18.07.2024
93-й театральный сезон завершился генеральным прогоном оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» (12+) в постановке Ивана Складчикова. Приглашаю всех на премьеру 5, 6 и 7 сентября.
24 июня я начал работу в составе экспертного совета номинации «Музыкальный театр» национальной премии «Золотая маска» — сезон 2023-2024 года в качестве сопредседателя.
Для меня это новый опыт и очень почетная миссия, а также серьезный кропотливый труд, требующий большой отдачи. Сейчас формируется реестр спектаклей, которые будут отсматриваться экспертами уже в очном режиме.
Мы открыли сезон необычным проектом в рамках фестиваля Дмитрия Шостаковича — «Барышня и хулиган». Не пошли по банальному пути. Придумали свою историю и связали ее со 130-летием со дня рождения Владимира Маяковского. Балет «Барышня и хулиган» на музыку Шостаковича предваряет показ немого кино со знаменитым поэтом в главной роли в сопровождении тапера. Проект зашел на ура, его уже начали копировать (что подтверждает успешность).
В ноябре 2023 года на сцене Мариинского театра мы показали нашу премьеру — оперу «Мастер и Маргарита» Сергея Слонимского.
Для нас было полной неожиданностью, что мы станем одним из центральных событий IХ Международного культурного форума в Санкт-Петербурге. Самый серьезный экзамен за всю мою жизнь.
Спектакль, который только что выпустился, всегда сырой. Особенно если это современная музыка. Несмотря на то что мы сделали его качественно и принят он был на самарской сцене очень хорошо, мне казалось очевидным: работы впереди еще много.
Ставки были таковы, что мы не имели права на ошибку. Сильнейший стресс. Но как всегда бывает в таких случаях, просто стараешься не давать волю сомнениям. Ведь уже нет возможности повернуть назад. Только вперед.
Мой настрой помог оркестру показать лучший результат. Мы очень рисковали: в «Мастере и Маргарите» каждый играет соло. Порвалась струна или не отвечает трость (деталь духовых музыкальных инструментов, таких как саксофон, кларнет, фагот и гобой — прим. авт.) — можно останавливать спектакль. Больше таких экспериментов я делать никогда не стану. Когда поедем в Большой театр, все музыканты будут иметь дубль. Но в тот раз я не успел даже подумать об этом.
Валерий Гергиев вспоминал позднее: открывается занавес в Мариинском театре, и Эмир Кустурица спрашивает: «Что это будет?» Маэстро ответил: «Не спрашивай, я тоже увижу спектакль сегодня в первый раз…» Потом он назвал постановку Юрия Александрова гениальной и сказал: «Я думал, что это будет хорошо, но не думал, что выстрелите просто в десятку. Вы открыли двери многим другим региональным театрам, которые теперь смогут приезжать на международный культурный форум со своими лучшими работами».
Это очень ценно. Мы не просто защитили свой театр и представили регион, а создали важный прецедент. И у нас есть возможность, очень хочется верить, через год привезти на культурный форум «Сказки Гофмана».
Показ прошел очень хорошо, до сих пор расходятся круги по воде в информационном поле. Для театра это огромный плюс.
Поездка в начале сезона на «Рождественский форум» в Белоруссии — большая удача.
Когда генеральный директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова приехала к нам в прошлом сезоне на премьеру балета «Раймонда», мы подписали меморандум о сотрудничестве.
Изначально хотели показать «Бал-маскарад». Но там недавно была своя премьера. Нас попросили привезти «Любовь к трем апельсинам», этот спектакль у них никогда не шел. Выступление прошло с большим успехом. Для нас важно выходить из зоны комфорта, и гастроли — одна из возможностей сделать это.
Музыканты консервируются в яме. Почему я все время стараюсь посадить оркестр на сцене? Другое ощущение зрителя, другое ощущение себя. В яме тебя не видно, а когда ты у всех на виду, по-другому готовишься, по-другому работаешь. Мотивация совсем иная.
Премьера «Евгения Онегина» не должна была случиться в этом году, но состоялась 25 января. Волевым усилием, при огромном нашем обоюдном желании с Георгием Георгиевичем Исаакяном.
Не первый год предлагал я ему этот проект. Очевидно, не очень дорогой, и сделать его можно было достаточно быстро. «Евгений Онегин» весь разобран в музыкальном плане — опера для нашего театра не новая. Генеральный директор Наталия Макарова увидела потенциал в этом проекте, и за два месяца мы сумели его осуществить. По большому счету нужно было адаптировать материал под новые декорации и режиссерские смыслы.
В марте и апреле прошел первый фестиваль «Славянский дом». Его проведение стало возможным благодаря героическим усилиям Светланы Петровны Хумарьян, которая ушла от нас 16 июня.
Организаторам пришлось непросто. Нужно было сделать фестиваль за три месяца. Задача усложнялась международным форматом форума — к нам приехали гости из Сербии, Белоруссии.
Фестиваль получился резонансным. У проекта хороший потенциал, чтобы продолжать его раз в два года. Может быть, уже под другим названием. Будем чередовать балетный и оперный. К этому решению мы пришли с руководителем балета Юрием Бурлакой. Каждый год проводить очень тяжело, репертуар возрастает, приглашения на гастроли появляются все чаще. Лучше делать реже, но качественно.
В начале июня у нас состоялась российская премьера «Вечер французского балета»: «Праздничный вечер» Лео Делиба и «Два голубя» Андре Мессаже. Это была давняя мечта Юрия Петровича. Они не идут нигде в мире. Причем мы не просто выпустили их силами нашей труппы. Идея была в том, чтобы самарское хореографическое училище сделало это своим проектом. Поэтому у нас две редакции балета «Два голубя»: одна с артистами труппы — на зрителя, вторая с учащимися более усеченная — для внутреннего зрителя и родных.
Произведения весьма непростые. Музыку Делиба мы никогда не играли: очень сложные партитура и хореография. Нет права на ошибку — малейшее отклонение от темпа сводит на нет все усилия артистов. Балет очень музыкально поставлен. Ювелирно точно. На сцене выглядит очень красиво.
Нам было важно поставить Делиба, поскольку у Юрия Петровича в планах балет «Сильвия».
Кроме того, французские балеты смыслово объединялись с оперой «Сказки Гофмана» на музыку Жака Оффенбаха. Нам кажется, что стилистически вернее и интереснее ставить произведения, перекликающиеся друг с другом.
Очень лестным стало предложение «Росконцерта» отправить нас на гастроли в Крым. На фестиваль, посвященный 225-летию со дня рождения Александра Пушкина. Произведение нашего репертуара, которое точно попадает и в тему великого поэта, и в тему Крыма, — балет «Бахчисарайский фонтан».
Переговоры шли с марта, но у нас вся афиша сверстана так плотно, что негде было, что называется, «нож воткнуть». Тогда приняли решение выступить под фонограмму. Записи музыки «Бахчисарайского фонтана» не существовало в мире. Мы сделали фонограмму сами за два дня. Было очень трудно. Но получилось здорово. Под родные темпы и ассоциации (поскольку каждый оркестр трактует произведение по-своему) нашим артистам было комфортно танцевать. Выступили потрясающе. Я редко сижу в зале, этот балет мне удалось увидеть на сцене впервые. Был приятно удивлен, в том числе отзывами: о нашей труппе, о декорациях (художник Андрей Войтенко работал по эскизам Валентины Ходасевич для Большого театра 1936 года — прим. авт.). Это большой успех, который нам поможет в будущем. «Росконцерт» уже сетует, что мы давно на «Большие гастроли» не подавали заявки. Они видят в нас надежных партнеров.
В рамках фестиваля Шостаковича осенью состоится премьера оперы «Сон в летнюю ночь» Бенджамина Бриттена. Мне хотелось почувствовать пульс учреждений образования и культуры вокруг нашего театра.
Институт культуры, школа акробатов, хоровая школа, хореографическое училище и хореографическая школа — те институции, которые помимо нашего театра принимают участие в создании спектакля. Пригласил постановщика из Мариинского театра Аллу Чепиногу. Она создала огромное количество прекрасных спектаклей для детей.
Красивую музыку будут играть по очереди оркестр института культуры и наш собственный. Также задействованы солисты и хор из института культуры и нашего театра. Ребята из школы акробатов будут прыгать на батутах. Самой большой проблемой оказалось найти контртенора. Они очень дорогие, их нигде нет. Поискали и нашли в Тольятти. Он уже приглашен на партию.
Хочется дать старт хорошему образовательному проекту. Думаю, должен получиться яркий спектакль, который останется в репертуаре и будет много ездить.
На фестивале «Видеть музыку» с 17 по 19 октября мы сможем показать на исторической сцене Большого театра не только оперу «Мастер и Маргарита» (16+), которую уже называют хедлайнером форума, но и балет «Раймонда» (12+). 16 октября целый день у нас уйдет на репетицию, чтобы со всей серьезностью подойти к такому ответственному выступлению на новой для нас сцене.
«Мастер и Маргариту» мы покажем два раза — партию Понтия Пилата поочередно исполнят Сергей Лейферкус и Степан Волков.
«Раймонда» — наш лучший балет за последнее время в постановке Юрия Петровича. Он заслуживает показа на таком значительном фестивале.
Самый титулованный форум в Азии — Бангкокский фестиваль музыки и танца существует уже 28 лет. Его посещает король Таиланда со своей семьей. Попадание туда очень престижно. Как правило, берут или балет, или оперу. Лучшее из лучшего со всего мира. В сентябре 2024 года Мариинский театр три раза покажет там «Лебединое озеро» (6+).
Мы ездили на этот фестиваль девять лет назад. Показывали «Князя Игоря», «Девятую симфонию» и «Тоску». В то время в труппе было много приглашенных артистов.
Все минувшие годы президент фестиваля Джаспал Сингх Уберой следил за работой нашего театра, я присылал ему записи. Он сказал, что мы очень выросли в качестве.
В мае он приехал посмотреть спектакли и остановился на операх «Аида» (12+) и «Флория Тоска» (16+) — обе в постановке Юрия Александрова, балете «Три маски короля» (12+). И еще мы дважды там покажем «Щелкунчика» (6+). Это новая постановка, которую выпустим в декабре 2024 года. Юрий Бурлака будет делать берлинскую версию балета.
Беспрецедентный случай — господин Уберой выбрал и оперу, и балет. 5 октября 2025 года мы начнем наше выступление на Бангкокском фестивале.
В июне я был в Пекине по линии Россотрудничества на фестивале «От сердца к сердцу». Это встреча руководителей российских коллективов с китайскими импрессарио, которые отбирают спектакли для гастролей. Провел там презентацию нашего театра. Мои друзья и коллеги помогли мне сделать буклет на китайском языке. Выступление заинтересовало, и у нас уже есть два предложения по балету.
Таким образом совместными усилиями с Наталией Макаровой мы заложили возможность для масштабного развития театра на несколько сезонов вперед.
Фотографии: Самарский академический театра оперы и балета имени Шостаковича, Екатерина Елизарова, Андрей Савельев
Культура
Культура
Комментарии
0 комментариев