Мистика самарского модерна. Часть 1

26.11.2023

7181

Автор:

Мистика самарского модерна. Часть 1

Сотрудники Музея модерна своей новой выставкой подняли интересную тему, которая была составляющей общей атмосферы, царившей в обществе на стыке ХIХ и ХХ веков. Это увлечение различными мистическими практиками, новыми философскими течениями и психологическими теориями.

Спиритические сеансы, гадания, изучение теории Зигмунда Фрейда, сочинений Елены Блаватской и Николая Рериха, участие в секретных духовных обществах и практиках. Все это отразилось в литературе и изобразительном искусстве Серебряного века. Belle époque — так называли данный переходный период. С одной стороны, он был вполне благополучен. С другой — наиболее чуткие, творческие персоны в то время ощущали признаки надвигавшейся катастрофы — грядущих долгих лет революций и войн. Люди теряли уверенность в себе и обращались к потусторонним силам. 

По словам директора музея Ирины Свиридовой, мистицизм как купол накрывает всю культуру эпохи модерна. 

В семье Курлиных

Курлины — владельцы самого роскошного самарского особняка — также не были чужды мистицизма. Особенно если вспомнить их несчастную, несмотря на все материальное благополучие, судьбу. Выпускник юридического факультета Московского университета, процветающий купец, уважаемый общественный деятель Александр Курлин внезапно потерял рассудок. Его молодая жена вынуждена была посещать мужа в психиатрической больнице, внося деньги на ее обустройство вплоть до безвременной кончины супруга. Их единственный ребенок погиб в младенчестве. А сама прекрасная Александра после революции уехала в Москву и умерла в совершенном одиночестве в тесной комнатушке коммунальной квартиры. Можно представить себе, как эта самая модная дама Самары гадает на картах в украшенной лепными орхидеями гостиной или организует спиритический сеанс, вызывая тень умершего мужа и советуясь с ней о том, что ей делать в сложившихся обстоятельствах. 

Один из разделов выставки посвящен как раз вере в потусторонний мир. Здесь можно увидеть большой круглый стол, который крутился под руками участников спиритического сеанса в такт шепоту и воплям медиума. Если перевернуть выложенные тут картонки, то можно прочесть расшифровку использовавшихся духовидцами терминов. Например, трансфигурация. Это изменение внешности медиума до степени похожести на вызываемого им человека. Транс — глубокий магнетический сон для воспроизведения действий духов. Эктоплазма — вещество, появляющееся во время сеанса из воздуха и способствующее материализации привидений. 

Посетителям представлен фотопортрет первых медиумов — сестер Фокс, живших в США.  

Здесь же образцы первых «трансцидентальных» снимков, которые вызвали неподдельный ажиотаж. На них образы реальных людей, запечатленных якобы в компании застигнутых врасплох духов. Что это было — погрешности при проявке пластин или сознательные действия фотографов, — судить трудно. Среди тех, кто верил в подлинность снимков такого рода, был сам Артур Конан Дойль. Возможно, о природе этих эффектов спорили члены Самарского фотографического общества, регулярно собиравшиеся в курительной комнате Александра Курлина. 

Мистика самарского модерна. Часть 1
Мистика самарского модерна. Часть 1

Аксаковы и телекинез

К памятникам самарскому мистицизму можно отнести и разрушенный губернаторский дом, на месте которого сегодня разбит сквер Аксаковых. 

Литератор и переводчик, племянник автора «Аленького цветочка» Александр Николаевич Аксаков был ярым сторонником спиритуализма. Он даже стал автором термина «телекинез». А во второй половине 1860-х годов нашел подтверждение своей философии в сочинениях американского спиритуалиста Э. Дж. Дэвиса. Писал статьи по животному магнетизму и спиритизму, делал тематические переводы с немецкого и английского языков. Публиковал их в Петербурге и Лейпциге. С 1870 года сам начал принимать участие в мистических сеансах. 

С 1874 года Аксаков издавал в Лейпциге ежемесячный журнал Psychische Studien, посвященный исследованию малоизвестных явлений психической жизни. В 1893-м в ответ на трактат Эдуарда Гартмана Der Spiritismus он опубликовал собственную книгу «Анимизм и спиритизм». 

И самарский губернатор Григорий Аксаков, и вся его семья были наслышаны о чудачествах родственника. Но, возможно, не осуждали, а разделяли их. Теперь уже сложно установить, бывал ли Александр Аксаков в гостях у кузена в Самаре. Но можно предположить, что обитатели губернаторского дома делали попытки вызывать дух Пушкина. Прах поэта в то время тревожил всяк кому не лень. По воспоминаниям моей бабушки, однажды, наблюдая за старшими родственницами, гадавшими на женихов с помощью фарфорового блюдца и вызывавшими дух Александра Сергеевича, она тоже осмелилась задать вопрос: кто будет моим суженым? На что «дух Пушкина» ответил: а ты еще зеленая! Этот случай поразил ее на всю оставшуюся жизнь. И человек свято поверил в спиритизм. 

Мистика самарского модерна. Часть 1
Мистика самарского модерна. Часть 1

Из книги Александра Аксакова «Анимизм и спиритизм»:

«Гартман говорит, что между медиумом и участниками сеанса должно установиться тесное соотношение прежде, чем могут удасться трансфигурации и материализации. Это соотношение устанавливается, по его мнению, частым повторением сеансов одного и того же медиума с одним и тем же кружком. Явления трансфигурации чаще всего обнаруживают на спиритических фотографиях, когда переодетая или нечетко проявившаяся на снимке фигура медиума своими чертами напоминает облик другого, умершего человека». 

В 1848 году две совсем молоденькие девушки из штата Нью-Йорк, сестры Мэгги и Кэти Фокс, убедили своих родителей и соседей, что могут общаться с покойными, которые якобы отвечают на вопросы серией ударов. Изначально все это было лишь шуткой. Однако старшая сестра девушек Лия увидела в этом розыгрыше потенциал для получения прибыли. Она стала водить Мэгги и Кэти на сеансы к людям, готовым заплатить за возможность поговорить со своими ушедшими близкими. Выступление юных спиритуалисток набирало обороты. Вскоре девушки отправились в турне по Америке. Их бизнес процветал в течение целых десятилетий. Другие шарлатаны, увидев успех сестер Фокс, подхватили их идею и объявили себя медиумами.

Продолжение следует.

Мистика самарского модерна. Часть 1

Фотографии автора

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации