Самарская родственница Пушкина. Часть 1

30.04.2023

5469

Автор:

Фотограф: Владимир Пермяков

Самарская родственница Пушкина. Часть 1

Иногда очень полезно полистать старые подшивки газет. В них можно найти удивительные статьи. Так, например, самарское Пушкинское общество передало мне вырезку материала, в котором рассказывается об учительнице музыкальной школы, расположенной в поселке Зубчаниновка, Евгении Ганнибал. Его автор — журналистка Наталья Извекова. Она утверждает: предки учительницы происходили от брата Надежды Осиповны — матери великого поэта.

Этот материал пришелся как нельзя кстати — сейчас мы отмечаем 120-летие с момента открытия в нашем городе Пушкинского дома. Захотелось проверить сведения и узнать побольше об этой женщине из рода «Арапа Петра Великого». На генеалогических форумах и в открытых публикациях удалось найти разрозненную информацию по данной теме. Попытаемся соединить ее в единое целое. 

Домик на Транзитной

В статье самарской журналистки, информацию для которой она собирала уже после смерти Евгении Ганнибал, есть две иллюстрации. Это фотография родственницы Пушкина в преклонном возрасте и снимок ее домика на улице Транзитной, 28. Элегантно одетая в черное платье с белым воротничком пожилая женщина держит спину необыкновенно прямо. Ее темные глаза сияют, на губах — улыбка. Такой запомнили Евгению Нестеровну — сотрудницу костно-туберкулезного санатория при Куйбышевской железной дороге, а затем музработника детсада — ее самарские соседи.

Жители Зубчаниновки восхищались этой женщиной, ведь она сделала так много хорошего людям! Ее опыт фронтовой сестры милосердия был бесценен при выхаживании тяжелых больных. А затем, в 1948 году, когда эта работа стала ей не под силу, она перешла в детсад №17 и подарила детям другой свой талант — знатока музыки, пианиста. Работала Ганнибал буквально до последних дней своей жизни.

Ее хорошая знакомая, учительница местной школы Стришина, вспоминала: Евгения Нестеровна была одной из самых образованных женщин Зубчаниновки. Она владела английским, немецким и французским языками. Знала и любила поэзию, особенно стихи своего родственника Александра Пушкина. Прекрасно их декламировала.

Стришина описывала курьезный случай, который наделал много шума в школе. Один из отстающих учеников сдал на удивление хорошее выпускное сочинение и получил оценку «отлично». Педагоги решили провести небольшое расследование, чтобы узнать, каким образом у мальчика так внезапно открылся литературный талант. В результате оказалось, что он заранее узнал тему и попросил написать выпускную работу Евгению Нестеровну, которой на тот момент исполнилось 90 лет. 

Самарская родственница Пушкина. Часть 1

Пример оптимизма

Знавшая с детского сада своего воспитанника женщина просто не могла отказать ему в этой просьбе. Ее добродушие и равнодушие к мирским благам было притчей во языцех. Она жила в маленьком деревянном доме и не помышляла о переезде. Часто ее можно было застать за шитьем или штопкой. Во многом благодаря своим умелым рукам Евгения Нестеровна стала обладательницей довольно обширного гардероба. Ее слабостью были белые воротнички.

Жители Зубчаниновки удивлялись и дворянскому рациону педагога: с утра непременно кофе с рогаликами. Супов не признавала, но часто пекла блины, начиняя их селедкой. Видимо, за неимением черной икры. 

Очень любила Ганнибал ухаживать за своим садом, полным цветов. Соседи вспоминают о том, что старая женщина до конца сохраняла необыкновенную проворность, с легкостью взбиралась на высокую яблоню, чтобы нарвать, по ее словам, какие-то необыкновенно вкусные плоды и угостить ими гостей. Старушка, казалось, никогда не унывала и поддерживала знакомых своим оптимизмом. А ведь пережить ей пришлось очень многое. 

Участница Первой мировой и Гражданской

Как же эта родственница Пушкина оказалась в Самаре? Знакомые Евгении Нестеровны рассказывали, что она обосновалась в Зубчаниновке вместе со своим супругом, представительным мужчиной по фамилии Локатко, вскоре после Гражданской войны. И бумаги женщина подписывала обычно так: Локатко-Ганнибал.

Из поколения в поколение жители Зубчаниновки передавали слова тех, кто видел ее в молодости: невысокого роста, среднего телосложения, смуглая, с шикарными черными волосами, которые она заплетала в две толстые косы, очень живая и грациозная. Многим внешне она напоминала любимого поэта.  

Говорили еще, что Евгения с мужем обожали театр, нанимали повозку и каждую неделю ездили в Самару смотреть спектакли. Даже после его смерти женщина продолжила эту традицию. А еще она была глубоко верующим человеком и постоянно посещала церковь. Евгения Нестеровна не очень любила говорить о своем прошлом, но рассказывала, что происходит из интеллигентной семьи. Ее прадед Степан Ганнибал — потомок «Арапа Петра Великого», описанного Пушкиным. Родилась она в Бессарабии в 1886 году, хотя в паспорте стоял 1888-й. Это чтобы иметь возможность пройти по возрасту в Институт благородных девиц. Отец Евгении был мировым судьей — человеком требовательным, но справедливым и честным. Он очень заботился о своей семье. Мать Евгении — образованная женщина — посвятила себя воспитанию своих одиннадцати детей. 

Вместо Англии — Зубчаниновка

Евгения окончила Институт благородных девиц, получив образование в области медицины, педагогики и музыки. С началом Первой мировой девушка не раздумывая ушла на фронт в качестве сестры милосердия. Работала в санитарном поезде, весь личный состав которого в Гражданскую перешел на сторону красных. 

Вспоминают, что на имя Евгении Нестеровны однажды пришло письмо из-за границы. В нем было сообщение: ее дядя согласно завещанию оставил ей состояние в Англии. Но она отказалась туда ехать.

У этой бойкой миловидной женщины было немало романов и замуж она выходила четыре раза, но пережила всех своих супругов. Не мудрено, если учесть, что ее юность прошла на фронте. Возможно, некоторых из возлюбленных Евгении сразила шальная пуля.

Детей женщина очень любила, но своих у нее не было. В конце жизни старушка приютила у себя молодую семью Зайцевых. Супруги ухаживали за ней, им и достался ее маленький домик. Похоронена Евгения Нестеровна была на местном кладбище. 

Абрам (Ибрагим) Ганнибал родился приблизительно в 1696 году в Абиссинии и закончил свою жизнь в 1781 году в имении Суйда Санкт-Петербургской губернии. Был сыном африканского князя — вассала турецкого султана. Попал в плен вместе с братом.

В 1704 году cтамбульский торговец Савва Рагузинский привез Ганнибала в Москву, а через год он был крещен. Поскольку крестным отцом стал Петр I, в православии африканец получил отчество Петрович. С 1756 года Ганнибал — главный военный инженер русской армии, в 1759 году получил чин генерал-аншефа. Во втором браке у него родился сын Осип — дед Пушкина по материнской линии. Своему прадеду классик посвятил неоконченный роман «Арап Петра Великого».

Продолжение следует

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации