Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

17.03.2024

3053

Автор:

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Зачастую темы, которые поднимаются в «Исторических версиях», настолько обширны, что приходится возвращаться к ним вновь. Рассказывая о семье адвоката Леонида Ященко, мы уже затрагивали судьбу породнившихся с ним Дунаевых — людей богатых, известных и уважаемых в Самаре. 

Эти купцы много сделали для нашего города. Всем известен пивзавод Альфреда фон Вакано, а ведь Дунаевы еще до приезда австрийца организовали в Самаре производство пенного напитка. Те, кто посещал старое здание городской администрации на углу улиц Куйбышева и Льва Толстого, наверняка восхищались его роскошными интерьерами и богатой лепниной. Не всякий знает, что этот особняк построили также Дунаевы. А когда возводили музей архитектуры и строительства на улице Арцыбушевской, рука современных зодчих не поднялась снести крепкий кирпичный дом в псевдорусском стиле. Его вписали в современный ансамбль. Сейчас здесь расположен ЗАГС Самарского и Ленинского районов. И этот дом тоже бывшее владение Дунаевых. Какими людьми были купцы, кто их предки, об этом рассказала давний друг и читатель «СГ» Мария Ященко. 

Брак по расчету

Мария Ященко с большой теплотой рассказывает о своих родных — прадеде Александре Леонидовиче Ященко и прабабке Марии Николаевне Дунаевой: «Дед мой сделал бабушке предложение за шахматами. Она прекрасно освоила эту сложную игру. Позже играла она и с Лениным, в доме своего свекра — известного юриста Леонида Ященко. Владимир Ульянов проходил адвокатскую практику под его началом. Бабушка говорила, что он оказался сильным соперником, обыграть его было трудно. И дед, и бабушка были людьми прекрасными, но слишком уж разными. Александр Леонидович — человек увлекающийся, страстный, темпераментный. Бабушка, наоборот, весьма рассудительная. Однако, говорят, крайности сходятся».

За Марией Николаевной давали немалое приданое. Любимая дочь купца первой гильдии, почетного гражданина Самары Николая Федоровича Дунаева, она не считалась в свете красавицей. И вероятно, ее брак с блестящим молодым человеком, сыном известного адвоката, окончившим университет в Санкт-Петербурге, состоялся не из-за его страстной влюбленности. Но природный ум Марии Дунаевой, ее прекрасное образование и воспитание не могли не затронуть сердце жениха. 

И все же, по семейной легенде, первоначально именно 200 тысяч приданого сделали барышню Дунаеву весьма завидной невестой. Ведь у юноши была заветная мечта — путешествовать по еще не изученным уголкам земного шара, подобно Миклухо-Маклаю изучать затерянные племена. И деньги могли бы помочь осуществить эти планы. Впрочем, для реализации задуманного нужно было еще одно условие — согласие жены на такие траты. К удивлению, Мария Николаевна поддержала мужа. Со временем он смог одним из первых россиян исследовать Австралию. И написать научно-популярную книгу о природе этого континента. А также подробно рассказать о его коренных обитателей. 

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1
Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Неожиданное открытие

Мария Ященко отмечает: «Надо отдать Марии Дунаевой должное: идеально владея несколькими иностранными языками, она прекрасно могла держать себя в любом обществе, была человеком светским. Глядя на нее, никто бы не подумал, что девушка — дочь полуграмотного мужика, благодаря природной русской сметке и стечению обстоятельств сумевшего выйти в большие люди. Семейное предание гласит: ее отец пришел в Самару в лаптях. Кончил же свой век одним из наиболее почитаемых в своем городе денежных тузов». 

Впрочем, есть вероятность, что купцы имели другое происхождение. В недавнем разговоре Мария Ященко сообщила, что московские родственники Поповы показали ей старинные листочки с родословной Дунаевых. И тогда пришлось поверить другой семейной легенде, рассказанной когда-то Марии Ященко ее отцом. Он утверждал, что Дунаевы происходят из знатного грузинского рода. 

Мария вспоминает: «Но вот листочки родословной предо мной. И… о радость, нахожу в нашем роду священнослужителя — отца Иоанна Андроникова (вернее, Андроникашвили). Теперь я понимаю, почему мне всегда нравились грузины и все грузинское! Оказалось, что Иоанн Андроникашвили вынужден был уехать с Кавказа в Россию в XVII веке. Тогда Грузия не входила в состав нашей страны. Он был дворянин, князь. Задумалась, кем же мне приходится отец Иоанн Андроникашвили ? Прапрапрапрапрапрадедом! Шесть раз пра. Вот куда я забралась…».

Дальше в родословной значилось: сын Иоанна Яков, родившийся в 1700 году, ездил с какой-то миссией или по торговым делам на Дунай. Возможно, он не хотел запятнать гордую княжескую фамилию таким занятием, как торговля. В любом случае факты говорят: вернувшись из поездки, Яков назвался Дунаевым. И все его потомки носили эту фамилию. 

Согласно родословной, сын Якова Иван родился в 1736 году. В 1777-м у него появился сын Иван Иванович. Он был городским головой в Солигаличе Костромской губернии. В 1804 году у него родился сын Федор. Он имел статус купца второй гильдии. Федор стал отцом будущего знаменитого самарского купца и предпринимателя Николая Дунаева. 

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1
Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Андрониковы (Эндрониковы, Андроникашвили) — российско-грузинский княжеский род византийского происхождения. Он происходит от византийского императора Андроника Комнина, царствовавшего в Константинополе с 1183 по 1185 год. Его матерью была грузинская царевна Ката, дочь царя Давида Строителя. 

До своего восшествия на престол Андроник посетил Грузию. Он получил в подарок города, крепости и земли в Кахетии. 

После смерти императора Андроника его дети Мануил, Иоанн, Алексей и Ирина бежали в Грузию и нашли убежище при дворе свой троюродной сестры царицы Тамары. Их потомки стали носить фамилию, переводящуюся с грузинского как «дети Андроника». 

Из записей Марии Ященко: «У Николая Федоровича и его жены Анны Васильевны, урожденной Поповой, было десять детей. В том числе и Мария, 1872 года рождения. Рассказывают, что утехой его родительского сердца были три дочери, унаследовавшие и его трезвый практический ум, и его деловую хватку. Сыновья же старика мало радовали: тунеядцы и лежебоки, они не давали решительно никаких надежд на то, что оставленное им состояние будет должным образом сохранено и приумножено.

— Не в меня пошли, — вздыхал Николай Федорович, оставаясь с глазу на глаз с любимой дочерью. — Ты, Марусенька, красоты своей матери не унаследовала — вся им досталась».

Фотографии: исторические архивы

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть последняя

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации