Эти купцы много сделали для нашего города. Всем известен пивзавод Альфреда фон Вакано, а ведь Дунаевы еще до приезда австрийца организовали в Самаре производство пенного напитка. Те, кто посещал старое здание городской администрации на углу улиц Куйбышева и Льва Толстого, наверняка восхищались его роскошными интерьерами и богатой лепниной. Не всякий знает, что этот особняк построили также Дунаевы. А когда возводили музей архитектуры и строительства на улице Арцыбушевской, рука современных зодчих не поднялась снести крепкий кирпичный дом в псевдорусском стиле. Его вписали в современный ансамбль. Сейчас здесь расположен ЗАГС Самарского и Ленинского районов. И этот дом тоже бывшее владение Дунаевых. Какими людьми были купцы, кто их предки, об этом рассказала давний друг и читатель «СГ» Мария Ященко. Это вторая часть материала. Первую можно почитать здесь.
И действительно, снимки сыновей Николая Федоровича доказывают, что это были настоящие красавцы. А вот невысокая оценка их деловых качеств вызывает сомнения. По крайней мере один из них, младший, Николай, сделал блестящую дипломатическую карьеру. А вот старший, Александр, став продолжателем дела отца, руководил одним из двух оставшихся после его смерти предприятий без особого успеха. Вероятно, мешала конкуренция с пивоваренным заводом фон Вакано. Но конечно, как подчеркивают родственники, сыграла здесь роль и его собственная натура — человека широкой души, бонвивана и гуляки.
Существуют две фотографии, которые будто бы воспроизводят облик Александра. Одну прислали из Москвы потомки его сестры Надежды Поповой. На ней скромный с виду молодой человек с прилизанными волосами и тонкими усиками. Краеведы же настаивают на том, что достоверно другое фото — расфранченного кудрявого красавца в накрахмаленной манишке с бантом, с лихо закрученными вверх усами. Оно опубликовано в книге Виталия Иевлева «История пива в Самаре» и фигурирует в подборках исследователей с подписью «А.Н. Дунаев». Кто же прав?
А может быть, на «краеведческом» снимке — еще один сын Николая Федоровича Дунаева? Ведь Мария Ященко рассказывала нам, что детей у основателя самарской империи напитков было много. Давайте разберемся.
Николай Дунаев родился в 1833 году. С супругой Анной Васильевной они стали родителями девяти детей: умерших в 1864 году погодков Ольги и Сергея, недолго прожившей Екатерины (1865-1887), сестер-близняшек Александры и Анны, родившихся 14 августа 1968 года, а также Надежды, в замужестве Поповой (1869-1918), Марии, в замужестве Ященко (1872-1942), наследника Александра 1874 года рождения и младшего Николая (1881-1923). Таким образом, до сознательного возраста у Николая Федоровича дожили только два сына.
Откуда же взялось огромное наследство Александра? Без сомнения, его заработал отец — Николай Федорович Дунаев. Почему он, костромской купец, приехал в наш город? Видимо, почувствовал, что делать крупные дела нужно именно во «втором Чикаго» — так называли Самару благодаря бурно развивающейся хлебной торговле. К тому же здесь жил его брат — купец 2-й гильдии Александр Федорович Дунаев. В 1872-1881 годах он стал крестным трех детей Николая и Анны. Возможно, именно Александр Федорович и пригласил брата в наш город.
В Самаре приезжий предприниматель сделал правильный выбор — в пользу производства популярных в народе напитков. Он основал два пивоваренных завода — в 1847 году на углу улиц Москательной и Дворянской и в 1867-м на Ильинской площади. Расчет оказался верным. Пиво давало хороший доход. И Николай Дунаев купил у саратовского 1-й гильдии купца Павла Кокуева еще и водочный завод.
Во время Гротовских чтений в 2016 году в докладе о местном предпринимательстве цитировался документ такого содержания: «Самарская городская дума вследствие просьбы от поверенного потомственного почетного гражданина, бывшего ростовского, а ныне саратовского 1-й гильдии купца П.И. Кокуева, бузулукского 2-й гильдии купца А.Г. Баранова и самарского 2-й гильдии купца Н.Ф. Дунаева и по своему постановлению от 25 апреля 1867 года означенный участок с построенным на нем водочным заводом передан купцу Дунаеву». А 1 мая 1867 года дума по просьбе Дунаева дозволяет ему «производство всех вообще питий и материалов, которые облагаются акцизным сбором, за исключением устройства винокуренного завода».
Николай Федорович вложил часть прибыли в акции богатовского сахарного завода и вошел в его правление. Расширил ассортимент пива на своих предприятиях и начал производить безалкогольные напитки. Кроме того, рачительный хозяин имел сад на Вокзальной площади, который сдавал в аренду. Был владельцем нескольких домов в Самаре, как доходных, так и построенных для членов семьи. Наиболее известно здание на углу Москательной и Дворянской (ныне улица Куйбышева, 135). Оно было построено Дунаевым в 1878-1880 годах для своей семьи на участке собственного пивзавода. Но уже через несколько лет здание было сдано Коммерческому собранию. Сейчас там находится администрация города.
Еще одно известное здание, связанное с Дунаевым, было построено им по проекту архитектора Александра Щербачева на Ильинской площади (угол Льва Толстого и Арцыбушевской) в 1890-е годы. Там находился второй пивзавод купца, и жил с семьей его сын Александр. Сейчас в этих стенах размещается музей строительства и архитектуры Самары. Один из доходных домов Николая Федоровича до сих пор стоит на углу улиц Степана Разина и Комсомольской. Кроме того, на улице Крупской, по нечетной стороне квартала, находится его лавка с подвальными помещениями. И это еще не все владения миллионщика в нашем городе и в нашей губернии.
В 1890 году Николай Федорович Дунаев пишет: «В семействе моем состоят: жена моя Анна Васильевна, 48 лет, родные дети: сыновья: Александр, рожденный 23 января 1874 года, 16 лет; Николай, рожденный 20 мая 1881 года, 9 лет; дочери: Анна, рожденная 22 августа 1868 года, 22 года, Надежда, рожденная 22 августа 1869 года, 21 год, и Мария, рожденная 13 августа 1872 года, 18 лет».
Фотографии: исторические архивы; Владимир Пермяков
Другие материалы цикла:
Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1
Исторические версии
Исторические версии
Исторические версии
Комментарии
0 комментариев