17.05.2024
В последние дни апреля и длинные майские праздники многие самарцы — любители активного отдыха по традиции собирают байдарки, катамараны и отправляются в сплавы по большой воде, открывая летний походный сезон.
Кто опытнее, сильнее, тренированнее, тот едет на Урал, где весной бурлят порогами и перекатами реки Нугуш, Инзер, Зилим, Сакмара, Усьва, знаменитые красавицы Белая, Чусовая и другие. А те, кому хорошо и без экстрима, выбирают более спокойные варианты. Так, уже более двух десятков лет каждый год отправляется в майские водные сплавы команда самарского клуба авторской песни имени Валерия Грушина. Была она на реках Керженец в Нижегородской области, Лух во Владимирской, Сура в Пензенской, Пра в Рязанской, Илеть в Марий Эл. Но в последние годы, когда коллектив стал уже ветеранским, остановились на двух водных артериях — Самарке в Оренбургской и Самарской областях и Большой Кокшаге в Марий Эл. И ехать до них ближе, и красоты там хватает, и завалов из подтопленных деревьев обычно не бывает, а при этом течение по весне хорошее, бодрящее. Теперь ветераны эти две реки и чередуют: год на одной, следующий — на другой.
Недавно грушинцы вернулись с Самарки. Сплавлялись по ней на байдарках и одном надувном плоту в последних числах апреля и в первый майский день. Захватили как раз самую хорошую погоду перед длительным похолоданием.
Весенний сплав по Самарке обычно начинается от моста близ города Бузулук Оренбургской области. В этом году из-за экстремального половодья маршрут решено было немного сократить. Стартовали от затопленного переезда к селу Колтубанка.
— Долго думали, решаться ли нам в этом году на поход, поскольку половодье было мощным как никогда, затопления берегов серьезные. Но ближе к дате старта вода начала убывать, и самые решительные не отступили. В итоге нас собралось 27 человек, все — постоянные участники традиционных водных «маевок», — рассказывает старожил весенних походов, трижды лауреат Грушинских фестивалей Валерий Захаров. — В итоге сплав получился одним из самых лучших за многие годы. Течение отличное, завалов из снесенных деревьев не было, берега красивейшие, стоянки удобные. Только воду для приготовления пищи на костре в этом году мы решили брать не из реки, как обычно, а привезли с собой. Поскольку половодье не завершилось, Самарка была еще мутной.
Особую красоту берегам в этот раз придало раннее распускание листьев на деревьях. Апрель-то был нетипично теплым, даже жарким. Обычно в майских походах деревья стоят еще серыми, ростки только-только проклевываются, а тут водников уже встречало буйство красок. К зелени сосен Бузулукского бора прибавились разные оттенки листвы, цветущая черемуха, нависающая над водой, и дикие желтые тюльпаны среди травы.
Еще один великолепный подарок преподнесла Самарка: огромные потоки воды во время пика половодья намыли обширные песчаные барханы на берегах. Река в целом славится своими золотыми с красноватым оттенком плесами, но таких живописных и раздольных, как в этот раз, никто не мог припомнить. Так и напрашивалось сравнение: как на Куршской косе в Калининградской области.
Завершился четырехдневный маршрут у моста на село Борское. Разобрали и сложили плавсредства, погрузили в автобус и двинулись к Самаре, по пути любуясь водными разливами в луговых понижениях, где плавали красавцы-лебеди. Видимо, они как раз возвращались с мест зимовки.
Эта река протекает по территории Республики Марий Эл в заповедных местах Марийской низменности. Населенных пунктов там совсем немного, за несколько дней сплава не видно с воды ни одного села. Потому-то и нравится любителям походов эта заповедная река, которая, кстати, считается одной из самых чистых в европейской части страны. На всем стокилометровом маршруте — только красивейшая тайга с елями, пихтами, можжевельниками, соснами и множеством птиц.
Путь обычно начинается от моста близ села Старожильск, а заканчивается недалеко от Сидельниково. На старте сразу же начинается красота: хвойники по берегам, удобные песчаные плесы и великолепные стоянки под соснами, на многих из которых местные лесники и туристы соорудили капитальные деревянные столы и лавки. Везде чистота, никакого мусора. В этом заповедном краю чтут матушку-природу. А нам, самарцам, на Большой Кокшаге особенно удивительны массивы огромных темнохвойных елей. На территории нашей, более южной, губернии такие не растут. А в марийской тайге ими можно налюбоваться вволю, надышаться хвойными ароматами.
— Всегда с огромным удовольствием хожу в майские байдарочные походы, мы обычно идем всей семьей, двумя поколениями. И особенно всем нравится Большая Кокшага, — говорит участница самарской команды Нина Тютнева. — Этот традиционный сбор дарит массу позитивных впечатлений на целый год. В команде давно все отлажено: отличная организация, необходимое снаряжение, общий дух взаимопонимания и творчества, гитара по кругу, как бальзам на душу. Точно по песне барда Валерия Бокова: идем на речку на Кокшагу, чтоб просветлели наши душеньки и ушла хворь сердечная. И от общения с друзьями, и от красоты этих мест, и от успокаивающего течения воды за бортом.
Местное население нередко подсказывает: «Марийцы — последние язычники Европы, поклоняющиеся силам природы». Там до сих пор есть священные рощи и деревья, дающие, как считают тамошние жители, силы и здоровье. Потому-то в лесах здесь чистота и спокойствие, о мусоре и речи не может идти. И люди в тех краях приветливые, хотя и немногословные. Они же не привыкли к перенаселению больших городов, к людскому столпотворению. Так что для настоящего экологического отдыха вдали от цивилизации марийская природа — как раз то, что жителям мегаполисов и надо.
Фотографии автора
Моя большая страна
Моя большая страна
Комментарии
0 комментариев