24.02.2022
2451
Эти вопросы обсудили 16 февраля в пресс-центре «Самарской газеты» заместитель начальника оперативно-сыскного отдела уголовного розыска Управления МВД России по Самаре, подполковник полиции Фарид Латыпов, управляющая банком «Открытие» в Самарской области Зарина Плукчи, психолог Николай Лыдин и специалист по фишингу и банковской безопасности Андрей Жаркевич.
Психолог Николай Лыдин объясняет это тем, что приемы мошенников чаще всего связаны с угрожающими ситуациями. Человеку сообщают: «На вас оформлен кредит» или «Ваш родственник в больнице».
— Как говорил известный исследователь Роберт Сапольски, эволюция — не профессионал, а любитель. Наши эмоциональные реакции идут от древнего человека. Поэтому мы дрожим на холоде и пугаемся, когда получаем по телефону тревожное сообщение, — рассказывает Лыдин.
— Мошенники эксплуатируют человеческие слабости, — считает специалист по банковской безопасности Андрей Жаркевич. — Интернет им в этом помогает. Проблема людей в том, что они не соблюдают правила. Это как с утренней зарядкой. Все в курсе, что она полезная, но делают ее единицы. Знание не означает соблюдение, а потому жулики имеют возможность бить по эмоциям человека и отключать рациональное мышление. В итоге жертва совершает действия, которые в обычном состоянии никогда бы не совершила. Это подтверждает прошлогодняя история, произошедшая в Санкт-Петербурге: генерал МВД перевел мошенникам 613 тысяч рублей. Маловероятно, что человек с такой должностью не знал о схемах, которыми пользуются преступники. Он сказал, что действовал будто под гипнозом.
Обманщики, как правило, заранее собирают информацию и знают, кому звонят. Понять, на что стоит надавить, достаточно легко. Ведь в сети о людях можно найти много информации — и утекает она не только от банков, порой пользователи сами все рассказывают о себе. Под таким напором может сорваться даже человек с твердой психикой.
Подполковник полиции Фарид Латыпов подтверждает, что интернет- и телефонные преступления сейчас не редкость, они совершаются ежедневно, в том числе в Самарской области. Злоумышленникам грозит наказание по двум статьям УК РФ: 158 — кража, тайное хищение либо 159 — мошенничество. Главными площадками для преступников остаются соцсети, мессенджеры, мобильная связь.
Финансист Зарина Плукчи говорит, что с развитием удаленных каналов банковского обслуживания у злоумышленников появилось больше возможностей для обмана. Однако в банке «Открытие» до сих пор не зафиксировано ни одного клиента, пострадавшего от мошенничества. Это стало возможным благодаря комплексным мерам безопасности и повышению финансовой грамотности людей. Андрей Жаркевич добавляет: за последние пять лет у «Открытия» не было ни одной утечки персональных данных.
— Если поступает подозрительный звонок, вам сообщают о странном переводе или кредите, важно не поддаваться эмоциям. Задайте критический вопрос: например, «Из какого вы отдела? Кто ваш начальник? Какой у вас личный номер?». Обычно мошенники «срезаются», если потенциальная жертва начинает их расспрашивать, — предупреждает психолог Николай Лыдин.
Преступники могут подменять номера, чтобы вызов поступал якобы с номера банка. Однако стоит помнить, что никакие финансовые операции не проводятся по телефону. Успокойтесь, перезвоните на горячую линию и убедитесь, что у финансовой организации нет к вам вопросов.
При этом в каждом крупном банке существует служба комплаенса. Если вы самостоятельно совершили нетипичную операцию, например перевод крупной суммы, вам может позвонить сотрудник, чтобы удостовериться, что это сделали именно вы. Важно помнить: никакую персональную информацию он у вас выяснять не будет.
Андрей Жаркевич дополняет: иногда в таких случаях поступает звонок от голосового помощника, который спрашивает, подтверждаете ли вы операцию. Это antifraud — система по борьбе с мошенничеством. Если незадолго до звонка вы действительно переводили крупную сумму, не бойтесь ответить «подтверждаю».
— Любому нашему клиенту мы говорим, что третьим лицам нельзя сообщать номера карт, CVV/CVC-коды, пароли от личного кабинета, коды из смс, паспортные данные, — подчеркивает Зарина Плукчи. — Сейчас банки не узнают персональные сведения по телефону — это табу. Мошенники часто представляются сотрудниками службы безопасности, но работники таких отделов не занимаются обзвоном клиентов. В крайнем случае человека могут пригласить на очную встречу. Чтобы удостовериться в личности звонящего, нужно набрать номер банка. Там всегда подскажут, действительно ли у них числится специалист с такой фамилией, должностью или личным номером. И не бойтесь блокировать карту: если вам кажется, что в процессе разговора потенциальным преступникам все же удалось выведать какую-то информацию, лучше сразу ограничить доступ к деньгам.
На современных смартфонах есть функция «Белый список»: туда можно добавить только важные для вас контакты — родственников, друзей, коллег. В таком случае «левые» абоненты не смогут до вас дозвониться. Также у многих операторов мобильной связи существует услуга блокировки нежелательных вызовов. Система сама распознает «опасные» номера и отклоняет их.
Отдельная тема — когда жулики притворяются сотрудниками силовых структур. В такой ситуации набирайте 02 или 102.
Фарид Латыпов советует: если вы все же перевели деньги мошенникам, необходимо сразу обратиться в финансовую организацию, где открыт счет, и узнать, действительно ли совершена транзакция. Если да — попытаться приостановить ее. Зарина Плукчи утверждает, что это возможно. Несмотря на высокую скорость операций, в некоторых банках при быстром обращении готовы сделать отмену перевода.
Если такой возможности нет, нужно взять в финансовой организации выписку о движении средств по своим счетам. У сотового оператора запросить детализацию звонков в день переговоров с мошенниками. С этими документами следует обратиться в ближайший отдел полиции. Нужно будет в подробностях описать свою ситуацию, приложить к заявлению скриншоты переписок и аудио разговора, если они имеются.
Психолог Николай Лыдин констатирует: жертвам всегда трудно рассказывать о произошедшем преступлении. В случае с мошенничеством люди часто не обращаются в правоохранительные органы из-за стыда, чувства вины и боязни мести. Решение простое: отбросить эмоции, ведь беда уже произошла, перебороть страх и написать заявление.
Если преступников удается задержать, решение о возврате средств принимает суд.
— Мошенники воруют средства не для того, чтобы вернуть их потерпевшим, — отмечает Фарид Латыпов, — Их цель — вложить деньги в себя. Поэтому перспектива возврата весьма относительна. Бывает так, что преступники заявляют о готовности возместить материальный ущерб части заявителей. Но происходит это не часто.
— Волшебная пилюля все-таки есть. Не стоит избавляться от банковских карт и удалять приложения. Просто при их использовании нужно соблюдать все правила безопасности, — заключает Зарина Плукчи.
Страничка истории
«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.
В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.
С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.
На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.
Общество
Общество
Общество
Комментарии
0 комментариев