Логопед Лилия Гатауллова: Педагог учится постоянно

14.04.2023

2724

Автор:

Логопед Лилия Гатауллова: Педагог учится постоянно

Год педагога и наставника — прекрасный повод рассказать не только о школьных учителях и преподавателях вузов, но и о тех, с кого все начинается — о работниках дошкольного образования. Учитель-логопед детского сада №153 Лилия Гатауллова до недавнего временибыла воспитателем. О своей работе с малышами она рассказала «СГ». 

Развиваться и пробовать новое

— В детском саду я работаю уже восемь лет. Долгое время занимала должность воспитателя, а три месяца назад стала логопедом — по своему основному образованию. Со второго курса я вела развивающие занятия в бэби-клубе и к окончанию университета была вполне уверенным в себе педагогом, поэтому и пришла в детский сад. 

Мне очень нравилось работать воспитателем, но хочется расти, развиваться, пробовать что-то новое — не зря же я получила образование в университете. Тем более в нашем детском саду возникла необходимость в таком преподавателе. У нас есть основной учитель-логопед, но детей, нуждающихся в коррекции речи, очень много, поэтому встал вопрос о еще одном специалисте. 

Не только звуки

У нас не логопедические группы, а логопункт. Занятия проходят в основном индивидуально. В начале учебного года психолого-медико-педагогическая комиссия нашего учреждения проводит диагностику всех детей. Тем, у кого оказывается не все благополучно с речью, мы даем рекомендацию пройти общегородскую комиссию. По ее заключению начинаем заниматься с ребенком и ведем его вплоть до выпуска из детского сада вне зависимости от того, в каком возрасте он к нам поступил — в три года или уже в старшей группе.  

Логопед занимается не только звукопроизношением. Мы работаем со слоговой структурой слова, с грамматикой, занимаемся обогащением словарного запаса. Большой пласт работы — формирование связной речи, чтобы к подготовительной группе ребенок мог выражать свои мысли, описывать картины, представлять проекты на конкурсах. 

В университете я училась несколько лет назад, а логопедия — наука, которая развивается очень быстро. За это время появились новые понятия и диагнозы, такие как, например, диспраксия, о которой в университете мы и не слышали. Она связана не только с речью, но и с двигательной системой — нарушениями дыхания, жевания, глотания и так далее. Поскольку я об этом ничего не знала, прошла курсы повышения квалификации.

Поддержка наставников

В работе мне очень помогает мой наставник Софья Вячеславовна. Она опытный логопед, и я часто обращаюсь к ней с профессиональными вопросами. 

В нашем детском саду система наставничества носит не показной характер, она действительно существует. Я бы не состоялась в профессии и не решилась бы на участие ни в одном педагогическом конкурсе, ни в одном семинаре, если бы наша заведующая, старший воспитатель и другие педагоги в меня не верили и не поддерживали во всем. Это очень важно, когда есть у кого спросить, когда нет страха сделать что-нибудь не так. И когда есть человек, который скажет: «Ты будешь представлять наш сад на конкурсе, и ты точно справишься». Важно заставить начинающего педагога поверить в свои силы. Мне участие в конкурсах, которых было уже очень много и из которых наиболее значимый «Воспитатель года», весьма значительно подняло самооценку. А в некоторых вопросах молодые специалисты становятся наставниками для более опытных. Чаще всего это связано с применением цифровых технологий.  

Мультики про ПДД

Если говорить об общеобразовательной программе, мне как логопеду всегда было наиболее интересно обучение грамоте, работа над звуками, над пополнением словарного запаса. Мне очень нравится самой создавать новые дидактические пособия, чтобы детям было интереснее заниматься. 

Педагог учится постоянно. У нас есть чек, согласно которому каждый воспитатель должен отучиться определенное количество часов. На выбор предлагаются самые разные курсы, так что всегда можно отдать предпочтение тому, что тебе интереснее всего. Сейчас, например, многие педагоги нашего детского сада, включая меня, посещают занятия по нейропсихологии. 

Ранее меня очень впечатлили курсы по созданию мультфильмов. Это стало одной из моих любимейших видов деятельности вне образовательной программы. Детям тоже очень нравится. Мы с ними придумываем сюжет, покадрово снимаем, например, как человечек двигается. Есть разные техники — бумага, пластилин, лего. Очень интересно, когда ребенок создает какого-то персонажа, и мы его потом оживляем. Монтирует все, конечно, педагог, но потом идет очень увлекательный процесс озвучки, в котором могут участвовать все. Стараемся включить сюда воспитательную составляющую. Например, мы делали мультики про необходимость соблюдать правила дорожного движения. 

Нефтяная качалка своими руками

Я начала работать в детском саду в 20 лет. Поэтому сначала было немного сложно преодолеть возрастную границу в общении с родителями. Потребовалось время, чтобы они начали принимать меня всерьез, поняли, что я действительно профессионал и могу дать им какую-то полезную информацию, что-то подсказать и даже чему-то научить. 

Мы очень активно работаем с родителями и, конечно, не все сразу готовы включиться в этот процесс. Но когда взрослые видят, что дети ходят в садик с удовольствием, им здесь нравится, они хотят заниматься, участвовать в конкурсах, то и у мам с папами появляется заинтересованность. 

Детских конкурсов у нас проходит очень много — и на базе сада, и на уровне города и области, куда выходят победители. Обычно ребята представляют на них свои поделки или рисунки. Наш детский сад специализируется на техническом творчестве, поэтому у нас много конкурсов именно такой направленности: ребенок что-то мастерит, создает, а потом защищает свою идею. Например, мы с воспитанниками строили нефтяную качалку. К нам приходил родитель, который работает в этой отрасли, приносил колбочку с нефтью. Дети рассмотрели ее, узнали, что делают из нефти и зачем она нужна. А потом из робототехнического конструктора сделали качалку и запрограммировали, чтобы она двигалась. 

Вместе с родителями

Иногда родители пытаются сделать что-то не вместе с ребенком, а вместо него. Объясняем, что мы не претендуем на какие-то грандиозные замысловатые поделки, у нас соревнование не между родителями и вообще у всего этого другая цель — совместная деятельность и интересное времяпровождение в семье. Постепенно мотивация появляется не только у детей, но и у взрослых. 

В целом мы стараемся организовать работу с родителями так, чтобы им было интересно. Собрания у нас часто проходят в формате круглых столов. Например, мы можем обсуждать, как адаптировать ребенка к детскому саду или как правильно отвечать на детские вопросы. В подготовительной группе на первый план выходят темы, связанные с обучением. 

Иногда родительские собрания проходят вместе с детьми. Недавно, к примеру, была тема «робототехника», и взрослые вместе с ребятами строили роботов. Родителям было интересно окунуться в процесс, увидеть, чем мы здесь занимаемся. Для некоторых стало настоящим открытием, что их ребенок, например, умеет составлять программу для робота. Действительно умеет, а не просто про это рассказывает. 

Фотографии автора

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации