Песни небольшого города и его окрестностей

22.04.2022

2336

Автор:

Песни небольшого города и его окрестностей

В Библиотеке народов Поволжья состоялся концерт — презентация сборника «Самара — город небольшой», изданного Государственным институтом культуры. В него вошло 110 песен — слова, ноты и ссылки на аудиозаписи, — собранных во время этнографических экспедиций по нашей губернии. Некоторые из этих композиций были исполнены фольклорно-этнографическими коллективами города. 

Звуковой мир традиционной культуры

— Свое название песенник получил по первой строке одного из включенных в него городских романсов, — пояснила доцент кафедры хорового и сольного народного пения СГИК, автор проекта Татьяна Мачкасова. — Выходу этого сборника предшествовала огромная работа Самарского центра русской традиционной культуры под руководством Андрея Давыдова. — За девять лет ценители фольклора объехали все 27 районов нашей губернии, побывали буквально в каждом селе, где еще помнят народные песни, танцы, обряды. Все это было тщательно записано и добавлено в общий архив. В песенник «Самара — город небольшой» вошла лишь небольшая частичка из того, что было собрано. 

Центру русской традиционной культуры также были переданы экспедиционные материалы из Московской государственной консерватории, Ульяновского педагогического университета, Саратовской консерватории, Социально-педагогического университета, частные коллекции Михаила Чувашова и Александра Носкова.

— Самая ранняя аудиозапись датируется 1914 годом, — рассказала Татьяна Мачкасова. — Она была сделана этнографом Армасом Отто Вясяненом, который изучал в нашей губернии мордовскую культуру, ну и русские народные песни тоже записывал. 

Автор проекта подчеркнула, что новый сборник — это не только ноты и тексты, но еще и аудиозаписи. 

— Их необходимо услышать, чтобы понять звуковой мир традиционной культуры Самарской области, — уверена Татьяна. 

Песни небольшого города и его окрестностей

Два цикла 

В сборнике представлены различные песенные жанры, но все они укладываются в два круга: календарный годовой — песни, которые звучали в определенное время года, и жизненный — песни, интересные и соответствующие людям какого-то возраста. 

Сначала зрителей познакомили с календарными песнями. Рассказали, что год начинался со святочного периода. Любимым развлечением детей и молодежи было колядование. Было принято ходить по домам с поздравлениями и пожеланиями богатого урожайного года, петь песни и получать за это угощение. Колядочных песен участники этнографических экспедиций записали немало, в том числе в селе Романовка Хворостянского района и в селе Чекалино Сызранского. Эти композиции исполнили участники фольклорно-этнографической студии «Уклад». 

Хорошо сохранились в памяти людей весенние заклички. Они содержали приветствия и призывы, обращенные к явлениям природы, и имели заклинательно-магический смысл. Их обычно сопровождали обрядовыми действиями, в напевах ощущались интонации зова. Три варианта заклички «Жаворонки, прилетите» записаны в селах Сызранского района — Чекалино, Печерское, Троицкое. 

Песни небольшого города и его окрестностей

Как правильно хороводиться

Весьма важным для молодежи являлся Троицкий период — хороводная весна. После Пасхи парни и девушки наряжались во все новое и выходили на улицу хороводиться. В Самарской области записано много весенних троицких хороводных, хороводно-плясовых и плясовых песен. 

— Троицкие песни, да и не только Троицкие, являются своеобразным пособием — как поступать в различных жизненных ситуациях, как нужно или не нужно себя вести, например, в отношениях с противоположным полом, чего опасаться, — объяснила автор проекта. — Через песни старшее поколение доносило до молодежи нормы морали.

Фольклорный ансамбль самарской традиции «Заигрыши» показал это на примере песни «Ай, сады мои, садочки», записанной в селе Васильевка Борского района. 

Хороводных песен Самарской области удалось записать достаточно много. Практиковались разные виды хороводов. Кроме знакомых нам круговых были, например, крыловые: участники вставали полукругом, взявшись за руки, крайняя пара поднимала руки воротцами, в них проходил первый человек с другого конца цепочки и вел за собой всех остальных. Существовали и хороводы-шествия — когда танцующие рядами шли через все село, например, на Троицу, неся впереди ветку березы. Широко известны плясовые и игровые хороводы. Различия между ними зрителям продемонстрировали участники фольклорных студий «Украса», «Традиция», «Исток» на примере песен, собранных в селах Шенталинского, Борского, Богатовского, Исаклинского, Сызранского районов. 

Руководитель студии «Украса» Елена Зольникова рассказала, как старожилы села Васильевка, где была записана песня «Одинока была», учили правильно ее исполнять.

— Бабушки рассказывали, что танцевали, стоя в кругу, кто как умеет. А самым главным было «разогнать» песню как можно быстрее. При этом не только ускоряли темп, но еще и повышали тональность. 

— Интересно, что в музыкальном языке самарских песен явно слышны отголоски южнорусской и среднерусской традиции, — отметила Татьяна Мачкасова. — Это связано с тем, что нашу губернию заселяли выходцы в том числе из Курской, Тамбовской, Рязанской, Тульской и других областей. Они привозили свою культуру, манеру исполнения. Все это влияло друг на друга и получалось нечто совершенно новое. 

Песни небольшого города и его окрестностей

Честным пирком да за свадебку

Хороводы были местом знакомства юношей и девушек. Там они общались, подбирали себе пару. А затем, если родители были согласны с выбором молодых, играли свадебку. Старинные традиции свадебного обряда сохранились очень хорошо. Их можно записать практически в каждом селе.  

Наиболее значительные изменения в связи с замужеством происходили в жизни девушки. Она переходила в новый дом, приобретала новый статус. Невеста прощалась со своей прежней жизнью, хоронила в себе девицу, поэтому до венца ей полагалось много плакать и причитать. Но это были не только похороны, но и возрождение в новом статусе — сначала жены, а затем матери. 

Свадебный обряд в Самарской области необычайно разнообразен. Зрителям представили несколько фрагментов свадебной игры, записанных в разных селах. 

Песни небольшого города и его окрестностей

Широко, по-волжски

Из жанров жизненного цикла на концерте прозвучали лирические песни, романсы, припевки — они же частушки.  

— Одним из популярных жанров в народе был романс, — сообщила Татьяна Мачкасова. — Это жанр городского происхождения, но он прочно закрепился в крестьянской среде, получив здесь несколько иные музыкальные очертания, свои локальные распевы. В романсах часто предполагается драматический исход сюжета, что придает ему еще большую остроту. 

Так, ансамбль «Исток» исполнил песню, давшую название сборнику — «Самара — город небольшой». Его участники предупредили, что этот романс не просто жестокий, а очень жестокий, поэтому самое трагичное в тексте они опустили. 

Много было исполнено припевок-частушек. 

— Характерным признаком припевок Самарской области является неспешная манера пения, как бы «нарастяг» — по-волжски широко, свободно, вольно, — рассказала автор проекта. — Есть и местные особенности. Например, в селе Усинское Шигонского района традиционным было исполнение припевок тонкими голосами.

В завершение концерта Татьяна Мачкасова поблагодарила всех, кто собирает и сохраняет самарский фольклор. 

Песни небольшого города и его окрестностей

Для детей и взрослых

Тираж сборника «Самара — город небольшой» — 150 экземпляров, — подытожила Татьяна Мачкасова. — Значительную его часть уже разобрали. Этот песенник ждали и детские, и взрослые фольклорные ансамбли. Кому-то нужны слова, кому-то ноты, кто-то хочет услышать экспедиционные аудиозаписи. Я постаралась включить в сборник разные жанры, показать и детский фольклор, и молодежный, и возрастной, и духовные стихи. Хотелось бы, чтобы больше коллективов изучали традиционную культуру и вводили в свой репертуар не просто народные песни, а исполняемые на территории нашей губернии.

Песни небольшого города и его окрестностей

Фотографии автора публикации

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Город

Как обработать загородный участок от клещей

Избавляемся от переносчиков опасных заболеваний

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации