Дневник дворового человека. Часть последняя

08.05.2022

2854

Автор:

Дневник дворового человека. Часть последняя

В краеведческий музей поступила копия записей Никиты Молчанова, сделанных в середине XIX века. После отмены крепостного права он, уроженец Симбирской губернии, переехал в Самарскую и открыл здесь собственное дело. Бывший дворовой господ Языковых вел дневник, в котором отражал как эпизоды собственной жизни, так и знаковые события, происходящие в Российской империи.

Это последняя часть материала. С первой можно ознакомиться здесь, а со второй — тут

Приезд в Самару

Итак, в 1868 году рассерженный Никита Молчанов записывает в своем дневнике: «Я отказался от Наумова по случаю его нелестного отношения со мной и 29 августа рассчитался». Молодой человек начинает искать другое место службы. Это нелегко, ведь у супругов только что родилась дочка. Следовательно, нужен не только хороший заработок, но и приличные условия жизни. Приказчик находит нечто подходящее в имении господина Лохтина, расположенном в Самарской губернии. 26 сентября, забрав дочь и жену, он отправляется на пароходе «Путник» к новому месту службы. Расстояние по нынешним меркам совсем не большое, однако дорога занимает несколько дней. Возможно, причиной стали слишком длинные остановки. Видимо, на судне помимо пассажиров находились и товары, на разгрузку которых требовалось время. В Самару семья приказчика прибывает только 2 октября. Молчанов заранее договорился о том, чтобы временно пожить на квартире у служащего Лохтина, некоего Медведкова. К сожалению, название улицы прочесть не удалось. В поместье, которое находилось в 130 верстах от Самары, семейство отправляется лишь 14 октября. А на работе новый приказчик начинает числиться с 1 ноября. Жалованье его составляет 84 рубля в год. 

Хутор в Николаевском уезде

По своему обыкновению, автор дневника перечисляет названия мест, через которые он проезжает по дороге на новое место службы: Дубовое, Яблонька, Мокшаны, Поганово и деревня Благодатовка. Многие поселения с того времени сменили свои названия. Особенно неблагозвучные. К примеру, Поганово или Погановка стала Большой Глушицей. А Благодатовка так и осталась на карте. О том, почему ей досталось такое звонкое имя, новому приказчику рассказали местные крестьяне. Жители разросшейся Погановки, в которую прибыло много поселенцев из центральных губерний, стали искать новое место для ведения хозяйства. И в 20 верстах южнее приметили хорошую землю. Старшина ходоков Иван Панарин сказал: «Благодатнее этого места не сыскать». Отсюда и пошло название деревни. Оба поселения входили в Николаевский уезд Самарской губернии. Недалеко, по левую сторону Уральского тракта, располагался хутор Сестринские, куда и направлялся самодеятельный поэт. «Проводивши с хутора приказчика, которого я сменил, Евдокима Андреева, 10 ноября принял я хутор по полученному приказу от Петра Семеновича Медведкова», — отмечает в тетради Никита Молчанов. 

Семейные хлопоты

Последние стихи в своем дневнике бывший крепостной записал по случаю рождения своего первого ребенка — Вареньки. А потом делал заметки в основном о делах хозяйственных и семейных. Младшему сыну Алеше, родившемуся больным, отец посвящает много записей, но все они в прозе. В 1878-м он упоминает, что ребенок наконец пошел, правда поздно — в 1 год 8 месяцев. Но этот факт радует отца. А потом здоровье мальчика ухудшилось. Алеша умер в возрасте 2 лет и 4 месяцев. Это произошло уже на новом месте работы Молчанова, на хуторе господина Буткова. Отец, горюя, называет сына по имени-отчеству — Алексей Никитич и пишет о том, какой мальчик был «понятливый и сурьезный». 

Несмотря на семейную трагедию, в Николаевском уезде жизнь Молчанова постепенно налаживается. Образованного и честного человека наперебой приглашают в управляющие. Платят хорошо. И он постепенно начинает откладывать деньги, покупать «выигрышные билеты» государственного займа. Это пригодится для организации собственного торгового дела, для покупки участков земли и обучения детей. На образовании Никита Петрович не экономил, понимал, насколько ему в жизни помогла грамотность. 

Талант по наследству

Сына Павла он отправил в самарское реальное училище, а дочерей Варю и Наташу доверил сельской учительнице из Пестравки Серафиме Васильевой. В год он платил ей за уроки 120 рублей. Труд педагога ценился чрезвычайно высоко. Напомним, что на первом месте работы наш герой в качестве приказчика получал всего 84 рубля в год. 

Показавшая отличные успехи в учении Наташа поступила в монастырскую школу при знаменитом Чагринском монастыре. Там ей преподавал священник Юнгеров, которого мы чтим как старца Александра Чагринского. Обитель не сохранилась. Но мощи святого были перенесены в самарский Иверский монастырь. 

Благодаря хорошему образованию и неплохому приданому сестры Молчановы сделали отличные партии, выйдя замуж за горожан и поселившись в Самаре. Варвара стала супругой мещанина Василия Рещикова, а Наталья заключила брак с богачом Иваном Волововым.

Внук Никиты Петровича, сын Павла, — Валентин был известен в губернской столице своей литературной деятельностью. Он публиковал стихи в местных изданиях. Так что поэтический дар деда перешел к нему. Личная жизнь Валентина была объектом пересудов. Он женился на своей двоюродной сестре Лидии, будучи к тому же крестником ее матери Наталии Никитичны. Девушка оправдывала этот шаг тем, что ей срочно нужно было избавиться от известной в Самаре фамилии Воловова во избежание преследований со стороны большевиков. Впрочем, брак был недолгим. Через некоторое время Лидия вышла замуж за некоего Михайлова. В 1919-1921 годах власть в Самаре несколько раз переходила из рук в руки. Времена были очень тревожными для всех потомков Никиты Молчанова. Его дочь Варвара Рещикова, к тому времени уже вдова, укрылась в селе Кануевка, в доме своего сына Ивана, инженера по образованию. Там же жил ее младший сын Николай. Кроме того, в Кануевку приехала Наталия Никитична с дочерьми Лидией и Татьяной, чтобы пересидеть тревожные времена. И это им удалось.

Дневник дворового человека. Часть последняя

Старец Александр Чагринский

Александр Стефанович Юнгеров (1821-1900). 

 Местночтимый святой Самарской и Сызранской епархии Русской православной церкви. «Пользуясь досугом», как говорил сам отец Александр, живя в Чагринском монастыре, он преподавал Закон Божий в монастырской школе. Богослужения Юнгеров сопровождал проповедями. Проводил беседы на дому у крестьян. Отец Александр стал широко известен как обладатель дара прозорливости, дара рассуждения и дара чудотворений. Все отмечали неизменную сердечную приветливость батюшки ко всем людям и его пламенный дар проповеди, от которой люди плакали навзрыд.

Множество паломников приходило в обитель в надежде найти телесное и духовное исцеление, обрести избавление от духовных сомнений и смущений. Число посетителей, по свидетельствам священников монастыря, достигало тысячи человек в день.

Фотографии: исторические архивы

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации