Один день в метро: огромные вентиляторы, фруктовые деревья и потайные ходы

29.09.2022

1690

Автор:

Фотограф: Анастасия Жиляева

Один день в метро: огромные вентиляторы, фруктовые деревья и потайные ходы

Самарское метро медленно, но верно движется в сторону исторического центра города. Это значит, что совсем скоро пассажиров станет больше — по прогнозам, минимум на 20%. Настоящим и будущим адептам самого удобного и быстрого вида транспорта рассказываем, кто и как обеспечивает его бесперебойную работу. 

Никогда не спит 

Что мы видим, спускаясь в метро? Холлы, кассы, эскалаторы, платформы. Казалось бы, монументальное сооружение. Но и это только верхушка айсберга. А под землей — в зависимости от станции — еще четыре-пять этажей и сотни сотрудников. У каждого из них своя роль и свой путь в профессию. 

— Я работаю на предприятии с 2000-го, — говорит билетный кассир Елена Харитонова. — За 22 года даже не думала найти другую работу: тут все родное. Пришла обычной уборщицей, а через три года стала кассиром. 

Мало кто знает, но работа метро не заканчивается ни днем, ни ночью. Кассиры, например, работают до 8:00. 

— Мы выгружаем аппараты, пересчитываем выручку, собираем инкассаторскую сумку, — поясняет женщина. — Параллельно проводится уборка помещений. Метро не спит никогда! 

Один день в метро: огромные вентиляторы, фруктовые деревья и потайные ходы

Ножи в рюкзаке, коты в переносках 

Как театр начинается с вешалки, так метро — с магнитной рамки, означающей переход в зону транспортной безопасности. Кордон отсеивает людей, способных нарушить покой пассажиров: хулиганов и даже потенциальных террористов. Стражи подземного порядка делают все от них зависящее, чтобы ничто не нарушало поминутно выверенный график движения поездов. 

— Перечень запрещенных предметов, с которыми нельзя попасть в метро, четко определен законодательством. Он довольно обширен: это оружие, боеприпасы, взрывчатые предметы, химические и радиоактивные вещества. Я работаю здесь уже пять лет и удивлен, сколько самарцев спускается под землю с ножами — около 50 случаев еженедельно, — рассказывает начальник подразделения транспортной безопасности самарского метрополитена Андрей Козлов. 

По словам специалиста, определить принадлежность режущего предмета к холодному оружию может лишь эксперт, но, если у вас в рюкзаке спрятан нож, будьте готовы добираться до места назначения другим способом. Сотрудники отделения имеют все основания вас не пустить, если у вас нет необходимых бумаг о том, что это именно кухонная утварь. 

Препятствием для проезда могут также стать животные без переносок, не сложенные должным образом и неупакованные велосипеды и самокаты, аэрозольные баллончики, которые многие женщины носят с собой для самозащиты. Распыление газа в закрытом вагоне может привести даже к летальному исходу. 

— Находим огнестрельное оружие, в том числе и травматическое: если есть лицензия, это не возбраняется. Если нет, возможны конфликты, привлекаем полицию, — продолжает Козлов. — Работа у наших сотрудников сложная: весь день на ногах, в постоянном контакте с людьми, часто недовольными тем, что кто-то посягает на их личное пространство. Жалоб немало. Во времена пандемии было много протестов против масок. Каждую ситуацию мы разбираем в индивидуальном порядке. 

При журналистах возмущений не было. Все пассажиры с пониманием относились к досмотру, основанием для которого, как правило, является сигнал металлодетектора. 

— А что такого? Время непростое, мне несложно показать свою сумку, — говорит студент Алик Ахметзянов. 

Громоздкие чемоданы просвечивают на рентгеноскопической установке. Она расположена в отдельной комнате, но досмотр занимает не больше минуты — опытные работники сразу видят всю запрещенку, тем более что металлические предметы окрашиваются на мониторе в синий цвет. 

Чтобы повысить компетенцию ответственных за безопасность, в метро регулярно проходят совместные учения с полицией, ФСБ, МЧС. Тренировки тоже проходят ночью, чтобы не мешать горожанам добираться на службу, учебу и домой. Обновляется технический парк. Профессионализм очень важен, ведь от грамотных действий ответственных лиц зависит безопасность горожан и гостей Самары. 

— В марте и апреле практически каждый день поступали сообщения о минировании той или иной станции, — вспоминает начальник подразделения транспортной безопасности. — Чтобы проверить все, требуются большие силы, кинологи и до полутора-двух часов времени. Движение останавливается. Так что если вы думаете, что транспортная безопасность — это просто слова, вы глубоко ошибаетесь. 

Один день в метро: огромные вентиляторы, фруктовые деревья и потайные ходы

А эскалатор бежит 

Для многих горожан непременный атрибут метро — эскалаторы. Ими оборудованы всего четыре станции самарской подземки из десяти. За безопасность оборудования тут отвечает целая служба — ее сотрудники располагаются этажом ниже основного вестибюля. 

Андрей Рыбакин работает в метро с момента ввода в эксплуатацию станции «Гагаринская» в 1994-м. 

— Учился тут, каждый год мы подтверждаем свою квалификацию, сдаем экзамены. Сколько лет работаю, ни аварийных ситуаций, ни ЧП не было никогда, — с гордостью говорит электромеханик. — Наша основная работа — осмотр, прочистка, регулировка механизмов в четком соответствии с планом. Основные действия производятся по ночам, чтобы пассажирам не причинять неудобств. Оборудование должно бесперебойно откликаться на любую необходимость: запускаться, останавливаться. 

Исправность техники крайне важна. Человеку во время подъема или спуска может стать плохо, он упадет. Своевременная остановка может спасти ему жизнь. За это отвечают дежурные у эскалаторов, которые есть на каждой станции: они ни минуту не могут оставить свой пост. 

Один день в метро: огромные вентиляторы, фруктовые деревья и потайные ходы

Ночью работы больше 

Наш главный проводник по подземному миру в этот день — начальник станции «Московская» Маргарита Асс. Она наглядный пример того, как на муниципальном предприятии можно расти по карьерной лестнице. В 1993 году устроилась в метро на станцию «Советская» и прошла все профессии службы движения: уборщица, контролер, кассир, дежурная по станции. В 2003 году опытная работница возглавила «Московскую». 

— Я знаю, чем дышит каждый мой сотрудник, потому что была на его месте. Я в курсе всех нюансов профессий, сложностей. Это очень помогает, — улыбается Маргарита. 

Станция метро «Московская» — это четыре подземных уровня, или этажа. Хозяйство большое: начальник станции лично отвечает за санитарное состояние, ведет учет движения поездов, контролирует взаимодействие со всеми службами муниципального предприятия: электромеханиками, связистами, путейцами. Утро, как и везде, здесь начинается с планирования, знакомства с новыми приказами и распоряжениями, повесткой дня. Сейчас на «Московской» идет текущий ремонт: обновляют белоснежной побелкой своды станции, меняют светильники на светодиодные. На платформе становится светлее и красивее. 

— Особенно интенсивная работа в часы пик: утром и с 16:00 до 19:00. Много пассажиров и в выходные, особенно студентов и школьников, — сообщает Маргарита Асс. — Станция работает круглосуточно. Кассиры, клининговые службы, служба пути, которая проверяет и осматривает тоннели, рельсы, устраняя любые, самые незначительные неполадки. Ночью работы намного больше, чем днем. Пока город спит, мы готовим транспорт к тому, чтобы все действия были отлаженными, согласованными, четкими. Отрабатываем нештатные ситуации по пожарной безопасности, возможному затоплению и другим ЧП. И ремонт на станции тоже производится в ночное время. Утром пришли горожане — а у нас уже все красиво. 

Один день в метро: огромные вентиляторы, фруктовые деревья и потайные ходы

Хотите сниматься в кино?

В 2011 году в самарской подземке снимали полнометражный фильм-катастрофу «Метро». Среди звезд, снявшихся в нем, — Светлана Ходченкова, Катерина Шпица, Станислав Дужников и недавно трагически погибший Сергей Пускепалис. Он, кстати, с Самарой был связан давно — сотрудничал с театром «Понедельник». 

— Картина «Метро» — достаточно трудоемкий, сложный проект. Вряд ли можно чувствовать себя комфортно, когда на тебе гидрокостюм, сковывающий движения, ты постоянно в воде и в грязи. И неважно, находишься ты в Самаре на строящейся «Алабинской» или в Москве в полузатопленном тоннеле метрополитена, — вспоминал актер в одном из интервью. 

Многие сотрудники самарской подземки испытали себя в новом амплуа — сыграли в эпизодических ролях. 

— Это очень яркое событие в нашей жизни, — делится впечатлениями Маргарита Асс. 

Один день в метро: огромные вентиляторы, фруктовые деревья и потайные ходы

Возможно все 

Начальник станции метро «Московская» уверена: у самарского метрополитена большое будущее. 

— За 17 минут как вы еще доберетесь от Московского шоссе до Юнгородка? — приводит она железный аргумент. — Это самый быстрый и удобный вид транспорта. Очень надеюсь, что «Театральная» не станет последней станцией, которую построят в нашем городе. 

С этим мнением согласны почти все сотрудники метрополитена. Они искренне любят свою работу. Например, дежурная по станции «Московская» Варвара Иваненко, которая трудится здесь с 2014 года. Она даже дочку на экскурсию приводила, чтобы показать ей, какое это огромное предприятие. Рабочее место Варвары тоже находится глубоко под землей — на минус третьем этаже. 

— Дежурный отвечает за работу всей станции и то, что здесь происходит. Через мониторы я контролирую работу устройств и систем: вентиляции, освещения, насосов пожарной сигнализации, — рассказывает Иваненко. — Работа дежурных координируется главным диспетчером метрополитена: без его команды мы никаких действий не предпринимаем. 

Один день в метро: огромные вентиляторы, фруктовые деревья и потайные ходы

Все под контролем 

Если пассажиру стало плохо, «скорая» приедет быстро — ждать придется максимум 15 минут. Но что будет, если в метро случится пожар? Страшно представить себе задымленные поезда и платформы. Чтобы этого не произошло, в постоянной готовности находятся два огромных вентилятора — их мощности будет достаточно, чтобы очистить воздух. 

— Дежурный доложит о происшествии, а диспетчер службы движения и сотрудники электромеханической службы запустят систему, как это предписывается правилами, — объясняет Маргарита Асс. И показывает нам аварийную, или запасную, лестницу, которая ведет под платформу. 

Кстати, перемещаться по метро не так просто даже сотрудникам. У каждой двери свой ключ, и открыть ее могут только те работники, у которых есть допуск. Есть такие места, куда запрещено заходить даже начальнице станции — например, помещения с электрооборудованием. 

Впрочем, на виду у всех тоже немало интересного. Большой железный ящик вроде бы выглядит совершенно обычно. Но он бронированный. Если сотрудники подразделения транспортной безопасности найдут взрывное устройство, его полагается поместить в этот контейнер. Так при взрыве никто не пострадает. Или металлические панели у края платформы — это запасной выход или сходное устройство. Если поезд по какой-то причине остановится в тоннеле и пассажирам придется пешком добираться до станции (конечно, после снятия напряжения), эти ворота откроются, а под ними будет лестница, по которой люди поднимутся с путей. 

— В метро все продумано до мелочей, все под контролем, — уверяет Маргарита. — В случае необходимости станция станет укрытием для самарцев. 

Один день в метро: огромные вентиляторы, фруктовые деревья и потайные ходы

Депо как дом родной 

После экскурсии по «Московской» мы отправляемся в депо. Путь действительно занимает 17 минут — я проверила. В депо производятся текущий ремонт, обслуживание и помывка подвижного состава. 

— Санитарную обработку мы всегда проводили ежедневно, но сейчас, в период распространения коронавирусной инфекции, увеличили концентрацию дезинфицирующих средств, — поясняет заместитель начальника депо по ремонту Александр Куликов. 

Мелкий ремонт вагонов производится на месте. Капитальный — на ремонтном заводе в Санкт-Петербурге. К концу 2022 года в целом будет обновлено 26 вагонов. В следующем году необходимо отремонтировать еще десять, а в 2024-2025 годах — еще 14. Но и в депо за состоянием вагонов следят с особой тщательностью. 

— Технический осмотр осуществляется после 20 часов работы на линии. После пробега 3,75, 7,5, 30, 40 и более (до 960) тысяч километров проводятся ремонтные работы в соответствии с регламентом. В среднем за год один состав проходит около100 тысяч километров. Ежедневно на линию выходят пять составов, всего их девять, — рассказывает Куликов. 

В депо, как и везде в метро, видно, что люди очень любят свою работу. Здесь очень чисто, повсюду цветы, фонтаны. В холле — большой макет самого депо. На территории растут плодоносящие яблони, груши, рябины, недавно посадили абрикосы. 

— Мы же тут не меньше времени проводим, чем дома, поэтому и заботимся об атмосфере, комфорте сотрудников, — улыбается Александр Куликов. — Человек в хорошем настроении и работает лучше, а это самое главное: ведь в наших руках безопасность пассажиров. 

Один день в метро: огромные вентиляторы, фруктовые деревья и потайные ходы

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации