Михаил Перепелкин: «Смирнов одним из первых открыл смысл драматургии Чехова»

09.04.2024

1753

Автор:

Михаил Перепелкин: «Смирнов одним из первых открыл смысл драматургии Чехова»

В этом году исполняется 140 лет «Самарской газете», первый номер которой увидел свет в 1884 году. Дореволюционное издание служило центром притяжения литераторов. Здесь кроме Максима Горького печатались еще десятки авторов, включая Владимира Короленко, Евгения Чирикова, Александру Толстую. Большая выставка об истории газеты готовится в Самарском литературно-мемориальном музее им. Горького. Его директор, доктор филологических наук, краевед Михаил Перепелкин рассказывает о том, как появилось и развивалось издание.

— В этом году исполняется 160 лет со дня рождения Александра Александровича Смирнова (Треплева). Многое в самарской культуре началось с него. Фигура для многих вопросов ключевая, в том числе для истории «Самарской газеты».

Провинциальный модернизм

Биография Смирнова характерна для его эпохи. Он родился в Коломне, под Москвой, в семье купца второй гильдии В раннем возрасте родители перевезли его в Самару, здесь он окончил гимназию и отсюда уехал учиться в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет. В то время купцы часто делали ставку на образование своих детей.

Он окончил университет, защитил диплом и получил звание кандидата прав. В дальнейшем, когда его дочери станут выходить замуж, в их метриках будет указано: «Дочь кандидата прав». Это определенный статус, в своем роде подменяющий дворянство.

1880-е годы. Волна новой эпохи, модернизма, театральных экспериментов дойдет до Самары лет через 20. Смирнов в Петербурге сидел не только в аудиториях и библиотеках, но бывал в театрах, музеях, литературных кружках. С этим опытом он вернулся в наш город.

Здесь он сначала стал помощником присяжного поверенного (сегодня говорят «адвоката») Карла Карловича Позерна. Но в этом статусе пробыл недолго и стал нотариусом. Их в Самаре было крайне мало, а люди начали испытывать потребность юридически оформлять свои сделки. Карьера Смирнова пошла вверх, его контора на Алексеевской площади (встык с окружным судом) оказалась прибыльной.

Культурный багаж, который он привез из столицы, тоже не пропал даром. Смирнов осмотрелся. В кругу его внимания оказалась «Самарская газета», которая на тот момент выходила уже около пяти лет. Вначале он сотрудничал с ней как поэт. Придумал себе псевдоним – Аргунин — и печатал как бы модернистские стихи. Модернизм у него был скорее книжный. «Ночью», «Старая усадьба», «Вечера», «Тишина». Даже по названиям видна как бы модернистская меланхолия. Надо заметить, что Александр Александрович был знаком с творчеством Дмитрия Мережковского, Вячеслава Иванова, Артюра Рембо, Шарля Бодлера, Поля Верлена. Его стихи и сейчас хорошо читаются, мы включили их в книгу его произведений, изданную Самарским университетом.

А вот потом он начал печатать рецензии. Театр — центр провинциальной культуры. Смирнов это понимал. Анализировать спектакли ему помогал опыт столичной насмотренности.

Во главе культуры

Смирнова быстро отметили, карьера пошла вверх. Его избрали гласным городской думы (губернской тогда не существовало), и он был им на протяжении многих лет. Александр Александрович возглавлял театральную комиссию. Чем он занимался? Как известно, постоянной труппы в провинциальных городах не было, антрепренер приезжал и арендовал здание театра на определенный срок. Комиссия помогала урегулировать все бюрократические вопросы, отслеживала репертуар, чтобы не было ничего политического. Именно этим занимался Смирнов.

В 1890-е годы Александр Александрович сменил Петра Алабина на посту заведующего публичным музеем (сегодняшний краеведческий). Он был занят во многих культурных инициативах. Например, предложил дать Дому народной трезвости (сейчас это Дворец культуры железнодорожников) имя Пушкина. Смирнов принимал участие в открытии сквера семейно-педагогического кружка, где был установлен бюст Александра Сергеевича в 1899 году.

Сохранилось письмо к Бальмонту, где ему рекомендуют: «Будете в Самаре, непременно встретьтесь со Смирновым. Это самарский оазис». 

С ним специально знакомились, встречались. На протяжении многих лет он являлся фактически министром культуры, хотя такой должности не было. 

Когда в 1895 году в Самару приехал Горький, его опекала семья Позернов — тесть и теща нашего героя. Сам Смирнов носился с Алексеем Максимовичем. Стал одним из самых близких ему людей. Поскольку после дуэли в Казани Горький не мог официально венчаться, Мария Сергеевна Позерн нашла священника, который провел почти тайную церемонию. Нужны были надежные люди на роли поручителей. Александр Александрович стал, как мы бы это назвали, свидетелем со стороны невесты.

Он запечатлен с Алексеем Максимовичем на известном снимке редакции «Самарской газеты», сделанном в июле 1895 года. Только Горький там в своей хламиде, а Смирнов в белом костюме и галстуке — верх элегантности.

О «Чайке»

В декабре 1897 года в нескольких номерах «Самарской газеты» публикуется статья Смирнова «Театр душ». С этого момента закончилась страница его биографии под названием «Аргунин» и началась следующая — «Треплев». Это была статья о чеховской «Чайке». Пьеса, поставленная в столице в октябре 1896 года, провалилась. Антон Павлович писал: «Театр дышал злобой, воздух сперся от ненависти, и я — по законам физики — вылетел из Петербурга, как бомба». «Чайка» была представлена в качестве бенефиса комической актрисы, а в финале: «Константин Гаврилович застрелился». Публика этого не приняла.

Смирнов, скорее всего, видел «Чайку» в Петербурге и понял, что здесь какой-то другой театр, какая-то другая комедия. Он написал развернутую рецензию на спектакль, через который рассуждал о самой пьесе. К слову сказать, в собрании сочинений Чехова воспроизводится текст Смирнова в комментариях, поскольку он был чуть ли не первым, кто не ругал «Чайку», а попытался в ней разобраться.

Александр Александрович понял, что это не комедия положений или смешных слов. Это театр «подводных течений», театр душ. Здесь конфликт находится совсем в другом месте и разрешается иначе, чем привыкла публика. Можно сказать, что Смирнов одним из первых открыл смысл драматургии Чехова. А читатели «Самарской газеты» смогли познакомиться с его точкой зрения на страницах этого издания.

Михаил Перепелкин: «Смирнов одним из первых открыл смысл драматургии Чехова»
Михаил Перепелкин: «Смирнов одним из первых открыл смысл драматургии Чехова»

Литературная критика

С этого момента Смирнов все меньше занимался поэзией, хотя и писал стихи до конца дней, а переключился на литературную и театральную критику. Материалы, опубликованные им в «Самарской газете»: «Бегство от земли (Русские декаденты и символисты)», «О духе строительном (Максим Горький)», «Факт и возможность («На дне» М. Горького)». Также он пишет большой текст «Пленник Навьих чар (Ф. Сологуб)». 

С Сологубом он был знаком. Переделал его «Мелкого беса» в пьесу, чтобы поставить на сцене самарского театра. Есть несколько писем, в которых он просит Федора Кузьмича разрешить спектакль. Писатель сначала сопротивлялся, а потом его убедили, что лучше Смирнова никто не сделает. Разрешение было получено, и спектакль состоялся.

Треплев написал большую книгу в двух частях, посвященную творчеству Ивана Бунина: «Поэма души» — о лирике и «Подрывная работа» — о прозе. Какое-то время назад мы списывались с Татьяной Марченко — специалистом по творчеству Бунина из Библиотеки русского зарубежья. Она была в восторге, поскольку считала, что при жизни писателя выходили только коротенькие отзывы. А здесь — подробный качественный анализ.

Смирнов переписывался с Леонидом Андреевым, ездил к нему в гости на Черную речку, а тот посещал его в Самаре. Был знаком с Константином Бальмонтом, Евгением Чириковым.

Начиная с 1895 года и до закрытия издания в 1906 году Смирнов опубликовал в «Самарской газете» не меньше сотни материалов. Во многом именно он определял ее политику. Псевдоним «Треплев» стал для него почти фамилией. Не как в случае с Горьким. Но он так подписывал свои письма, например.

Финал в Куйбышеве

В начале 1900-х не стало Зинаиды Карловны — жены Смирнова. У него на руках остались четыре дочери, мал мала меньше. В начале 1910-х он вступил во второй брак. Его женой стала Зинаида Михайловна Славянова. Она была не только актриса, но и яркий общественный деятель. Преподавала, работала в учительском обществе. Кроме того, она была первым режиссером самарского театра, не антрепризного, а именно местного.

Наш герой к тому времени разбогател, построил дом, который называли «Дом Смирнова-Славяновой». Сегодня это адрес: Степана Разина, 128. Горький когда-то жил по соседству — на Степана Разина, 126. 

Смирнов всегда был заметной фигурой. И после событий 1918 года это сыграло в его судьбе злую роль. Он уехал в Москву — там его арестовали и отпустили. Вернулся в Самару — его и здесь взяли под стражу. В фонде нашего музея хранится записка, написанная рукой Максима Горького: «Знаю Александра Александровича Смирнова как честного человека и полезную для настоящего трудовую единицу». Это своеобразная охранная грамота.

Известно, что жена Алексея Максимовича — Екатерина Павловна Пешкова — несколько раз вытаскивала Александра Александровича из тюрьмы. Уезжая из Самары, свою богатейшую библиотеку, во многом состоящую из раритетов, он отдал в Самарский университет. Что с ней стало, неизвестно. Маленькая часть ее хранится в областной библиотеке: издания XVIII — начала XIX века.

Смирнов больше 20 лет странствовал по всей стране, пока с началом Великой Отечественной войны не эвакуировался из Москвы в Куйбышев. Сохранилось его письмо внучке в Ташкент. 1942 год. Он пишет: «Зиночек, дружок мой. Как ты там? Читаешь? Я вот читаю в любых условиях. Выработал экстерриториальность. Сел в уголок с Диккенсом или Теккереем и мне ни до кого нет дела».

Он продолжал служить в коллегии адвокатов. Ходил на концерты эвакуированных театров, в том числе Большого. Встречался с Алексеем Толстым. Пытался сохранить в себе человека.

Смирнов доживал в комнатушке в доме, который в прошлом принадлежал его тестю Карлу Позерну. Не стало его в самом начале января 1943 года. Он жил здесь с братом, они ушли один за другим. 

Бумаги Александра Александровича после его смерти растаскивали в течение многих лет, пока сотрудник музея Горького Александр Соболев не забрал то, что осталось. Там были подлинные фотографии, автографы, письма, статьи. Во многом наш музей начался с архива Смирнова.

Даты

1864 год

4 июля в Коломне родился Александр Александрович Смирнов (Треплев).

1880-е годы

Смирнов поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет. Он окончил его, защитил диплом и получил звание кандидата прав.

1897 год

В декабре в нескольких номерах «Самарской газеты» была опубликована статья Смирнова «Театр душ». Началась страница его биографии под названием «Треплев».

1899 год

Смирнов принимал участие в открытии сквера, где был установлен бюст Александра Сергеевича Пушкина.

1943 год

В начале января Александр Смирнов скончался в эвакуации в Куйбышеве. Он доживал дни в комнатушке в доме, который в прошлом принадлежал его тестю Карлу Позерну.

Подробнее о жизни и творчестве Александра Смирнова (Треплева) можно узнать из книг, доступных в самарских библиотеках: 

Александр Смирнов (Треплев) «Театр душ» (стихи, критические этюды, воспоминания, письма)

Александр Смирнов (Треплев) «Старый самарский театр и быт» (очерки и материалы по истории театра и быта в провинции)

Все материалы рубрики «История «СГ» можно почитать по ссылке.

Фотографии: архив «СГ», исторические архивы

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации