«Мне нравится игра света и тени»: фотограф Алла Кучерявая о том, как создаются портреты с характером

08.04.2022

5427

Автор:

«Мне нравится игра света и тени»: фотограф Алла Кучерявая о том, как создаются портреты с характером

Алла Кучерявая начала заниматься съемкой после рождения второй дочери. Это стало способом для самовыражения девушки. Сейчас ее бэкграунд состоит из двух фотопроектов — «Славные ублюдки» и «Проекция на искусство». Оба — черно-белые. Узнали у фотографа, как создать запоминающиеся образы в монохроме и в чем секрет психологического портрета.

Свое видение

Я родилась в селе Алексеевка Борского района, там прошло мое детство. Очень много времени со мной проводила бабушка. Мы с ней путешествовали по стране, часто отправлялись в походы. Она показывала мне другие города, музеи, выставки, достопримечательности. Часто бабуля говорила мне: «Смотри, как солнце заходит и розовый цвет переходит в красный, а потом в оранжевый». У нее свой особый взгляд на мир, она умеет замечать красоту. Она научила меня замечать детали.

После пятого класса я переехала в районный центр — Борское, так как в нашей деревенской школе не было иностранного языка. Родители понимали, что без него ребенку будет проблематично в большом мире. В новом месте меня встретили замечательные учителя. Классная руководительница открыла новые миры: театра, музыки, туристической романтики. Конечно, это все повлияло на мое становление. Позже, в самарском педагогическом университете, один преподаватель показал, что такое зарубежная литература и символизм. Я влюбилась в них на всю жизнь.

Дома всегда были фотоаппарат и видеокамера, в глубоком детстве — пленка. Мне разрешали брать их. Родители поощряли мои начинания. Помню, что у меня был старенький Sony без зеркала. Затем я приобрела стандартный Canon для начинающих. 

Саморазвитие и материнство

Фотография — это возможность творить, реализовывать свои идеи. Снимать можно и дома, не отлучаясь от ребенка. Мне нравится игра света и тени. Первое время я снимала все, что находится вокруг. Например, брала аппарат на прогулку в парк. Не важен был результат, главное — сам процесс. Я просто хотела ловить моменты.

Когда у тебя появляются дети, то ты будто оказываешься в дне сурка — каждый раз одно и то же. Тебе это не сложно, даже в радость, потому что это твои малыши, ты заботишься о них. Но однообразие начинаешь замечать. Хотелось, чтобы это время не было потеряно, не ждать, когда ребенок наконец пойдет в садик или в школу. Надо исполнять свои желания здесь и сейчас, чтобы вспоминать потом мгновения и эмоции. Дети потом тоже это увидят.  

Будучи в роддоме, я записалась на обучение к фотографу из Благовещенска Игорю Новикову. Полгода интенсивного обучения: разбор основ, игра света, композиция, стилизация. Все проходило в формате онлайн. Я почти все это знала, так как информация доступна в интернете. Мне это дало скорее вовлеченность в сообщество фотографов и творческую поддержку. Это очень важно. Несмотря на наше современное общество, желания девушки всерьез не воспринимаются из-за патриархальных ценностей. В семье это могут воспринимать как баловство. Когда у тебя появляется стремление уйти вглубь хобби, начать заниматься этим на более высоком уровне, как правило, ты не встречаешь понимания от близких людей. Конечно, напрямую это могут не говорить. Именно поэтому важно общаться с такими же творческими личностями. Сообщество единомышленников создает прочную опору.

Наполненность и опыт

Творческая профессия — это учеба на всю жизнь. Ты постоянно что-то узнаешь. Я прошла несколько курсов от мастеров. Даже у режиссера из Лондона Анны Радченко (художница специализируется на музыкальных клипах, рекламе, крупных редакционных проектах и арт-инсталляциях — прим.авт.). Кроме того, увлекаюсь психологией и языком жестов, развиваю насмотренность, изучаю мировую культуру и театральную сферу. 

Когда мы смотрим на работы, то оцениваем по принципу: цепляет или не цепляет. Я постоянно слежу за деятелями визуального искусства. В Самаре привлекают работы Паши Губера — его эстетика, черно-белые проекты, прекрасная геометрия. Вдохновляют, конечно, Питер Линдберг (немецкий фэшн-фотограф — прим.ред.), который перевернул философию фэшн-фотографии, и Ричард Аведон (американский мастер фотодокументалистики — прим.авт.). У них есть магия в снимках — особый взгляд и ощущение. 

Учусь также у своих героев на съемках. Когда я фотографировала нейрохирурга, то просматривала уроки по этой специальности. Мне важно понять его и то, с чем он постоянно сталкивается, чтобы погрузиться в новую реальность. Меня может привлекать не картинка сама по себе, а посыл, смысл, история. Посыл может быть простым или глубоким. Настоящее произведение искусства всегда отвечает на вопрос: «Зачем это сделано?»

Кстати, некоторых фотографов коробит, когда люди говорят «фоткать» или «фотки». Они считают, что это неуважительно по отношению к профессии. Мне неважно. Смущает другое — что мы называем моделями всех подряд, когда это тоже профессия, тяжелый труд, порой недооцененный. 

Цепляют люди

Герои съемок могут быть совершенно разные — врачи, кондитеры, блогеры, музыканты, художники, рестораторы, программисты, дети, взрослые. Мне интересно снимать любых людей. Все они уникальны. Каждый не просто так появляется перед моим объективом. Например, Клауса (самарский стрит-арт и граффити художник — прим.ред.) я снимала для своего проекта «Проекция на искусство». Мы много смеялись, кривлялись. У него прекрасное чувство сарказма на грани. Оно прослеживается в его работах. Было приятно с ним взаимодействовать.

Подготовка к съемке психологического портрета состоит в том, чтобы сначала пообщаться, найти точки соприкосновения и его индикаторы, подчеркнуть особенности, красоту, характер персоны. Одним в процессе комфортно молчать, другим — общаться. 

Для сюжета иногда нужно искать референсы в кино, литературе и в частности в поэзии. Не обходится без продумывания и прописывания схем света, реквизита, работы команды и ассистента. Не всегда все идет по плану. Это совершенно нормально. нужно воспринимать это спокойно, человеческий фактор присутствует везде.

Мне нравится главная тенденция последнего времени — виртуализация искусства. Это возможность стать владельцем произведения без дополнительных усилий. Популярность криптовалюты отразилась на разных областях жизни. Благодаря онлайн-выставкам твои работы могут увидеть тысячи людей, даже если ты живешь в хижине в Сибири. Понятие пространства сегодня стерлось. 

Героями «Проекции на искусство» были Евгений Козаченко, Фрол Весёлый, Павел Куприянов, Алексей Тилли, Роман Мнацаканов, Лена Тишь, Дмитрий Артемьев, Евгений Федяй, Андрей Кочетков, Клаус, Мишель Z-brand, Евгений Ивахненко.

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Комментарии

1 комментарий

Ольга Коваль

Творческих успехов!

30.06.2022 в 19:31

Комментарий появится после модерации