Дневник дворового человека. Часть 1

24.04.2022

3257

Автор:

Дневник дворового человека. Часть 1

В краеведческий музей поступила копия записей Никиты Молчанова, сделанных в середине XIX века. После отмены крепостного права он, уроженец Симбирской губернии, переехал в Самарскую и открыл здесь собственное дело. Бывший дворовой господ Языковых вел дневник, в котором отражал как эпизоды собственной жизни, так и знаковые события, происходящие в Российской империи.

Неожиданный подарок

Уже не первый раз выставки, созданные самарскими специалистами, настолько трогают посетителей, что они решают поделиться с учеными сохранившимися в семье сведениями и артефактами. После экскурсии в Музей модерна москвичка Ирина Ковалевская попросила смотрителя передать номер ее телефона одному из сотрудников. Вскоре ей позвонила Елена Жидкова. Жительница столицы сообщила, что у нее сохранился дневник прадеда, жившего в Самарской губернии, и она готова предоставить его для изучения местным историкам. 

Предок Ирины Ковалевской родился крепостным. Однако любознательный паренек быстро обучился грамоте. Ему посчастливилось познакомиться с классической литературой в имении братьев Языковых. Один из его господ, Николай Михайлович, был известным поэтом и другом Николая Гоголя.

Свидетельство эпохи

Подражая поэзии Языкова, дворовой сам начал писать стихи. Самодеятельные вирши украшают страницы дневника Молчанова. Благодаря записям крестьянина перед нами предстает облик старинных самарских сел — Рождествено, Колдыбани, Пестравки, Малой Глушицы. А также образы современников Никиты Петровича — братьев Языковых, односельчан, родственников, духовных лиц. В том числе знаменитого священника Юнгерова, известного нам больше как старец Александр Чагринский. Ныне его мощи находятся в Иверском женском монастыре. 

Ковалевская мечтает издать поразительный документ полностью. А пока, с согласия музейщиков, ознакомимся с некоторыми его страницами. 

Записи дворового человека позволяют проследить его родословную. Семья происходила из села Станишного Карсунского уезда Симбирской губернии. Своим основанием оно было обязано казакам, несшим здесь службу. В этом месте проходила оборонительная укрепленная линия (засечная черта) для прикрытия юго-восточной границы государства. Она была построена в период с 1648 по 1654 год. После ухода казаков на Азов сюда переселили крепостных крестьян. Ныне село носит название Большое Станичное.

Господа Языковы

В Станишном находились усадьба дворян Языковых и их конный завод. В середине XIX века поместье принадлежало прапорщику Михаилу Петровичу Языкову и его жене Екатерине Александровне, в девичестве Ермоловой. В 1827 году усадьбу перенесли в село Языково того же Карсунского уезда. У Михаила Петровича и Екатерины Александровны были сыновья Александр, Петр и Николай. Последний широко известен как литератор, в конце жизни ставший убежденным славянофилом. Его поэзией восхищались и Пушкин, и Гоголь. Автор «Мертвых душ» называл Николая Михайловича своим любимым поэтом. Гоголь писал: «Имя Языков пришлось ему недаром. Владеет он языком, как араб диким конем своим, да еще как бы хвастается своею властью». В своем стихотворении «К Рейну» поэт воспевает родную Волгу, перечисляя все ее притоки. Среди них Самара, Сызран, Черемшан:

«Привет Самары, чье течение живое

Не слышно в говоре гостей,

Ссыпающих в суда богатство полевое,

Пшеницу — золото полей;

Привет проворного, лихого Черемшана,

И двух Иргизов луговых,

И тихо-струйного, привольного Сызрана,

И всех и больших и меньших,

Несметных данников и данниц величавой,

Державной северной реки…».

Братья Александр и Петр были известными общественными деятелями, людьми просвещенными, хорошо обходившимися со своими крестьянами и думавшими о народном образовании. После безвременной смерти Николая они передали многотысячное собрание его книг в дар Симбирской публичной библиотеке. Сестра Языковых Екатерина была также девицей передовых взглядов. Она вышла замуж за известного в то время философа и поэта Алексея Хомякова. 

Крестьянская родословная

Крепостной мальчик Никита родился только в 1843 году, через десять лет после того, как Николай Языков уехал из имения на лечение за границу. Однако ребенок много слышал о поэте. Трехлетний сын дворовых был свидетелем того, как оплакивали слуги, в том числе и его родители, безвременную смерть доброго барина Николая Михайловича. 

В 1861 году Никита переписывает в дневник церковную запись о своем крещении: 

«Села Станишного господ Языковых дворовой человек Петр Александров и его законная жена Ирина Михеева, оба православного вероисповедания, родившийся сын их Никита 25 марта, крещения 28-го марта. Воспреемниками были того же села Станишного господина Языкова дворовой человек Иван Васильев и дворового человека Николая Хуртина жена Елена Григорьева. Подписи: Священник Иоанн Архангельский, диакон Алексей Благославский, дьячок Иван Васильев, пономарь Иван Покровский, 1843 год». 

Нужно сказать, что крестьяне в ту пору не имели фамилии, записывались по отцу — Александров, Михеева. Впоследствии они получили семейное имя — Молчановы. Фамилии были только у дворян, чиновников и духовных лиц. Никита также усердно перечисляет в дневнике всю свою деревенскую родню: дядю Сергея с женой Авдотьей Андреевной и их пятью детьми, дядю Филиппа Михеева с женой Христиньей Агафоновой, тетку Анастасию Михееву и многих других. Эти записи могут помочь нашим современникам узнать историю своей семьи.

Продолжение следует.

Дневник дворового человека. Часть 1

Усадьба Языково

Господский дом в усадьбе Языково построен в 1827 году. Одновременно заложили и парк. Он состоял из двух частей: французской — перед фасадом и пейзажной (английской) — перед прудами. При создании дома и парка все до мелочей создавалось по канонам классицизма. На территории усадьбы была и каменная церковь во имя Богородицы, 1770 года постройки (снесена в 1950-е годы). Ныне в усадьбе Языково размещается музей.

Дневник дворового человека. Часть 1

Справка

Николай Языков

16.03.1803, Симбирск — 7.01.1847, Москва

Русский поэт, один из наиболее ярких представителей «школы гармонической точности», основанной Константином Батюшковым и Василием Жуковским. Входил в ближайшее творческое окружение Александра Пушкина.

Николай Языков — представитель старинного дворянского рода. Учился в Санкт-Петербургском горном кадетском корпусе, в институте инженеров путей сообщения, Дерптском университете, но не окончил их, так как главным делом для него всегда была поэзия. Печатать стихи начал в 1819 году, в 1826-м произошла первая личная встреча с Александром Пушкиным. Растущий талант Языкова сразу был замечен такими литераторами, как Александр Воейков, Фаддей Булгарин, Егор Аладьин. Пушкин в письме Петру Вяземскому говорил о молодом поэте: «Если уж завидовать, так вот кому я должен бы завидовать… Он всех нас, стариков, за пояс заткнет».

Фотографии: исторические архивы

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации