Самарская родственница Пушкина. Часть 2

07.05.2023

5143

Автор:

Фотограф: Владимир Пермяков

Самарская родственница Пушкина. Часть 2

Иногда очень полезно полистать старые подшивки газет. В них можно найти удивительные статьи. Так, например, самарское Пушкинское общество передало мне вырезку материала, в котором рассказывается об учительнице музыкальной школы, расположенной в поселке Зубчаниновка, Евгении Ганнибал. Его автор — журналистка Наталья Извекова. Она утверждает: предки учительницы происходили от брата Надежды Осиповны — матери великого поэта.

Этот материал пришелся как нельзя кстати — сейчас мы отмечаем 120-летие с момента открытия в нашем городе Пушкинского дома. Захотелось проверить сведения и узнать побольше об этой женщине из рода «Арапа Петра Великого». На генеалогических форумах и в открытых публикациях удалось найти разрозненную информацию по данной теме. Попытаемся соединить ее в единое целое. Это вторая часть материала. Первую можно почитать тут

Все пути ведут в Гатчину

Захотелось проверить информацию, содержащуюся в статье Натальи Извековой. Но пробежав по родословной Ганнибалов, я не нашла там Степана Осиповича, которого журналистка назвала предком Евгении Нестеровны. Единственный ребенок Осипа Абрамовича и его жены Марии Алексеевны — дочь Надежда. Однако известно, что мужчина был женат не раз. Возможно, Степан — сводный брат Надежды или вообще незаконнорожденный?

Понятно, что нужно начинать с истоков. Вспомним, что Надежда Осиповна была рождена в Суйде. Это родовое гнездо Ганнибалов, самое крупное имение прадеда Пушкина Абрама Петровича. В 1796 году в местной церкви Воскресения Христова Надежда венчалась с потомственным дворянином Сергеем Пушкиным.

Вконтакте есть страничка музея-усадьбы Суйда, расположенного в Гатчинском районе Ленинградской области. От старины здесь уцелели перестроенный в 1950 году каменный гостевой флигель, дом управляющего, конюшня, оранжерея, скотный двор, кузница и другие постройки, а также ландшафтный парк.

Смуглые крепостные

Интересно, что музей был создан жителями села, и уже затем получил статус государственного. Его основатель Андрей Бурлаков, потомок няни Пушкина Арины Родионовны, рассказывал, что поэт был зачат именно в Суйде. Когда его мать была на пятом месяце, Пушкины съехали в Москву и взяли с собой няню.

Почему же потомки крепостных Ганнибала решили сохранить память о нем и его семье? Известно, что отношение Абрама Ганнибала к крестьянам было необычным для того времени. В 1743 году, сдавая часть деревни Рагола в аренду Иоахиму фон Тирену, он включает в договор пункты, запрещающие телесные наказания крепостных и увеличение барщины. Когда фон Тирен нарушает их, и крестьяне жалуются Ганнибалу, тот расторгает соглашение через суд.

А еще он научил своих крепостных сажать картошку, она не раз спасала жителей имения от голода. Здесь до сих пор популярен сорт «Ганнибал» с фиолетовой кожурой. Говорят, над ним колдовал в своей теплице, полной экзотических растений, сам хозяин имения. Но это не единственная причина такого теплого отношения к памяти генерал-аншефа Петра Великого.

До сих пор в Суйде рассказывают, что и сам Абрам Петрович, и его сыновья были не равнодушны к прелестям местных селянок. И служившему в местной церкви священнику не раз приходилось крестить кудрявых и смуглых детишек. Ничтоже сумняшеся, в графе «отец» он записывал «родила от барина Ганнибала». Сотрудники музея утверждают: по официальным данным, в России проживает более 800 людей, которые документально могут доказать свое родство с генерал-аншефом Петра I. А в современной Суйде около полутора тысяч человек считают, что являются потомками прадеда Пушкина. Это Араповы, Арапенковы и Туркины («турком» за глаза местные крестьяне называли Ганнибала). У некоторых из них сохранились черты предка — смуглая кожа, темные волосы и полные губы.

Эстляндский роман?

Хотя в музее уверены, что последний из местных носителей известной фамилии, смуглый красавец Жорж Ганнибал пропал в годы «красного террора», очевидно, что живы и другие потомки этого рода. Например, в интернете есть интервью Юрия и Бориса Ганнибалов, потомков Петера — незаконнорожденного сына Абрама от эстляндской девушки. Некоторое время он действительно служил в Таллине, о чем свидетельствует мемориальная табличка на Комендантском доме. Кстати, поражает тот факт, что эстляндские Ганнибалы, как и Евгения Нестеровна из Самары, рассказывают о наследстве, которое их уговаривал принять нотариус какого-то богатого англичанина. Будучи настоящими советскими гражданами, они отказались от этого предложения.

Основной ценностью для Евгении Ганнибал были книги. Но в конце жизни, видимо, из-за стесненности в средствах, ей пришлось их продавать. В «Волжской коммуне» за 6 июня 1978 года была заметка о том, какой удивительный экземпляр книги Пушкина приобрел у нее журналист Мацкевич. Раскрыв дома шестой том собрания сочинений поэта, он увидел между строк и на полях большое количество записей на английском. Обратившись к профессору Бочкареву из педагогического института, журналист узнал, что они принадлежат племяннику классика Анатолию Львовичу.

Книгу передали в Академию наук СССР. Там установили, что Анатолий делал записи о последних месяцах жизни Пушкина со слов его старшего сына Александра. Он был флигель-адъютантом Александра II и, вращаясь в дворцовых сферах, узнал тайну гибели поэта. Не желая унести с собой в могилу эти секретные сведения, пожилой военный открыл их своему племяннику и попросил записать для потомства. Евгения Ганнибал рассказала, что книгу ей в 1918 году передал в благодарность отец тяжело раненного офицера, которого она выходила.

Экспозиция музея-усадьбы «Суйда» состоит из нескольких разделов, главный из которых посвящен Абраму Ганнибалу и его многочисленным потомкам. В отдельной витрине представлены подлинные реликвии прадеда Пушкина и его ближайших родственников. Убранство этого зала дополняют предметы быта ганнибаловской эпохи. Особый раздел посвящен родителям великого поэта и его няне Арине Родионовне. Гордостью музея является старинное полотенце с затейливыми кружевами и монограммой «А.С.» По преданию, оно принадлежало самому Александру Пушкину.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть последняя

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации