Мистика самарского модерна. Часть 2

03.12.2023

6697

Автор:

Мистика самарского модерна. Часть 2

Сотрудники Музея модерна своей новой выставкой подняли интересную тему, которая была составляющей общей атмосферы, царившей в обществе на стыке ХIХ и ХХ веков. Это увлечение различными мистическими практиками, новыми философскими течениями и психологическими теориями.

Спиритические сеансы, гадания, изучение теории Зигмунда Фрейда, сочинений Елены Блаватской и Николая Рериха, участие в секретных духовных обществах и практиках. Все это отразилось в литературе и изобразительном искусстве Серебряного века. Belle époque — так называли данный переходный период. С одной стороны, он был вполне благополучен. С другой — наиболее чуткие, творческие персоны в то время ощущали признаки надвигавшейся катастрофы — грядущих долгих лет революций и войн. Люди теряли уверенность в себе и обращались к потусторонним силам. Это вторая часть материала. С первой можно ознакомиться здесь.

Революция и масоны

Я до сих пор с удивлением убеждаюсь в правильности суждений моей прабабушки, воспитывавшей меня в детстве. Хорошо помню, как учила историю рядом с ней на кухне, пока она стряпала пироги. Читала вслух, чтобы не скучно ей было, главу про Февральскую революцию. Прабабушка кивала головой: «Помню, помню, это переворот, который совершили масоны». Я удивилась и подумала, что она человек темный, окончивший всего четыре класса церковно-приходской школы, и потому все путает. На всякий случай уточнила: «Этой второй русской буржуазно-демократической революцией руководил Александр Керенский». На что прабабушка ответила: «Вот-вот, он и был главный масон!». 

В правоте Татьяны Прохоровны мне довелось убедиться, когда я занялась краеведением. Ведь Керенский тесно связан с Самарой. И приезжал он сюда в период с 1914 года по 1916-й не раз, вербуя не только своих политических соратников среди местной интеллигенции, но и пополняя горожанами ряды масонской ложи «Великий Восток народов России», которую возглавлял. Об этом напомнила экспозиция в Музее модерна, посвященная мистике. Теме масонства посвящен один из ее разделов. 

Мистика самарского модерна. Часть 2
Мистика самарского модерна. Часть 2

Особые знаки 

Император Александр I запретил деятельность деструктивных, по его мнению, организаций в России. И все же их работа не прекращалась. В причастности к тайному учению подозревают декабристов и даже самого Александра Пушкина. В конце XIX века начинается возрождение масонских обществ. Они выходят из подполья. И не только в Санкт-Петербурге, но и в Поволжье — Саратове и Самаре. Характерный для атмосферы Серебряного века интерес к мистическим тайным знаниям, поиск Учителя и учения, которые могут указать путь к лучшему будущему, толкал молодых интеллектуалов к вступлению в ложи «вольных каменщиков». Разрастаясь, масонские общества начинали играть все большую роль в политической картине Российской империи. 

Экскурсоводы ищут масонские знаки в архитектуре самарских зданий. Ими были «лучезарная дельта», циркуль, треугольник с «всевидящим оком» посредине, круглые башни и другие. Так, в принадлежности к тайному обществу обвиняют братьев Те-Клодт. Ведь в их фамильном особняке, выстроенном в виде сказочного замка, есть полукруглые помещения, которые требовались для проведения масонских ритуалов. Говорят, что знаменитый архитектор Александр Щербачев при подготовке проекта руководствовался точными указаниями Ивана Клодта. Несмотря на то, что немцы несли самарцам блага цивилизации, продавая в своем магазине самые передовые на тот момент вещи — от автомобилей до фаянсовой сантехники, Карла Клодта накануне Первой мировой начали подозревать в шпионаже в пользу Германии. Ивана спасло от наветов только то, что он скончался гораздо раньше. Карл будто бы возвратился на родину. Но в России осталась его семья. Леонида Карловича Клодта, также обвиненного в шпионаже, расстреляли в 1942 году. В хрущевское время его сын добился реабилитации своего отца и всей семьи. Так что биографии Клодтов полны тайн. И к ним вполне можно прилепить даже масонский ярлык. Но это, скорее всего, домыслы. 

Мистика самарского модерна. Часть 2

Место встреч  

Вот где точно встречались самарские масоны — это особняк Субботиной-Маркисона на улице Алексея Толстого, 30. Заметьте, он тоже выполнен в диковинном для средней полосы России стиле неоготики. Это игра поляка — зодчего Михаила Квятковского с историческими формами архитектуры средневековой Европы. Вот что вспоминает кадет Александр Елшин, описывая, как его принимали в масоны в квартире князя Кугушева, квартировавшего в доме Субботиной-Маркисона.

«В начале июня в Самару приехали А.Ф. Керенский и Н.В. Некрасов. Я был у них в номере — они остановились в гостинице «Националь» на углу Саратовской и Панской…На другой день были у меня и в разговоре пошли еще дальше — выяснилось, что речь идет о масонстве. Меня это чрезвычайно удивило, так как я полагал, что эта организация с ее ритуалами давно минувших времен уже не существует. Наш разговор кончился тем, что я дал согласие на вступление в масонство. Принятие было назначено в квартире Кугушева». 

Кандидату в масоны завязали глаза и предложили подождать в таком положении. Через некоторое время он услышал шаги вошедших людей. И затем голос Керенского заявил, что 

Елшин находится перед делегацией Верховного совета братства масонов. Было задано несколько вопросов. Наконец Елшин повторил за Керенским клятву. После этого с него сняли повязку. И прямо оттуда все масоны пошли отметить событие на пароход общества «Кавказ и Меркурий», на котором Керенский и Некрасов уезжали в Саратов. Это все произошло 12 июня 1914 года.

Керенский в Самаре

Елшин и не подозревал, что в течение всего времени пребывания в Самаре за Керенским и его друзьями по пятам ходили филеры местного охранного отделения. Их донесения хранятся в Центральном государственном архиве Самарской области. Лишь в 90-х годах были рассекречены фонды губернского жандармского управления. 

Как гласят эти материалы, Керенский, которого именовали в донесениях Думским, в дореволюционное время несколько раз посещал Самару. Еще чаще он следовал через наш город на поезде Петроград — Ташкент. В последний раз Самару главный российский масон посетил в сентябре 1916 года. 26-го Керенский выступил в театре «Олимп» с большой, пропитанной революционными идеями речью. 

Из донесения самарских филеров

«25 сентября 1916 года. «Думский» проживает в гостинице «Националь». В 11 час. 40 мин. утра в кв. наблюдаемого пришел «Асман» — Букейханов Алихан Нурмухаммедов, пробыл 20 мин. В 12 час. 20 мин. дня в квартиру «Думского» — Керенского пришел «Атаман» — Рамишвили Исидор Иванович, где пробыл 40 мин., вышел и пошел без наблюдения. В 1 час 25 мин. дня «Думский» — Керенский вышел из своей квартиры и пошел в дом Карпова № 121 по Дворянской ул., в квартиру доктора Шоломовича, где пробыл 1 час 30 мин., вышел и пошел в дом № 41 по Дворянской в квартиру «Вечернего» — Маркова Ивана Егоровича, где пробыл 2 часа 40 мин., вышел с «Асманом» — Букейхановым, и пошли в редакцию газеты «Волжский день» по Дворянской ул., где пробыли 1 час 30 мин., вышли с присяжным поверенным Елшиным…»

Масонство — движение, появившееся в виде тайного общества в конце XVI — начале XVII веков. Его этика и философия опираются на монотеистические религии, на регламенты, статуты и уложения «вольных каменщиков».

Продолжение следует.

Фотографии: исторические архивы

Предыдущие материалы цикла:

Мистика самарского модерна. Часть 1

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть последняя

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации