Сыграть Башмачкина. Чему учат в детском экспериментальном театре «Re:[mark]»

07.06.2023

2741

Автор: Светлана Келасьева

Сыграть Башмачкина. Чему учат в детском экспериментальном театре «Re:[mark]»

Согласно планам министерства просвещения РФ, к 2024 году в каждой российской школе должен быть создан театр. Он дает детям опыт общения, а также помогает развить уверенность в себе. Во многих самарских общеобразовательных учреждениях театральные студии существуют уже давно. Например, при школе №49 на сегодняшний день имеется два таких объединения от ДШИ №3 «Младость». Одно из них — экспериментальный театр «Re:[mark]», которым руководят Валерий и Олеся Худящевы.

Две студии

Уже более 25 лет в школе №49 существует студия «22 квадратных метра», занятия в которой ведет педагог дополнительного образования Антонина Алексеевна Гребешкова. Несколько лет назад сюда пришли молодые преподаватели. Сначала Олеся Худящева, а вскоре и ее муж Валерий. Оба окончили Самарскую государственную академию культуры и искусств (сейчас СГИК). В 2014 году супруги создали «Экспериментальный театр «Re:[mark]».

Теперь учащиеся младшей и средней школы занимаются в «22 квадратных метрах», а ребята с седьмого класса и старше — в «Re:[mark]». Здесь реализуется предпрофильная программа подготовки, так что сюда приходят в основном те, кто хочет серьезно заниматься театральным искусством дальше. Многие потом поступают на актерский или режиссерский факультеты.

— У нас несколько групп, часть из них в школе №102 — там тоже филиал ДШИ №3. Ребята разделены в зависимости от того, что они хотят и что могут. С кем-то мы ставим спектакли, участвуем в конкурсах и фестивалях. А с кем-то занимаемся техникой — речью, пластикой, этюдами. Из них стараемся отобрать тех, с кем потом можно работать более серьезно, — рассказывает руководитель театрального отделения детской школы искусств №3 «Младость» Валерий Худящев.

Выпуск — 2023

В этом году состоялся выпуск основного состава «Re:[mark]». Это десять человек, которые уже закончили программу обучения в ДШИ, рассчитанную на восемь лет. Трое из них решили связать свою жизнь с творчеством и планируют поступать в училище культуры.

— Ребята разноплановые, удачно друг друга дополняющие. В общеобразовательной школе они учатся в 8-10-х классах. Возможно, специально под них мы напишем отдельную программу для продолжения занятий. А на их места будем набирать новеньких. Не обязательно из школ №49 и №102. Иногда к нам просятся и из других образовательных учреждений, — продолжает Валерий. 

Фестивали, конкурсы

— Театр — это работа, это процесс. В сентябре я сказал детям: «Буду действовать как продюсер. Мы будем ездить по всем конкурсам, на которые только возможно». У ребят последний год обучения, и я решил, что будет правильным сделать именно такой акцент. Иногда мы за день с одним учеником умудрялись побывать в двух — трех местах, выступить на нескольких сценах. У детей возникает понимание того, что это действительно труд, и он востребован. Будешь работать — будет результат, — уверен Валерий.

Только за этот учебный год «Re:[mark]» принял участие в восьми крупных театральных фестивалях, которые проходили в Самарской области и на всероссийском уровне. По совокупности за все мероприятия, на которых побывали ребята за этот период, они уже получили 176 дипломов. Руководители студии предполагают, что к сентябрю их будет не менее 200.

Хороший материал

Индивидуальная работа студии выстраивается, исходя из органики ребенка. Это внешность, голос — его сила и тембр, понимание определенных вещей. Никаких ролей на сопротивление, на данном этапе это ни к чему.

Худящевы уверены, что воспитывать детей надо на хорошей литературе — не важно, классической или современной. В репертуаре театра — «Шинель» и «Ревизор» по Гоголю, литературно-музыкальная композиция по творчеству поэтов-эмигрантов 1917 года «Цвет свободы — красный», много спектаклей на военную тематику. Хорошая постановка получилась по истории жизни ветерана военной контрразведки Константина Стычкова, чье имя носит школа №49. За нее студия получила первое место на федеральном конкурсе.

Один из последних спектаклей, представленный на многих конкурсах и фестивалях, — «Завтра будет счастье» по рассказам Людмилы Улицкой. Писательница выпустила книгу воспоминаний тех, чье детство пришлось на конец войны и послевоенные годы. Произведение написано в форме монологов, что очень удобно для постановки.

Еще ребята постоянно снимают видеоролики: стихотворения, прозаические произведения, отрывки из спектаклей, монологи. Никакой работы в стол, каждый творческий шаг на виду.

На одной волне

— Значительная часть нашей деятельности — это работа с родителями. В первую очередь необходимо понять, что хочет и может ребенок и чего от него ждут мамы и папы. Есть дети не презентаторы, и таких очень много. Родителям зачастую это не нравится, они просят «расшевелить» своих отпрысков, сами плохо понимая, для чего это нужно. Бывает, приводят ребенка, который плохо говорит. Ему нужен логопед, а его ведут в театральную студию, потому что в интернете кто-то посоветовал. Но мы не имеем право работать с непоставленными звуками, чтобы не усугубить ситуацию, — комментирует Олеся.

По словам руководителей студии, лучше всего, когда ребенок приходит в студию сам. Даже если с кем-то за компанию, просто посмотреть. Когда есть интерес, с этим уже можно работать. Не у всех участников все получается сразу, иногда уходят месяцы и даже годы на то, чтобы человек раскрылся, «заиграл».

— Важно, чтобы ребенок и учитель были на одной волне. Иногда отсеиваются очень талантливые дети, которые не воспринимают манеру преподавания педагога. Не понимают его чувства юмора, создаваемой атмосферы. Я, например, преподаю жестко, но с любовью. Ставлю цель донести мысль доступным для детей способом. Наши воспитанники к этому привыкли. У них есть здоровая самоирония, что очень помогает и на сцене, и в жизни. А бывают ребята очень трепетные, с которыми нужно сюсюкаться, уговаривать, подбирать слова. Таким с нами тяжело, — говорит Олеся. 

— Очень хорошо, что дети нам доверяют, обсуждают с нами в том числе далеко не театральные проблемы, — поддерживает тему Валерий. — Это очень ценно. Не обо всем получается поговорить с родителями и тем более со школьными учителями, а мы можем дать какой-то совет, от чего-то оградить.

Кто такой наставник

Валерий несколько раз проходил профессиональную переподготовку. У него есть дипломы телеведущего, менеджера образования, руководителя образовательной организации, руководителя организации культуры и досуга, художественного руководителя. В прошлом году он получил квалификацию «учитель — наставник». Обучиться по этому профилю сподвигло участие в конкурсе профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». В 2021 году Валерий Худящев вышел во всероссийский этап и стал лауреатом в номинации «Наставничество в дополнительном образовании».

— Повышать квалификацию по этому направлению я пошел из любопытства. Мне стало интересно, как можно обучиться наставничеству. Ведь назвать тебя наставником может только тот человек, для которого ты им являешься. Нельзя стать им по своему желанию. В среде учителей распространено мнение, что если ты делаешь с ребенком какой-то проект, то ты автоматически являешься наставником. И на профессиональной переподготовке нас в основном обучали проектной деятельности. Рассказывали, как правильно вести учащегося от и до. Однако я по-прежнему убежден, что возможно лишь внутреннее ощущение между наставляемым и наставником, оно не может возникнуть «по указке».

— Лично для меня наставник — это старший друг, который является авторитетом, — продолжает Олеся. — И да, ребенок сам выбирает себе наставника. К нам приходят наши выпускники, говорят очень приятные слова, а я понимаю, что ничего особенного с ними не делала. Просто дружила. Для меня наставник — это когда не «здравствуйте, дети, сейчас я вас буду учить», а «смотри, что умею — давай покажу, как; а еще вот так можно попробовать и так». И ребенок сам выбирает, что ему ближе.

Фотографии автора

Читайте также:

Город

Как обработать загородный участок от клещей

Избавляемся от переносчиков опасных заболеваний

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации