Путешествие вдвоем. К кузнечных дел мастерам

07.10.2022

Loading

Автор:

Путешествие вдвоем. К кузнечных дел мастерам

Нет возможности ехать за тридевять земель? Воспользуемся моментом, чтобы лучше изучить родной край. Рассказываем о местных маршрутах активного отдыха, по которым можно отправиться за природной красотой, историческими открытиями и здоровьем. 

Веяние последнего времени: девушки дарят своим друзьям приглашения на мастер-класс… в кузницу. Причем историческую, в древнерусских традициях. Такая расположилась на территории «Русской слободы» на окраине поселка Красная Глинка. Там вместе с мастером можно выковать молотом подкову из раскаленного металла или даже замахнуться на создание металлической розы для прекрасной дамы. 

Все это священнодействие проходит на фоне старины: раритетные горн и наковальня, развешенные по стенам кольчуги, щиты и колчаны со стрелами, лежащие рядом шлемы и мечи. 

«Русскую слободу» — одну из первых в губернии тематических экскурсионных зон — 20 лет назад придумала, построила и продолжает развивать семья Бекетовых. Сын основателей Иван освоил, помимо прочего, кузнечное дело. К нему и едут сейчас на мастер-классы. Иван не просто показывает, как надо плавить металл и орудовать молотом. Он глубоко изучил исторический материал по теме и по ходу дела дает интересную информацию об оружейных традициях минувших дней. 

Журналист «Самарской газеты» отправилась в кузню «Русской слободы», чтобы посмотреть на действо, узнать об интересных исторических фактах и подискутировать на тему, нужны ли современному человеку навыки, которыми владели наши предки.

На днях на площадке как раз заканчивается ремонт, так что здесь ждут новых учеников кузнечного дела. 

Работаем по старинке 

Проходим за ворота, минуем срубовую русскую избу, конюшню, бревенчатый колодец, резной терем. И вот она, кузня. Сначала разглядываем ее антураж. Вот сулица — древнерусский аналог дротика. А вот копье, которым можно было пробить доспехи. Вместо традиционного наконечника в него вставлялся острый штырь. Рядом лежит несколько кованых мечей. Сразу такой, конечно, не сделаешь. Нужны серьезные навыки. Ну да не боги горшки обжигают. Начинаем с малого — с подковы. 

Сразу договариваемся: работать в этой кузне будем по старинке, как делали это наши предки. В Самаре нигде больше таких условий не найти. Подходим к горну. Он раритетный — предположительно, времен Великой Отечественной войны или даже довоенный. Распродавалось старое имущество военных складов, и Иван успел ухватить историческую ценность. Как и наковальню XIX века с наваренным слоем углеродистой стали. Так что сносу ей нет, сверхпрочная. Сколько десятилетий ни колоти молотом — выстоит.

Получаем информацию по технике безопасности, как и где надо стоять, как размахивать молотом, и — за дело. Кузнец раздувает меха и нагнетает воздух к горящим углям. Кусок металла в горниле раскаляется. Когда он становится податливым, переносим раскаленную пластину на наковальню. Тут начинается работа подмастерья. Бей молотом, придавая заготовке нужную форму. Работа нелегкая, но по ходу дела приходят и азарт, и точность удара, и осмысление процесса. А когда изделие готово, переполняет некое счастье от того, что видишь реальный плод своего нелегкого труда. 

— К нам часто приезжают школьные группы. Современные дети, увы, не могут работать молотом. Им трудно преобразовать физическую силу в творческое начало. Но тем не менее кто-то из них старается, глаза загораются, хочется добиться результата. И это главное, — делится своими наблюдениями кузнец. — А мужчины иногда приходят на мастер-класс очень даже подготовленные. Вместе с ними решаемся выковать не только наконечник копья, нож, но и довольно сложное изделие — цветок. 

Кто особо упорен, усерден, может за несколько приемов изготовить древнерусский шлем. Но тут нужно особое терпение. Стучать молотком придется не один день. Сначала из листа металла по выкройке вырубается форма, потом детали часами, днями выковываются молотком с округлым бойком, а на финише готовые части соединяются металлическими заклепками.

Кольчуга еще сложнее. Иван даже с учетом своего опыта плетет ее недели две, не меньше. В прежние времена каждое колечко выковывалось из прутка, который протаскивался через особую заготовку с отверстием, чтобы получался аналог современной толстой проволоки. Затем ее навивали на стержень, формировали пружинку, раскусывали на колечки и из них начинали плетение. Сейчас исторические реконструкторы берут готовую проволоку. Соединяют кольца из нее клещами. Иван показывает самое простое плетение — четыре кольца к одному. Но и оно кажется мудреным. Вот такие военные изобретения осваивали наши предки.

— На Русь нападали и с запада, и с востока, и с юга. Так что изготовление оружия и доспехов всегда было необходимостью, — завершает кузнец работу экскурсом в историю. — И, кстати, санкции — вовсе не современное изобретение. Недавно прочел материалы о том, как в XIII-XIV веках Ганзейский союз наложил ограничения на продажу мехов русскими купцами. Чтобы не создавали конкуренцию европейским поставщикам. И этот факт, и многие другие подтверждают, что история повторяется. Для этого ее и надо изучать, анализировать факты, делать выводы. Ну а кузнечное дело пригодится не только для изготовления оружия. Я, например, задвижки для нашего подворья сам выковал и некоторые запчасти для трактора. Получилось. 

Фотографии автора

Страничка истории

Граф Лев Николаевич Толстой для своих современников был совестью эпохи. Не были безразличны к жизни, литературному творчеству и общественной деятельности Толстого и самарцы. Городские газеты публиковали перепечатки статей о нем из российских изданий.

Писали свои заметки о писателе и местные журналисты. «Самарская газета» систематически размещала материалы о нем, почти одновременно со столичными изданиями публиковала текст романа «Воскресение» и дала подборку суждений зарубежных критиков. А в сентябре 1900 года в ней было напечатано стихотворение местной поэтессы Елены Буланиной, посвященное этому произведению.

Такое внимание часто вызывало недовольство властей. Самарский губернатор в марте 1902 года жаловался в Главное управление по делам печати на редакцию «Самарской газеты» — дескать, имя графа Толстого мелькает на ее страницах почти ежедневно.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации