Путешествие вдвоем. Едем на Уяв

17.06.2022

2965

Автор:

Путешествие вдвоем. Едем на Уяв

Нет возможности ехать «за тридевять земель»? Воспользуемся моментом, чтобы лучше изучить родной край. Рассказываем о местных маршрутах активного отдыха, по которым можно отправиться за природной красотой, историческими открытиями и здоровьем. 

В Самарской области проживают представители более чем 100 национальностей. У самых многочисленных из них исторически давно уже сложились места компактного проживания — целые населенные пункты. Там наряду с русским общаются на своем языке, стараются сохранять обычаи, костюмы, кулинарные пристрастия. И проводят праздники с традиционным народным колоритом. Сейчас, с конца весны, как раз приходит их пора. По губернии уже прошли первые большие и малые концертные программы. В минувшее воскресенье журналист «Самарской газеты» побывала в селе Малячкино Шигонского района на областном чувашском фольклорном фестивале «Уяв» и в очередной раз убедилась, что такие праздники на фоне сельской природы становятся отличным отдыхом. Там и родной край получше изучишь, и получишь массу колоритных впечатлений, и окунешься в гастрономический туризм, поскольку блюда выставляются такие, которые в ресторанах вряд ли найдешь. 

Путешествие вдвоем. Едем на Уяв

Праздник по программе…

Праздник организовали министерство культуры Самарской области, администрация Шигонского района, самарский Дом дружбы народов, областное чувашское культурное общество «Пехиль» («Благословение»). На большой зеленой поляне несколько часов шла концертная конкурсная программа. Под музыку выходили плясать на круг многие гости. Проводился конкурс на лучший национальный костюм. А у чувашей они очень красивы. Как правило, на кипельно-белый или ярко-красный фон накладывается свой узнаваемый орнамент. Сразу привлекают внимание женские головные уборы хушпу (у замужних женщин), тухья (у девушек на выданье), масмак (у девочек). На столах были разложены изделия декоративно-прикладного творчества. Поодаль шли соревнования по чувашской борьбе керешу. А самой вкусной доминантой фестиваля стала выставка-конкурс национальной кухни. По такому сценарию обычно строятся все фольклорные праздники на селе. Так что гостям впечатлений хватит.  

Знатоки национальных традиций разъясняли: Уяв —  праздник чувашских обычаев. В его основе лежат старинные молодежные игры и хороводы, которые переплетались с обращениями к силам природы с просьбой богатого урожая, обильного дождя в засуху, тепла в холодную пору. Сначала слово «уяв» означало просто соблюдение традиционной обрядовой культуры, а позднее так стали называть любой праздник, любое торжество. 

Заодно узнаем изначальный смысл орнамента на флаге Чувашии. Пробуем сплести обрядовых кукол из лыка. Рассматриваем знаменитую чувашскую народную вышивку, в которой вы не найдете на изнанке ни единого узелка — так мастерски накладывается и закрепляется нить. А потом идем к столам с яствами. Под каждым — надписи с названиями блюд, чтобы запоминалось, закреплялось в памяти. Тула патти — пшеничная каша на воде с маслом. Кампа кукли — грибной пирог. Нимер — картофельное пюре, проваренное с добавлением муки. Хуплу — пирог с куриным мясом и картофелем. Кесел — кисель из овсянки. Пуремеч — пирог с творогом. Пула кукли — рыбные пирожки. И обязательные на чувашском столе вареные яйца и лук, без них народное угощенье никогда не обходится.

Путешествие вдвоем. Едем на Уяв

… и изучение окрестностей

Поездку на национальный фестиваль обязательно надо совместить с прогулкой по местным достопримечательностям. Так и изучаются новые территории родного края. В Шигонском районе два года назад выпустили карту-путеводитель с краткой информацией обо всех значимых природных объектах и историко-культурных памятниках. Она и подсказала, что  село Малячкино — изначально чувашская деревня Малячкина — было основано в конце XVII века. Старинные деревянные дома не сохранились, а вот церковь постройки 1913 года стоит. Ее, деревянную, обложили кирпичом, обустроили прилегающую территорию. Она сейчас действующая.  

Путешествие вдвоем. Едем на Уяв

Еще одна сельская достопримечательность — освященный источник с замечательной родниковой водой, с купальней. От центра села пешком идти минут 20.

Старожилы подсказывают: если приедете в эти края, побывайте в местечке под названием Старая Деревня. Жителей там уже не осталось, но место очень живописное, со всех сторон окружено лесами с обилием ягод и грибов, есть источник с часовенкой.

— У нас в районе несколько сел, где следуют народным национальным традициям. В Малячкино, Байдеряково, Тайдаково, поселке Красный Ключ преобладает чувашское население. В поселке Луговской живет мордва. Скоро будем проводить районный чувашский праздник Акатуй в селе Тайдаково, — подсказывает глава Шигонского района Сергей Строев. — Отпускники в последние годы все больше ехали за границу, чтобы увидеть что-то новое. А ведь новое — это подчас забытое старое. Именно такова наша российская, самарская глубинка. Пришло время ее открывать. У нас в районе — это все признают — красивейшая природа. Если к ней добавить историю, национальный колорит с костюмами, песнями, рецептами блюд, то маршруты получатся замечательные. Мы сейчас активно налаживаем связи с турагентствами, планируем открыть и свое в Шигонах. Так что милости просим. 

Путешествие вдвоем. Едем на Уяв

Анонсы всех национальных событий на территории губернии публикуются на информационном портале самарского Дома дружбы народов.

Фотографии автора

Страничка истории

Граф Лев Николаевич Толстой для своих современников был совестью эпохи. Не были безразличны к жизни, литературному творчеству и общественной деятельности Толстого и самарцы. Городские газеты публиковали перепечатки статей о нем из российских изданий.

Писали свои заметки о писателе и местные журналисты. «Самарская газета» систематически размещала материалы о нем, почти одновременно со столичными изданиями публиковала текст романа «Воскресение» и дала подборку суждений зарубежных критиков. А в сентябре 1900 года в ней было напечатано стихотворение местной поэтессы Елены Буланиной, посвященное этому произведению.

Такое внимание часто вызывало недовольство властей. Самарский губернатор в марте 1902 года жаловался в Главное управление по делам печати на редакцию «Самарской газеты» — дескать, имя графа Толстого мелькает на ее страницах почти ежедневно.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации