Порхай, как бабочка, стучи, как дятел

14.06.2022

4612

Автор:

Порхай, как бабочка, стучи, как дятел

Трудно устоять перед красотой ирландских танцев.

В мире и в России ими заинтересовались в 90-х — в том числе благодаря шоу Riverdance, которое представили в антракте конкурса «Евровидение» в 1994 году. В 2000-х в нашей стране стали открывать первые школы. И если сначала танцоры в основном были взрослыми, то в последнее время это еще и дети. Анне Полященко из Самары всего 12 лет, а она уже чемпионка Европы по названной дисциплине. Танцует на самом высоком уровне — open. Недавно продемонстрировала мастерство в шоу «Вундеркинды» на телеканале «Пятница». Аня и ее мама Наталья Полященко рассказали «СГ» о пути к успеху.

Спорт высших достижений

Наталья Полященко — художник, работала на телерадиокомпании «СКАТ», ее супруг Дмитрий трудится в финансовой сфере. Первой в семье ирландскими танцами занялась старшая дочь Анастасия. Потом подтянулась мама — после того, как впечатлилась их красотой и энергией на соревнованиях, где выступали самые крутые профессионалы. Младшая Аня пришла в ирландские танцы в четыре года. Она тренируется в школе Iridan Academy, у которой есть филиалы во многих городах — в частности, в Самаре. Педагог семьи Полященко — Ольга Шишканова.

— У Ани сразу стало получаться. Уже через год дочь хорошо показала себя на чемпионате России — заняла третье место. Судьи, а они всегда иностранцы, были в восторге. Мы не понимали их комментарии, и они просто подняли большие пальцы вверх, — вспоминает Наталья. — Упорные тренировки, просмотры выступлений лучших танцоров мира, стремление быть как они, отработка движений дома — и в шесть лет Аня вышла на самый высокий уровень — open, а это уже как спорт высших достижений.

Аня — многократная чемпионка России по ирландским танцам, обладательница 29 кубков и более ста медалей. В декабре 2019 года она стала чемпионкой Европы. Эти соревнования, проходившие в Милане, были отборочными на международные. Но в последних можно участвовать с десяти лет, а Ане тогда исполнилось только девять. В 2020 году началась пандемия, и чемпионаты не проводили. Поэтому, когда объявили, что чемпионат мира состоится в апреле 2022-го, Аня автоматически прошла квалификацию. Однако из-за санкций против России не смогла там выступить.

А Настя Полященко переехала в Москву. Она работает продюсером блогеров, расписывает одежду, фотографирует и преподает ирландские танцы.

Порхай, как бабочка, стучи, как дятел

Разные варианты

Ирландские танцы делятся на несколько групп. По музыкальному размеру — рилы, джиги, хорнпайпы. По количеству участников — сольные и групповые. По типу обуви — мягкие, в легких кожаных тапочках со шнуровкой (софтах), и жесткие, в стучащих ботинках (хардах). Также есть различия по сложности: уровни beginner (начинающие), primary (продолжающие), intermediate (продвинутые) и open (чемпионы).

Каждый танец состоит из набора степов — шагов. Их множество. Есть как традиционные, так и новые, поэтому направления динамично развиваются. Так, школу Iridan Academy курирует ирландский хореограф Энтони Шарки, и от него через Москву в разные города транслируются свежие степы. Аня Полященко делает все шаги на высоком уровне.

Как рассказывает Наталья Полященко, в ирландских танцах работают ноги — ударно, ритмически, точно и быстро. Издавать стучащие звуки помогает специальная обувь, и часто эти танцы путают с чечеткой. Каблуком жестких ботинок делают клики, а носком бьют треблы. Кстати, некоторые приходят в ирландские танцы, чтобы исправить сколиоз или плоскостопие.

Для выступлений в основном используется ирландская музыка. Но танцуют и под современные, зажигательные композиции.

— Мы тренируемся в зале, который расположен на 12-м этаже одного из офисных зданий на Московском шоссе. Сами оформили пространство, расписали сцены, под зеркалами девиз: «Порхай, как бабочка, стучи, как дятел», — поделилась Наталья Полященко. — Для ирландских танцев, чтобы не убить суставы и для звука, нужны правильные полы. На бетон кладут мягкую прослойку, толстую доску и танцевальный линолеум.

Порхай, как бабочка, стучи, как дятел

Техника и мода

В ирландских танцах есть четкий перечень задач. Важны требования к позиции: носок смотрит во внешнюю сторону, а пятка — во внутреннюю, ноги, напряженные и прямые, скрещены и возвращаются в это положение после выполнения степов. Надо тянуть носок, а движения выполнять на полупальцах, когда пятки подняты, а тяжесть корпуса переносится на переднюю часть ступней. И чем выше пятка оторвана от пола, тем лучше. Корпус нужно держать ровным и неподвижным, голову прямо, плечи расправленными и немного опущенными вниз, руки отведенными назад, не опускать глаза. Все это делает ирландские танцы узнаваемыми. Только в групповых танцах — кейли — возможны движения руками. Еще большое значение имеют синхронность с музыкой, или тайминг, умение поймать и держать ритм.

— На соревнованиях судьи прежде всего оценивают чистоту исполнения элементов. Можно навертеть что-то сложное, но танцу могут дать меньше баллов, если техника неидеальна, — уточняет Наталья Полященко. — Важны и тайминг, и внешний вид. На open все должно быть отлично, даже носки — кипенно-белые.

По словам Натальи Полященко, в ирландских танцах уделяют внимание моде и дресс-коду. Например, раньше любили гольфы, сейчас — носки, в том числе со стеклянными стразами на уровнях intermediate и open. Специальные носки из плотной ткани, защищающие от мозолей, покупают или заказывают за границей. Стоят они от 500 до 1500 рублей. Цена профессиональных ботинок из Европы — от 8000. Еще в моде кудрявые парики. Платья — с длинным рукавом и под горло, закрывающие ключицы. Они короткие, поэтому обязательны черные шорты. Наряды шьют на заказ.

Порхай, как бабочка, стучи, как дятел

40 тысяч в банк

Поучаствовать в шоу «Вундеркинды» Ане предложила Настя. Мама заполнила анкету, необходимую для кастинга, и девочку отобрали на программу. На съемки Полященко прибыли в Москву в 20-х числах марта и находились в столице неделю. Проезд туда и обратно оплатил телеканал.

— Шоу снимают в павильоне на киностудии «Мосфильм». Три раза мы приезжали на репетиции, — говорит Аня. — Режиссер объяснял, как себя вести, что делать, стилисты подбирали образ, мы репетировали с барабанщиками. Чтобы запутать звездных гостей, я выучила связку танца черлидинга.

Съемки длились около пяти часов. Дети-вундеркинды стояли перед звездными гостями, а те пытались угадать их таланты. Присесть можно было только в паузах. Кто будет звездными гостями, не сообщали до последнего момента. Ими стали видеоблогер Аня Покров и певица Ольга Серябкина.

Именно Аня Покров выбрала тезку — Аню Полященко под номером 10. Предлагалось четыре варианта ее талантов: съедает килограммовый торт за минуту, чемпионка России по черлидингу, танцует ирландские танцы лучше ирландцев, умеет играть на волынке. Оценив образ Ани, звездная гостья выбрала последний вариант и ошиблась. Девочка, показав фишку ирландских танцев — высокий прыжок с зависанием в воздухе, принесла в банк вундеркиндов 40 тысяч рублей. В эфир шоу вышло 24 мая.

— Классный номер получился. Аня не дрогнула, уверенно держалась, — комментирует Наталья Полященко. — Я и Настя были в зале. Один ряд занимали родители участников шоу, а другие — приглашенные зрители. Все по требованиям программы были в черном. Вундеркинды хотели сфотографироваться со звездами, но те попрощались и ушли. Пока я искала потерявшуюся обувь дочери, она подкараулила Аню Покров за кулисами и сделала с ней селфи.

Семья Полященко живет в Октябрьском районе. Аня учится в школе №41, успешно окончила пятый класс. И родители, и учителя гордятся ею. Свободное время Аня проводит с подругами и каждый день по несколько часов продолжает оттачивать мастерство, ведь и чемпионам есть куда стремиться.

Фото из архива героини публикации

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации