Самара внесла свой вклад в развитие отношений между странами
Сотрудничество стало удачным во многих сферах. Инвестиции концерна «Рено» в АвтоВАЗ и крупные финансовые вливания «Шнайдер Электрикс» в «Электрощит» — движение на пользу нашего региона. Не менее насыщенной была и программа культурного обмена.
НА ПРОШЛОЙ неделе на «финал» года Франции в России в Самару приехали сразу два европейских ученых. Мартина Годе, руководитель факультета славянской культуры в университете Сорбонна, и Франсис Конт, заведующий отделением восточных стран Международного музея цивилизации. Они прочитали для всех желающих две заслуживающие внимания лекции.
Мартина Годе много лет занимается изучением советского кино и цензуры в нем. К нам она привезла свою новую книгу, выпущенную буквально за неделю до этого — «Киноленты и ножницы». Мартина проделала работу и журналиста, и научного исследователя. Она брала интервью у многих советских и российских кинематографистов, пытаясь ответить на главный вопрос: каким образом в СССР складываются отношения интеллигенции с властью. Самым интересным, по мнению исследовательницы, периодом для советского кино, как и для культуры в целом, стала хрущевская «оттепель». Помпезность сменяется простотой, кинематограф стремится идти в ногу со временем. Военнопленные уже не считаются изменниками Родины, их не отправляют в исправительный лагерь, а приравнивают к героям. Поэтому «Судьба человека» Сергея Бондарчука не залеживается на полке. Единственный фильм периода «оттепели», пролежавший на этой самой полке долгие годы, — «Застава Ильича». Его второе название — «Мне двадцать лет». «Фильм культовый, совсем не похожий на прочие того же периода, — замечает исследовательница. — Но критики посчитали, что советские люди еще не готовы к новому гуманизму».
Мартина Годе рассказала немного и о положении современного кино во Франции. Оно немногим отличается от российского. Специальная комиссия по этике, через которую проходит каждый фильм, плюс финансовая сторона вопроса. Так происходит естественный отбор. Из российских киномастеров во Франции отлично знают Тарковского.
Другую культурную проблему поднял ее соотечественник Франсис Конт. Он рассказал о современных французских музеях. За последние десять лет в них произошли глобальные перемены. «Музей больше не храм. Теперь он ждет посетителя, вступает с ним в диалог, — говорит профессор Конт. — Музей становится средством масс-медиа: у него педагогическая миссия и туристическая функция. Тут главное не перегнуть палку, чтобы не навязывать свою идеологию».
Все учреждения культуры в России скоро встанут перед выбором: остаться им на бюджетном финансировании или перейти на самоокупаемость. Во Франции же, по словам Франсиса Конта, огромную роль играют меценаты, хотя и государство оказывает значительную поддержку. Например, Дом-музей Тургенева в городке Буживаль был спасен правительством Франции в этом году.
Своеобразный итог профессор Франсис Конт подвел как лекторию, так и всему году Франции в России. Он перефразировал слова немецкого философа Мюллера: «Кто знает только одну культуру, тот не знает ни одной».
Культура
Культура
Культура