов.

Чувство удовлетворения

Как считает подполковник юстиции, главное в работе — человечность, и многим коллегам ее удалось сохранить даже в лихие 90-е. Важна также добропорядочность. Следователь должен ставить под сомнение даже очевидное, чтобы не допустить ошибки:

— Со всякими людьми во время службы приходилось сталкиваться и надо было их понять. Работа следователя вселяет в сердца граждан уверенность в том, что ни одно преступление не останется без наказания, что справедливость непременно восторжествует, что всякий, считающий себя выше закона, получит повод осознать свою неправоту. Когда следователь помогает пострадавшему, любому, он испытывает чувство удовлетворения, понимает, что работает не зря. Мы выполняли, выполняем и будем выполнять очень важную функцию защиты прав потерпевших от преступных посягательств, установления справедливости при соблюдении законности. Но скажу: приходится непросто. Многое, как говорится, строится буквально на нервах. Переживаешь за каждый случай, за каждое уголовное дело, за каждого человека.

По словам Татьяны Олейник, люди не забывают, когда им помогаешь встать на верный путь. И вот какой эпизод она в этой связи вспомнила:

— Я ушла на пенсию в 2012 году. Через несколько лет еду в трамвае, и вдруг меня окликает кондуктор, говорит слова благодарности. Оказалось, что я вела дело ее дочери, когда та совершила кражу. Девушка получила условный срок и взялась за ум. А однажды иду по улице Димитрова, и навстречу мне парень. С улыбкой говорит: «Татьяна Павловна, не узнаете? Вы же меня за наркотики задерживали». Я его вспомнила. Оказалось, что у мужчины сейчас все нормально, работает. Искренне рада за таких людей.

Кино и жизнь

Подполковник юстиции, в отличие от ряда своих коллег, уделяет время детективным фильмам и сериалам:

— Сейчас пересматриваю «Ментовские войны», а вот «Тайны следствия» меня не зацепили. Конечно, при просмотре иногда бывает смешно, вижу экранные казусы. Говорю: в жизни такого не может быть. По-моему, у многих картин просто нет консультантов, которые могли бы что-то подсказать кинематографистам.

Читай, где удобно

Читайте также:

Люди

Вячеслав Бутусов: «Оружие мужчины — терпение»

Известный музыкант ответил на вопросы «СГ»

Люди

Глава Кировского района Игорь Рудаков: «Для жителей мой телефон всегда включен»

О благоустройстве, инфраструктуре и поддержке бойцов СВО

Люди

Дирижер Самарского концертного духового оркестра Сергей Рыбин: «Духовая музыка — это звучание души»

О работе форума, инструментальном составе и музыкальных жанрах оркестра

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации