Горбатов, Суханов, Дикгоф. Какими были забытые самарские художники. Часть 3

08.12.2024

Loading

Автор:

Горбатов, Суханов, Дикгоф. Какими были забытые самарские художники. Часть 3

Вопреки сложившемуся мнению художественное образование было развито в Самаре и до Октябрьской революции. Официально существовали лишь курсы Федора Бурова. Их программу утвердила Академия художеств. Вместе с тем во всех гимназиях и училищах работали прекрасные учителя изобразительного искусства. Рисунок почитался необходимым и важным предметом. Это третья часть материала. Первую можно почитать тут, а вторую — здесь.

Тайны из прошлого

Происхождение Константина Горбатова покрыто завесой тайны. Самарский период его жизни исследован мало. До последнего времени неизвестна была даже фамилия матери художника. А о том, кто является его отцом, спорят до сих пор. Дело в том, что в записи в церковной книге Ставропольского Троицкого собора от 7 мая 1876 года младенец Константин фигурирует как незаконнорожденный. А его мать записана как Екатерина Павлова. 

Но Павлова — явно отчество, а не фамилия — тогда оно указывалось в документах именно таким образом. Это понял пермский краевед Николай Сергеев. Он нашел в архивах документ о бракосочетании оспопрививательницы Екатерины Павловны Боболевой с помощником провизора Иваном Васильевичем Горбатовым. Это произошло, когда Константину уже было три года. Видимо, близкие отчима приняли мальчика как родного. И его дед Василий Матвеевич Горбатов зачислил паренька в Мещанское общество Самары как члена своей семьи. 

Тольяттинские краеведы выдвигают версию, что отцом Константина был ставропольский врач Генрих Гамберг. Действительно, в медицинское сообщество небольшого городка входили в то время врач, провизор и оспопрививательница. Они вместе работали в больнице. Однако документальных свидетельств связи врача и его помощницы нет. Скорее эта версия основана на слухах.

В справке об окончании семи классов реального училища и в документе о явке к исполнению воинской повинности юноша фигурирует как Константин Петрович Горбатов, с припиской — он же Епанешников. 

Среди жителей того времени пермский краевед находит только одного человека — чиновника с этой редкой фамилией. Тот как раз работал в «Самарском уездном по воинской повинности Присутствии». Может ли он быть настоящим отцом будущего художника? Вполне вероятно. Возможно, он отказался от сына только формально. Во всяком случае, все долгие годы учебы Горбатова кто-то, несомненно, должен был поддерживать материально. 

Круг Федора Бурова

В то время, когда у юного Константина Горбатов проснулся вкус к изобразительному искусству, художественная жизнь в Самаре находилась на подъеме. Ее душой был классный художник третьей степени Николай Храмцов. Вероятно, он посоветовал своему студенту записаться на «Классы живописи и рисования» выпускника Императорской Академии художеств Федора Бурова, открывшиеся в 1893 году. 

В его мастерской собирались все, кто занимался или интересовался этим видом искусства. Вместе с Буровым, Осиповым и Головкиным Емельянов был инициатором проведения выставки передвижников в Самаре, которая состоялась в особняке купца Субботина на Казанской улице в 1890 году. Видимо, это событие сильно повлияло на юного Горбатова. Ведь, став профессиональным художником, он будет принимать участие в экспозициях работ поздних передвижников.

Человек эпохи Возрождения

После удачной выставки передвижников в Самаре началась череда экспозиций работ местных художников. Среди представлявших свои произведения на суд публики был и железнодорожный служащий Август Дикгоф. Он имел полное право на это как профессиональный художник. Ведь Дикгоф учился в Итальянской королевской Академии художеств. 

А еще он пел в опере. Самарцы обожали его голос — красивый и глубокий бас. Его ставил Дикгофу итальянец Пьетро Репето. Миланец, обучавший пению отца Веры Комиссаржевской, который был известным тенором. С ним Дикгоф также был на дружеской ноге. Поэтому, когда Комиссаржевская бывала в Самаре, она приглашала железнодорожника играть вместе с нею на сцене местного театра. 

Не менее профессиональной была и живопись этого человека, своими талантами напоминавшего титанов эпохи Возрождения. Дикгоф имел еще и медицинское образование. Можно представить, как интриговали самарцев, особенно юных, его рассказы о походах Гарибальди, в которых ему приходилось участвовать. 

А вот зарабатывать Дикгоф предпочитал в солидном месте — в управлении Оренбургской железной дороги. В 1893 году мужчину переводят в Пермь. Там он заводит массу знакомых. Среди них были и предки Николая Сергеева, которым лютеранин подарил свою работу и пару картин Константина Горбатова.

Копия метрического свидетельства

По указу Его Императорского Величества из Самарской духовной консистории выдано сие метрическое свидетельство за надлежащей подписью и приложением печати на основании 1,048 ст. IX Том Свод. Закон. (изд. 1876 г.) вследствие прошения помощника провизора Ивана Васильевича Горбатова и состоявшегося 4 мая сего 1894 года определения епархиального начальства в том, что в метрической книге Ставропольского Троицкого собора за тысяча восемьсот семьдесят шестой год (1876) в 1 части о родившихся, под №36 написано буквально: 

Месяца мая, 5 дня рожден, 7 крещен, Константин, незаконнорожденный. Родительница его от Ставропольской земской больницы оспопрививательница девица Екатерина Павлова православного исповедания, воспреемники: сызранский мещанин, Симбирской губернии, Петр Прокофьев и ставропольская мещанская девица Александра Григорьева Колпакова.

Таинство крещения совершил иерей Я. Соколов с причтом.

Гербовый сбор уплачен. Мая 4 дня 1894 г.

(М/П) Член консистории протоиерей …………….. 

И.д. секретаря К.Н. Миловзоров.

Столоначальник М.И. Гребнев.

Август Дикгоф в роли Мефистофеля

Продолжение следует

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации