Самарская поэтесса Светлана Макашова: Дети — источник вдохновения

08.09.2022

3412

Автор:

Фотограф: Владимир Пермяков

Самарская поэтесса Светлана Макашова: Дети - источник вдохновения

Талантливый человек талантлив во всем. Детская поэтесса Светлана Макашова прекрасное тому доказательство. Она совмещает две работы, деятельность в союзе литераторов, волонтерство, семью и творчество.

Начало творческого пути

Я родилась в Куйбышеве, но в раннем детстве с семьей жила в Подмосковье — мой отец военный. В 1988 году мы вернулись сюда. Люблю Самару и считаю ее своим родным городом.

По образованию я доктор, но по специальности никогда не работала. Меня занесло в экологию: сейчас являюсь специалистом центра по мониторингу загрязнений. Деятельность включает обработку информации и составление различных отчетов. Это очень интересно: мы занимаемся изучением химических загрязнений окружающей среды.

Поэзия в моей жизни всегда присутствовала как хобби. Сочиняю сколько себя помню, причем именно стихи. Проза мне дается сложнее. Были и продуктивные периоды, и времена, когда не писала совсем. А потом все пошло как-то само. 

В юношестве в моем творчестве в основном преобладала философская лирика, а детской поэзией увлеклась в 2007 году. Тогда моя дочь пошла в школу — у нее было полно друзей, разных увлечений и очень много комических ситуаций. Я с интересом наблюдала все это со стороны, и мне захотелось описать происходящее. Так появилось одно стихотворение, второе и так далее. В итоге как детский поэт я существую уже 15 лет.

Новый уровень

Сначала я писала для себя и своей семьи, которая не воспринимала это всерьез. Потом вышла на просторы интернета и случайно попала на портал «АртУтопия». Там поэты могли общаться между собой, размещать свои работы, а еще проводились конкурсы. Я подружилась с несколькими самарскими авторами. И после этого меня стали приглашать в библиотеки как выступающего писателя. 

Первое выступление прошло в Самарской областной научной библиотеке. У них был довольно интересный проект про сказки. В рамках него кто-то переосмысливал уже имеющиеся произведения на свой лад, другие писали что-то свое. Это был творческий вечер, где каждого писателя дополнил музыкант. Мне тогда достался 14-летний баянист. Он хорошо играл, а я сочинила большую сатирическую сказку о важности книг и чтения.

Самарская поэтесса Светлана Макашова: Дети - источник вдохновения

Встречи с детьми

После этого пошли и творческие встречи с детьми — часто на базе школ или детских садов. Моя аудитория — это, как правило, начальные классы и старшие группы дошкольников.

В 2010-2015 годах я много ездила в отдаленные села — участвовала в проекте «Библиобус» Самарской областной научной библиотеки. В месяц могло быть по две-три поездки.

Во время пандемии дистанционно работала с приютами для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В Самаре это «Надежда». К ребятам там нужен особый подход. Поначалу я даже была немного в шоке, но потом ничего, нашла с ними контакт.

Живые встречи я люблю больше, потому что мне очень важен диалог. Интересно, когда можно напрямую обмениться эмоциями. Через экран это сделать сложнее, особенно если слушатели старше целевой аудитории. 

Дети открыты, главное — найти с ними общий язык. Очень важную роль в этом играет библиотекарь. Он должен рассказать об авторе, представить его, корректировать диалог, стимулировать активность у детей, если ее нет, и наоборот. И тогда все пройдет хорошо.

Некоторые ребята подходят после встречи и рассказывают, что тоже пишут стихи, на что я всегда им советую не бросать, кто бы что ни говорил. Даже если не получается. Если тебе это нравится, то рано или поздно получится. При школах и библиотеках часто есть литературные кружки, в которые очень важно вовремя прийти, чтобы подсказали, что и как работает. Потому что охоту отбить очень легко.

Яркие моменты

Самый яркий день был, когда я впервые выступала перед детьми. Я приехала с «Библиобусом» в Борский район. До этого никогда не имела подобного опыта. Я очень волновалась, но собрала всю храбрость в кулак и провела две встречи. В итоге все прошло хорошо, а я получила кучу эмоций — от страха и ужаса до восторга и радости. В то время у меня дочь была ровесницей моих слушателей. Но одно дело общаться со своим ребенком, и совсем другое прийти в класс к 20 маленьким незнакомцам.

А еще на одной из встреч попался очень интересный мальчик. Он сидел в последнем ряду, хулиганил и постоянно получал замечания. В итоге взял стул, прошел мимо столов и сел прямо передо мной. Все были в шоке от его поведения, а меня это позабавило. Всю нашу встречу так и просидел.

В 2015 году вышла моя первая книга. Это взрослое произведение. 

Тогда же меня приняли в самарскую региональную организацию Российского союза профессиональных литераторов. Это был огромный шаг вперед. Сейчас я ответственный секретарь организации. Мы проводим конкурсы и фестивали детской поэзии, где я сижу в жюри. Они помогают выявлять таланты у детей и развивать их. Еще мы издаем ежегодный журнал, где публикуем творчество самарских авторов, в том числе стихи.

Самарская поэтесса Светлана Макашова: Дети - источник вдохновения

Как создается стихотворение

Чаще всего бывает так, что просто случается вдохновение: я вижу какую-то ситуацию в жизни и пишу про нее. Причем очень часто в голову приходят именно две финальные строчки. А потом уже надстраиваешь, чтоб все сложилось. 

Длительность написания у всех произведений разная. Стихотворение про жука, например, я написала за час. А «Мамину куклу» не могла закончить три года.

Дети часто просят сочинить стишок на какую-то определенную тему. Причем обычно это что-то неординарное. Однажды попросили написать про лошадь на балконе. Я раньше даже делала пометки в блокноте с такими предложениями — если реализовать их все, то будет готовый сборник.

Я не пишу для детей стихи про войну, про смерть и болезни. Во-первых, это довольно сложные темы, которые нужно уметь подать. Во-вторых, я думаю, что об этом ребенку должны рассказывать в семье, ведь у всех свой взгляд. С маленькими читателями я стараюсь разговаривать на общие темы: природа, добро, дружба.

Также у меня много стихов про животных. Сама по возможности помогаю зооприютам, а дома у меня шесть котов. Считаю, что желание заботиться о четвероногих важно прививать не назидательно, а с помощью диалога. 

Любовь и мечта

Из классиков детской поэзии я люблю Чуковского и Маршака, а из современных авторов — Игоря Шевчука. Он очень необычный и артистичный. В этом году мы с другими детскими писательницами занимались у него. Он показывал, как обычные стихи вывернуть так, чтобы в любом была изюминка. Также нравится Артур Гиваргизов.

На будущее куча планов и задумок, но катастрофически не хватает времени. Хочу издать взрослую книгу, потому что для детской пока не хватает материала. Это будет сборник лирики. Надеюсь, что успею выпустить в этом году. А в следующем вернусь к детским произведениям.

Еще у меня есть мечта — создать свой детский журнал. Но тут и конкуренция большая, и подбор авторов, сроки, бюджет и много всего другого. Но мечта хороша тем, что дает стимул к развитию.

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации