— Я окончил медучилище по специальности «Зубной техник». Затем — служба в армии, рабфак, где я познакомился со своей будущей супругой Ольгой, и мединститут. Сейчас можно сказать, что я основатель династии: врачами стали моя двоюродная сестра, племянник, сын, его жена.
Стоматологию я выбрал, потому что это весьма творческая профессия. Двух одинаковых челюстей не бывает. Каждый пациент уникален, а работа с ним — индивидуальна. Ортопедических решений, как правило, несколько. Нужно выбрать лучшее. Мне это очень нравится.
Никаких особых хобби у меня долгое время не было. Как и все мужчины, любил охоту, рыбалку. А увлечение деревом появилось, когда мы переехали жить за город и начали строить дом. Я смотрел, как работают плотники: слаженно, красиво — и у меня зародилась мысль попробовать что-то смастерить собственными руками. Потом увидел, как люди занимаются резьбой по дереву, заинтересовался. Проштудировал интернет, купил липу, резцы. Параллельно искал, у кого бы поучиться, но, к сожалению, не нашел. Это даже удивительно, потому что среди самоучек много взрослых состоявшихся людей, которые рады были бы перенимать ремесло у опытных наставников, да негде.
Когда, наконец, спустя какое-то время, я нашел в Москве мастера и показал ему свои работы, он сказал, что я уже перерос уровень его учеников. Знания я набирал самостоятельно, постепенно, тут чуть-чуть, там немного. Стало понятно, что резьба с ее монотонностью мне не очень подходит. Наткнулся на метод токарной обработки дерева. Купил станок. Стало получаться. И как раз в этот момент — случайно, по работе — познакомился с руководителем управления организации социально значимой и специализированной медицинской помощи регионального минздрава Ильей Ивановичем Сиротко. Оказалось, у нас схожее хобби. Он свел меня с профессиональным резчиком по дереву, членом Творческого союза художников России, большим специалистом и энтузиастом Сергеем Плехановым. Сергей Владимирович многое мне подсказывал, советовал, подталкивал сделать что-то новое, интересное.
Первый опыт был таким, что и вспоминать не хочется. Я ничего не умел, да еще и пытался работать с сосной, которая крошится, и вообще не лучший вариант для начинающих. Потом я познакомился с человеком, который занимается деревом. Он порекомендовал попробовать ясень. Я сделал тарелку и чашку, не зная еще толком, как правильно полировать и шлифовать. В этом деле масса нюансов: сначала применяется шкурка одной зернистости, потом другой, третьей, металлическая вата, масляная обработка, пропитка, восковое покрытие… Все было очень просто, но самый важный критик, моя жена, сказала: «Это уже на что-то похоже». Мне и самому результат понравился. Начал комбинировать ясень с другими видами древесины, которые посветлее: осиной, липой. Играл с контрастами. Потом узнал о сегментном точении.
Сколько материала в период экспериментов было перепорчено, страшно сказать. Постепенно находились люди в сети, которые живут мастерством и творчеством, у них многое удалось почерпнуть. Узнал, что есть цветные породы деревьев — и красные, и фиолетовые: амарант, падук. Цена — космос: 300-400 тысяч рублей за куб. Но я покупаю одну доску, ее хватает на несколько изделий, которые становились все более разнообразными и затейливыми. Но больше всего мне нравятся клен и ясень. Вы не представляете, насколько у них интересная фактура, а если еще и правильно оттенить, получится шедевр. И все это создает сама природа, мастер только помогает людям увидеть эту красоту.
Постепенно о моем хобби узнавали друзья, коллеги, знакомые. Одна дама как-то попросила сделать ей трехуровневую вазу под фрукты и осталась довольна результатом. После выставки, которая проходила в Ширяево, купили мою вазу. Я не бизнесмен и не планировал зарабатывать таким образом. Гораздо приятнее дарить, видеть радость человека. Почти у всех коллег есть вещички, которые я сделал своими руками. Услышишь мимоходом, что кто-то хочет сахарницу, и смастеришь: с красным падуком, наборной ручкой. Люблю делать сюрпризы. А друзья — их у меня очень много — теперь точно знают, что нужно мне.
Для работы необходимы разные станки. Один — чтобы распиливать древесину. Второй — чтобы шлифовать. Третий — вытяжка, чтобы не было пыли, четвертый — для токарной обработки и так далее. Три или четыре станка мне вручили на день рождения, также в числе презентов были различные полезные приспособления, инструменты. Что-то я покупал сам. Однажды подарил товарищу изделие, а его знакомый — директор магазина для стройки и ремонта — сделал мне большую скидку на нужное оборудование. Наглядная иллюстрация к поговорке «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Общими усилиями за пять лет арсенал собрался солидный: сейчас в моей мастерской есть все необходимое, но я уже задумываюсь о строительстве более просторного помещения.
Очень много вещей я создаю для нашего дома. Моя жена — человек творческий. У нее художественное мышление, в отличие от меня: я все делаю по наитию, а она видит, какие цвета лучше сочетаются между собой, подсказывает. Иногда от нее поступают заказы — подставка под бумажные полотенца для кухни, вешалки для шапок и халатов в баню, наборная разделочная доска из дуба и темных пород дерева, вазы. Все это отнимает довольно много времени, потому что нужно не только точить, но и клеить какие-то детали, и обрабатывать для долговечности.
Изделий набралось уже приличное количество. Я стал постоянным участником выставок в Доме культуры «Октябрь», в историко-музейном комплексе села Ширяево, на других площадках. Нас знают, замечают. Я даже стал лауреатом VIII губернского фестиваля самодеятельного народного творчества «Рожденные в сердце России».
16 декабря в музее Алабина открылась выставка-ярмарка «БазАрт». В рамках мероприятия творческим людям давали звание мастеров декоративно-прикладного творчества Самарской области — было отобрано 20 человек из 800 претендентов. В эту двадцатку вошли и мы с Сергеем Плехановым.
Я отношусь к этому как к определенному жизненному этапу — безусловно, важному. Когда-то я был молодым врачом. Со временем стал специалистом высшей категории: работал на кафедре в мединституте, патентовал собственные изобретения, писал монографии и статьи. Так и тут. Одна выставка, другая, грамоты, благодарственные письма. Это все очень стимулирует к развитию. Выдвижение моей кандидатуры на соискание этого почетного титула было подарком единомышленников к моему 60-летнему юбилею. Я понимаю, что это своеобразный аванс: мне кажется, я еще далек от реального профессионализма. Но если компетентные люди — а решение о присуждении звания принимает министерство культуры по заключению экспертного совета, в который входят заслуженные деятели культуры, — оценили мое творчество, значит, так тому и быть. Это очень приятно.
Фотографии предоставлены героем публикации
Люди
Комментарии
0 комментариев