В круиз по Енисею. Самарцы пересекли страну через ее географический центр

07.09.2023

Loading

Автор:

В круиз по Енисею. Самарцы пересекли страну через ее географический центр

Завершился сезон летних отпусков. Наши земляки выбирали не только традиционные, давно раскрученные маршруты, но и отправлялись в такие уголки России, куда еще большого турпотока нет и вряд ли в ближайшем времени будет. В притягательные, но мало освоенные места. В рубрике «Моя большая страна» рассказываем о таких вояжах самарцев. Возможно, их впечатления натолкнут кого-то на мысль пройти этими же дорогами.

Моя большая страна

Кому нравятся круизные путешествия на теплоходах, тот, конечно же, в первую очередь прошел маршруты по Волге, Каме, Дону. Это традиционные, давно облюбованные, ближние нам пути. Но в последние пару лет стали звучать приглашения на другие реки. Круизные компании предлагают пройти на теплоходе по Оби, Иртышу, Енисею, Лене. Самарцы откликнулись. 

Из тундры — на юг

— По Волге, Каме мы с приятельницей путешествовали уже много раз. Но нам очень хотелось исследовать дальние водные просторы. И этим летом мы отправились в круиз по Енисею. Совершенно другая река, иные ландшафты и специфическая экскурсионная программа. А самое главное — ты пересекаешь страну из северной тундры на юг по ее географическому центру. Это незабываемые впечатления, — рассказывает жительница Самары Татьяна Дмитриева. 

Чтобы отправиться в путь по Енисею, есть два варианта. На реке два года назад появился новый круизный теплоход «Максим Горький», обслуживающий только туристов. Но это судно рассчитано на публику, которая предпочитает сервис самого высокого уровня. Поэтому путевки на данный корабль очень дорогие. А есть иной вариант, которым и надо воспользоваться. По реке от Красноярска до Дудинки ходят два рейсовых трехпалубных корабля, развозят местных жителей и гостей по немногочисленным поселкам и городкам на берегу. Севернее Енисейска асфальтированных дорог уже нет, поэтому местным остаются только три вида транспорта: теплоход по Енисею, самолет или же вертолет. Трехпалубные «Александр Матросов» и «Валерий Чкалов» здесь воспринимаются как средство связи с цивилизацией. А кроме рейсовых пассажиров они развозят и путешественников. Местные туркомпании специально выкупают под них каюты. Можно, конечно, увидеть енисейские просторы, просто приобретя билет в каюту как рейсовый пассажир. Но тогда придется все остальное продумывать и организовывать самому: питание на борту, экскурсии в начальной и конечной точке путешествия.

— Мы подумали, оценили свои финансовые возможности и все-таки решили приобрести путевку на корабль «Александр Матросов». В нее входило все: трехразовое питание, гостиницы в Красноярске, Енисейске и Норильске, несколько экскурсий, посещение музеев. И не прогадали. Программа оказалась очень интересной, насыщенной, разнообразной. Выбрали маршрут с севера на юг. То есть прилетели самолетом в Норильск, а оттуда уже начиналась 12-дневная круизная программа до Красноярска. Можно было идти наоборот, с юга на север. Но наш вариант показался более логичным: из суровости в теплую цивилизацию, — отметила самарская путешественница.

Города, музеи, водопады

Увидели Норильск — легендарный промышленный город, выстроенный на вечной мерзлоте. Самый северный в стране. И мост через реку Норильскую тоже считается самым северным на российских просторах. 

В Норильске, в его микрорайоне под названием Талнах, в енисейском порту Дудинка отличные музеи, рассказывающие об этом огромном промышленном узле, где добывают и перерабатывают руды с содержанием меди, никеля, платины. О геологе Николае Урванцеве — первооткрывателе богатейших и ценнейших месторождений. О первых исследователях, шахтерах, строителях. О коренных северных народах — нганасанах, эвенках, энцах, ненцах, долганах. О зонах тундры и лесотундры, животном и растительном мире. 

В программе были и экскурсионные выезды к самым красивым природным памятникам недалеко от Талнаха. На целый день — к подножию горного плато Путоран. На полдня — в живописное ущелье Красные Камни. Здесь красивейший водопад и озеро. Стены ущелья сложены из четырехгранного столбчатого базальта — верный признак того, что миллионы лет назад тут «работал» вулкан. Он и оставил нам в наследство геологические красоты.

На Енисее остановок немного. По берегам — редкие поселки и небольшие городки. Например, Туруханск у впадения реки Нижней Тунгуски в Енисей. К поселкам теплоход не подходит, а встает на рейд. Пассажиров с их скарбом переправляют на берег на мотоботе или моторных лодках. 

Здесь особый уклад, своя неспешная, размеренная жизнь. Она далека от реалий больших мегаполисов. Чтобы лучше узнать, как живут там, на берегу, на теплоходе каждый день показывали серии замечательного документального фильма «Счастливые люди». Он об охотниках-промысловиках на соболя, о рыбаках, о тех, кто умеет выживать в любых, самых суровых условиях и обустраивать свой быт без супермаркетов, торговых центров и прочих атрибутов большой городской цивилизации. 

— Если пойдете по Енисею, обязательно посмотрите этот фильм. Эффект будет потрясающим. Тем более что село Бахта, чьи жители снимались в этой ленте, теплоход проходит на третий день пути, — советуют самарские путешественницы.

Дальше, все выше и выше по течению, были красивейшие скалистые острова Осиновской системы, старинный город Енисейск, знаковое место Стрелка при впадении в Енисей реки Ангары. И конечно, Красноярск с его знаменитыми столбами — причудливыми скальными останцами посреди горной тайги. Город гидростроителей Дивногорск, плотина Красноярской ГЭС, дом-музей писателя Виктора Астафьева в селе Овсянки. Все это вошло в программу круиза. 

Фотографии автора публикации

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации