Как зарегистрироваться и найти нужное на портале «Госуслуг»

27.09.2023

4629

Автор:

Как зарегистрироваться и найти нужное на портале «Госуслуг»

«СГ» начинает рубрику, где будет давать лайфхаки по взаимодействию с порталом «Госуслуги». Да, для большинства граждан он давно не диковинка, но все ли вы о нем знаете? С помощью этого сайта можно записаться к врачу, подать заявление на заключение брака, оформить загранпаспорт, проверить документы на покупку недвижимости и многое-многое другое. Объясняем, как все это сделать.

Часть 1: как зарегистрироваться и найти нужное

Возможности портала «Госуслуги»

Госуслуги — это электронная платформа, созданная для удаленного оказания разного рода услуг населению. Другими словами, данный сайт позволяет любому гражданину, имеющему телефон или компьютер с доступом в интернет, не выходя из дома в любое время суток получить государственную услугу. Например: 

— записаться на прием к врачу;

— встать в очередь на оформление в садик, школу, подать документы в вуз;

— подать заявление на получение различных пособий, выплат и компенсаций;

— проверить наличие задолженностей по налогам, штрафам, коммунальным платежам и уплатить их;

— подать налоговую декларацию;

— оформить заграничный паспорт;

— зарегистрировать транспортное средство (покупку, продажу), получить парковочное спецместо для граждан с ограниченными возможностями;

— оформить льготы на проезд в общественном транспорте;

— получить свидетельство о рождении, заключении брака и т.п.;

— узнать информацию о состоянии лицевого счета в Пенсионном фонде;

— получить исчерпывающие консультации по работе, бизнесу, спорту, культуре и экологии, безопасности и финансам.

Все формы для заполнения заявлений прилагаются. И это далеко не полный перечень услуг, которыми можно воспользоваться, не теряя времени на ожидание в очередях или отправку запросов почтой.

Документы, на оформление которых раньше требовалось несколько дней, а иногда и недель, на госуслугах предоставляются буквально в течение суток, а иногда и через несколько минут. Исключение составляют запросы, для ответа на которые отведен определенный срок, установленный законом. 

Регистрация

Существует три способа регистрации на сайте госуслуг.

Первый — при личном посещении центра обслуживания. Нужно выбрать более удобный территориально (например, МФЦ) и прийти туда, взяв с собой паспорт и СНИЛС. Заявителю создадут личный кабинет и отправят данные на проверку, после завершения которой на телефон пришлют пароль для входа на сайт. Войдя на госуслуги, можно сменить пароль на свой. 

Второй способ — через приложение одного из банков-партнеров. Их порядка 16, включая «Сбер», «Почта банк», ВТБ, «Тинькофф», «Альфа банк», «Россельхозбанк» и другие. Нужно перейти в приложение одного из банков, клиентом которого вы являетесь, и следовать инструкции. По имеющимся данным банк подтвердит вашу личность и пришлет пароль для входа на госуслуги. 

Третий вариант — по номеру телефона и электронной почте. Чтобы зарегистрироваться таким образом, нужно:

— открыть портал госуслуг;

— нажать кнопку «Зарегистрироваться» и выбрать «Другой способ регистрации»;

— указать ФИО, телефон, электронную почту;

— ввести код, который придет в смс;

— придумать пароль (готовый из списка лучше не применять). 

Также можно подтвердить учетную запись по почте, перейдя по ссылке в письме, которое придет при регистрации.

Как правило, проверка документов занимает не более пяти дней. Если в данных будут найдены ошибки и/или несоответствия, система уведомит заявителя для их корректировки. 

Все уведомления, ответы и документы на портале приходят в личный кабинет, а для решения возникающих вопросов и трудностей работает служба поддержки.

Уровни регистрации

Их тоже три. Деление основано на полноте предоставленных данных и пакете загруженных (прикрепленных в виде файлов) документов.

Упрощенный аккаунт. Документы прикреплять не нужно, достаточно указать ФИО, телефон, электронную почту. Однако доступ пользователю будет предоставлен не ко всем услугам.

Стандартный аккаунт. При регистрации указываются дата рождения, паспортные данные, СНИЛС, телефон. Здесь уйдет немного больше времени на проверку данных, но перечень доступных услуг значительно расширится. 

Подтвержденный аккаунт. Способы подтверждения следующие: 

— через центры обслуживания, с предоставлением паспорта и СНИЛС;

— заказным письмом (функция такого заказа имеется на сайте госуслуг, в ответном письме через две недели придет код для ввода в поле на странице с персональными данными); 

— через приложение банка, клиентом которого является заявитель (по инструкции);

— получение УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписи). Она является аналогом подписи заявителя, используется для дистанционной подписи любых документов, действует год и выдается аккредитованными центрами. Для получения понадобятся паспорт, СНИЛС и ИНН. Пользователю с подтвержденной учетной записью предоставляется полный спектр услуг. 

Поиск нужной услуги

На сайте есть помощник — робот Макс. Чтобы найти интересующую услугу или задать вопрос, достаточно в поисковой строке ввести ключевое слово — например, «детсад», «здоровье», «ДТП» или «пенсия». Робот предложит варианты услуг по каждой теме с переходом на нужные страницы. 

В разделе «Интересно и полезно» имеется перечень общих категорий. Кликнув на интересующую тему, можно выбрать более подробное действие. Например, в категории «Образование» открываются разделы от дошкольного образования, кружков и секций до подачи документов в вуз. Аналогичный перечень есть и в разделе «Жизненные ситуации». 

Любые ответы можно найти, нажав на кнопку «Помощь» в верхней строке сайта, а также в самом низу страницы. Для удобства поиска там уже сохранены основные вопросы пользователей и ответы на них. 

Вопросы безопасности 

Конфиденциальность сведений и персональных данных пользователя на госуслугах гарантируют механизмы шифрования. При этом нужно понимать, что аккаунт гражданина содержит практически всю личную, финансовую и имущественную информацию о нем и членах его семьи, что привлекает мошенников и аферистов. При несанкционированном доступе к информации на госуслугах (проще говоря, взломе) злоумышленники могут как угодно использовать полученные данные — от оформления кредитов и займов до манипуляций с недвижимостью и вовлечения жертвы в преступные схемы. 

Чтобы защитить свой аккаунт, важно:

— придумать сложный, уникальный пароль. Он должен содержать прописные латинские буквы, цифры и знаки. Чем длиннее и запутаннее, тем лучше. Крайне ненадежны пароли, состоящие из даты рождения, цифр или букв подряд, своих имен, фамилий и т.п.;

— активировать двухфакторную аутентификацию. В таком случае для доступа к аккаунту, кроме пароля, потребуется ввести одноразовый код из смс. При каждом входе этот код будет новым;

— включить оповещение о входе на портал, которое будет приходить на электронную почту. Как это поможет? Получив уведомление о том, что кто-то открыл ваш аккаунт, в то время как вы туда не входили, можно уведомить о нарушении госуслуги, перейдя по указанной ссылке службы поддержки; 

— контрольный вопрос при входе. Это может быть название книги, девичья фамилия матери, любое слово, которое злоумышленник не сможет отгадать или подобрать.

Важно: представители портала «Госуслуги» никогда не звонят и не требуют предоставить личную информацию, произвести оплату, продиктовать данные банковских карт и прочее. Письма и уведомления приходят с электронного адреса [email protected].

Фотографии: архив «СГ»

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации