Как связаны создатель Самарского знамени и свидетель вручения стяга ополченцам

06.09.2023

Loading

Автор:

Как связаны создатель Самарского знамени и свидетель вручения стяга ополченцам

«Самарское знамя» — международный патриотический проект, реализуемый с 2017 года региональным отделением общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» при поддержке правительства области и Самарской митрополии, в сотрудничестве с представителями Международного движения русофилов. На днях в его рамках в нашем городе прошел одноименный фестиваль. 

Мы продолжаем вспоминать на страницах газеты все, что связано с историей самарской реликвии. Любопытны, к примеру, переплетения судеб двух художников, двух Николаев — Симакова и Каразина. Они были участниками событий Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Один как создатель Самарского знамени, другой в качестве военного корреспондента, свидетеля вручения стяга болгарским ополченцам. 

Создатель эскиза

Учившийся в Императорской академии художеств Николай Симаков получил звание свободного художника в 1860 году за мастерски выполненный портрет жены — Е.П. Симаковой, урожденной Минаевой. Семья их жила в нашем городе с 1868 по 1880 год. 

В 1870-1875 годах художник занимался исследованием народного искусства чувашей Самарской губернии. По этой теме Николай подготовил большеформатный альбом. Называется он «Чувашские узоры» (1875 год) и хранится в научной библиотеке Российской академии художеств (Санкт-Петербург). 31 лист цветных акварелей представляет собой копии более ста образцов орнаментального искусства. Чтобы иметь средства для жизни, художник работал в это время на государственной службе под началом Петра Алабина. 

Супруги Симаковы были в дружбе с Варварой и Петром Алабиными, благословившими двух своих сыновей на участие в освободительной борьбе сербов на Балканах. И, конечно, разделяли их патриотические настроения. С восторгом приняла семья художника идею Алабиных послать поднявшему восстание болгарскому народу боевой стяг в знак искренней поддержки. Зная склонность Симакова к орнаменталистике, Петр поручил ему сделать эскиз будущей реликвии. Николай принялся за изготовление Самарского знамени в 1876 году. 

Сшитое из двух полотнищ шелковое трехцветное российское знамя вобрало в себя много символов. На одной стороне в центре вышитого золотом византийского креста были Кирилл и Мефодий — болгарские и славянские просветители. На другой — также в золотом кресте — образ Иверской Божией Матери. К древку были прикреплены ленты, на одной из которых написано: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его», на второй — «Болгарскому народу. Город Самара». 

Над стягом трудились монахини Иверского монастыря. Варвара Алабина собственноручно вышила лик Богородицы. 

Знамя было сделано очень быстро, на едином дыхании. Но его передачу пришлось отложить на год, так как восстание болгар в 1876-м османы потопили в крови. 

12 апреля 1877 года Россия вступила в войну с Турцией. И уже 20 апреля в нашем городе состоялся крестный ход, во время которого Самарское знамя пронесли по главным улицам. Стяг ждал впереди долгий путь на Балканы. 

Сохранил в рисунке 

В самарской семье французского происхождения по фамилии Грандмезоны хранится изящный рисунок тушью — виньетка авторства Николая Каразина. Этот знаменитый в XIX веке, а ныне почти забытый график и миниатюрист тоже бывал в нашем городе. 

Офицер Казанского драгунского полка, за польскую кампанию награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». Чувствуя большое влечение к живописи, Николай в 1865 году вышел в отставку в чине штабс-капитана и поступил в Академию художеств, где занимался у известного баталиста Богдана Виллевальде. В 1867-м покинул учебное заведение, чтобы принять участие в походе на Бухару. 

В Сербско-турецкую и Русско-турецкую войны 1877-1878 годов Каразин был военным корреспондентом-иллюстратором. Он представлял газету «Новое время», журналы «Нива» и «Всемирная иллюстрация». В десятках набросков, рисунков и акварелей, множестве заметок и путевых очерков Николай запечатлел героические события. Художник был свидетелем церемонии вручения дружинам ополченцев Самарского знамени, ставшего святыней болгарского народа, и зарисовал с натуры это событие.

Встреча в экспедиции 

По окончании войны на Балканах обоих художников, храбрых, увлеченных и имевших некоторую толику авантюризма, привлекла возможность участия в экспедиции, организованной в 1879 году сосланным в наш город членом царской семьи Николаем Константиновичем Романовым. Великий князь был увлечен идеей строительства Туркестанской железной дороги и возможностью использовать Амударью как водный путь до Каспия. Этим исследованиям и была посвящена научная экспедиция. По месту формирования она была названа Самарской.

В 1879 году Императорское Русское географическое общество предложило Каразину как знатоку Средней Азии принять участие в экспедиции Романова. По его заданию Николай занимался во время путешествия к Амударье бытовой живописью. Командующий болгарским ополчением в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, генерал от инфантерии, ученый-географ Николай Столетов отметит впоследствии: «Художником составлен большой альбом, более 100 рисунков и типов, представляющий изящную и живую иллюстрацию Аму-Дарьинского края». 

Уделом Симакова в экспедиции были археология и история искусства. Во время путешествия он собрал большую коллекцию рисунков орнаментов, отчасти изданных потом в сборнике «Искусство Средней Азии» (Санкт-Петербург, 1882 год). 

В 1883 году Симаков выпустил еще один альбом — «Русский орнамент в старинных образцах художественно-промышленного производства». 

Зарисовки, которые Каразин сделал во время Самарской экспедиции и последующих поездок в Среднюю Азию, стали экспонатами коллекции Петра Алабина. В фондах нашего художественного музея находятся цветные миниатюры этого автора, изображающие представителей всех народов, населявших в XIX веке Самарскую губернию. 

Фотографии: исторические архивы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации