Исторические версии. Русские на чужбине

14.08.2022

4540

Автор:

Исторические версии. Русские на чужбине

1 августа отмечается день памяти погибших в Первой мировой войне. Одним из тысяч русских солдат, отправленных во Францию зимой 1916 года, был Федор Мамонтов. В мае его внучка Мари Беллегу-Мамонтофф привезла в наш город ценные документы. На их основе в доме-музее Фрунзе была организована выставка «Экспедиционный корпус Русской армии во Франции 1916-1918 гг.». 

Также парижская гостья встретилась с потомками участников Первой мировой, которые сегодня живут в Самаре. Постараемся передать их воспоминания. Дополнят рассказ отрывки из уникальной книги участника Русского экспедиционного корпуса, самарца Павла Карева.

Забытый подвиг

В сентябре 1916 года немецкие войска в течение 15 часов пытались прорваться к Реймсу, который обороняли солдаты Русского экспедиционного корпуса. Но ни авиация, ни отравляющие газы не помогли наступающим. Русские, по словам французов, стояли как скала.
Больше других отличился 2-й особый пехотный полк 1-й бригады, сформированный в нашем городе. Чуть более ста лет назад, в феврале 1916 года, он был отправлен с самарского железнодорожного вокзала на французский фронт. А Федор Мамонтов, по всей видимости, был солдатом 1-го полка 1-й бригады, который формировался в Москве. В столице была создана и 2-я бригада. Она предназначалась для войны на Балканах. 

Поистине каждая из судеб участников экспедиционного корпуса — настоящий приключенческий роман.

Исторические версии. Русские на чужбине

Похоронен в Рождествено 

На встречу с Мари пришли братья Александр и Сергей Мищенко. Они рассказали о своем деде — Иване Федотовиче. Пожилым человеком он переехал в Самару с Украины — поближе к внукам. Старый солдат рассказывал мальчишкам о том, что в Первую мировую был призван в ряды экспедиционного корпуса, отправленного царем поддерживать западных союзников. После отбора он побывал в Самаре. Затем Ивана, видимо, отправили в столицу, и в итоге солдат оказался в составе 2-й «балканской» бригады. Принимал участие в боевых действиях на Салониковском фронте. В 1917 году русские взбунтовались, требуя возвращения на родину, где произошла революция. Восстание было подавлено, Ивана направили на трудовые работы в Грецию. И только в 1920-м он вернулся домой. 

— Мы поделились этой информацией с сотрудниками краеведческого музея. Его директор провел целое исследование, чтобы восстановить боевой путь деда и выступил с докладом о нем на научной конференции. Так имя Ивана Мищенко стало известно любителям истории. Когда отмечалось столетие экспедиционного корпуса, на могиле деда в Рождествено прошел небольшой митинг и был дан военный салют. 

Исторические версии. Русские на чужбине

Трудный путь в Салоники 

Иван Мищенко, высокий крепкий блондин, по всем параметрам подходил к службе в русских бригадах, которые направляли во Францию. Ему было 20 лет. В 1916 году солдата зачислили в 3-й особый пехотный полк, командиром которого был назначен полковник Иван Тарбеев. Морем бойцов переправили из Архангельска в Брест. Это намного ускорило прибытие солдат на фронт. Первый эшелон отправился 21 июня 1916 года на трех пароходах: «Венесуэла», «Маратазан» и «Умтали». Корабли не были приспособлены к перевозке большого числа людей. Иван Федотович рассказывал, что было душно. Не хватало пресной воды. Многих укачивало. 3 июля суда благополучно прибыли в порт Бреста. Мищенко вспоминал, что французы встречали их с радостью. Русские части маршировали под звуки оркестра. Мостовая, по которой шли солдаты, была усыпана цветами. Далее бригаду по железной дороге перевезли через всю Францию в Марсель. А 5 августа военных погрузили на крейсер «Галлия», чтобы доставить непосредственно в Салоники. 

Исторические версии. Русские на чужбине

Герои на каторге 

Боевое крещение на Салоникском фронте солдаты получили 10 сентября 1916 года. Командиром бригады был отважный генерал Михаил Дитерихс. Имея в своем распоряжении всего один недоукомплектованный полк, он вышел в бой совместно с французскими частями. В конце сентября 1916 года была создана целая франко-русская дивизия во главе с Дитерихсом. В боях за город Флорину русский 3-й особый пехотный полк отлично зарекомендовал себя. Приказом от 19 октября 1916 года он был награжден Военным крестом с пальмовой ветвью на знамя — Croix de Guerre avec Palme. 

Но несмотря на заслуги, взбунтовавшихся солдат ждало тяжелое наказание. Вместе с другими мятежниками Иван Федотович оказался на каторге. Лагерь находился на берегу моря. Охранники отбирали у заключенных все личные вещи. И чтобы спасти свои документы, Мищенко закопал их в песок. У внуков сохранился снимок, сделанный французским фотографом. Изображение подписано карандашом: «2 русских, 2 англицев, 4 серба, 4 африканца, 1 итальян». Карточка поцарапана песком, переломлена пополам. Это свидетельство трудной судьбы российских солдат, подвиг которых долгое время был забыт и на родине, и в странах, которые они освобождали.

 Продолжение следует.

Особые экспедиционные войска включали в себя четыре отдельные пехотные бригады (двухполкового состава каждая) общей численностью 750 офицеров и 45 000 унтер-офицеров и солдат. Они прибыли во Францию в течение 1916 года. 1-ю и 3-ю особые пехотные бригады направили в Шампань, а 2-ю и 4-ю — на Салоникский фронт. Весной 1917 года во Францию прибыли также артиллерийская бригада и инженерно-саперный батальон.

К формированию 1-й особой пехотной бригады приступили в январе 1916 года. Штаб и 1-й полк намечено было формировать в Москве, а 2-й полк — в Самаре. 

2-я особая пехотная бригада была сформирована специально для действий на Балканах во время Первой мировой войны. 

Из воспоминаний Павла Карева:

«В конце декабря 1915 года в нашей части и в 148-м запасном батальоне, который также был расположен в Кузнецке, произвели отбор солдат в особые войска. Из гарнизона, насчитывавшего около 30 тысяч человек, отобрали 260 рядовых и унтер-офицеров. Все эти люди были рослые, крепкие, красивые, грамотные. Особое внимание обращалось на вероисповедание: кроме православных никого не принимали, несмотря на все физические достоинства… Сформировав из нас отдельную роту и одев в новое обмундирование, повезли в Самару».

Фотографии: выставка «Экспедиционный корпус
Русской армии во Франции в 1916-1919»

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть последняя

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации