Окунуться в другую эпоху: амбассадоры «Виниловых вечеров» о том, где найти качественный звук и как ухаживать за пластинками

01.02.2022

4594

Автор:

Окунуться в другую эпоху: амбассадоры «Виниловых вечеров» о том, где найти качественный звук и как ухаживать за пластинками

Пластинки не ушли в прошлое. Их можно найти не только в личных коллекциях меломанов, музеях и некоторых самарских барах, но и в библиотеках. Уже несколько лет в Самарской областной библиотеке для молодежи на проспекте Ленина, 14 можно совершенно бесплатно послушать произведения культовых групп и исполнителей. Здесь проходят «Виниловые вечера» Артема Доценко и Екатерины Фиалки. Узнали у ведущих о проекте, жемчужинах коллекции и будущем ретроносителей музыки.

Как все начиналось

Артем: Я коллекционирую пластинки с детства. Сейчас у меня дома их около 700 штук. Идея знакомить людей с музыкой возникла еще в 2017 году, когда я еще работал в музее имени Алабина главным научным сотрудником. Тогда проект не приглянулся руководству учреждения и был заморожен. Реализовать его удалось в библиотеке для молодежи в январе 2019 года. Тогда впервые прошел пилотный выпуск «Винилового вечера», посвященный Всемирному дню группы The Beatles. 

Сейчас проекту уже три года. За это время я вел несколько выпусков один. Было много соведущих, но они уходили или уезжали в другие города, в общем, менялись как вокалистки в группе «Блестящие». Зрители отмечали, что в паре с кем-то у меня лучше получается. Я как кандидат исторических наук даю строгую хронологическую информацию, рассказываю научно-выверенные факты. Соведущий старается разнообразить разговор или подвергнуть сомнению сказанное. Вдвоем мы ведем дискуссию, в которой просвещаем зрителей и делаем небольшое шоу.

Екатерина: В команде «Виниловых вечеров» я с ноября 2021 года. В отличие от Артема я не собираю коллекцию. Мне достались экземпляры от родителей — они были поклонниками винила. В детстве я много чего слушала — сначала это были аудиокассеты и CD-диски, ну а потом все появилось в интернете. Для меня проект стал открытием, я узнала новых исполнителей и музыкантов.

В «Виниловые вечера» я попала не случайно, такой опыт полезен. Я закончила музыкальную школу, сейчас являюсь членом молодежного правительства Самарской области. Планирую стать режиссером театра, кино и телевидения. Кстати, в нашей стране можно получить второе образование в области культуры бесплатно, поэтому я решила не упускать такую возможность.

Окунуться в другую эпоху: амбассадоры «Виниловых вечеров» о том, где найти качественный звук и как ухаживать за пластинками

Для чего это нужно

Артем: «Виниловый вечер» — это не просто прослушивание пластинок, это лекция с интересными выверенными фактами. Из-за изобилия информации приходится каждый раз отметать недостоверные и сомнительные утверждения из интернета. Часто встречаются и фактические ошибки и нестыковки, особенно в «Википедии». В этих случаях помогает литература, которая содержится в фонде библиотеки. Здесь есть много книг про разных исполнителей: рэперов, рокеров, поп-музыкантов, композиторов. К тому же в фонде библиотеки имеется 10 тысяч пластинок, это даже больше, чем в областной. Его пополняли до середины 1990-х годов, пока существовала фирма «Мелодия». Встречаются довольно редкие пластинки, например, группы «Кино».

Каждая наша лекция привязана к какой-то знаковой дате из мира музыкальной индустрии. Например, недавно в Самаре прошел уникальный вечер, посвященный выходу альбома группы ABBA впервые за 40 лет. Мы познакомили всех фанатов с этой новинкой. Плюс ко всему молодое поколение узнает, что такое качественный звук. Музыка в мобильных приложениях и плеерах не сравнится с той, которую можно получить через проигрыватель. Звук измеряется в битрейтах (количество бит, используемых для передачи или обработки данных в единицу времени, — прим.ред.). Для сравнения, качество MP3 — 320 кбит/с, компакт-диска — 800-900 кбит/с, а винила — 9 000 кбит/с. То есть пластинки — это оригинальное звучание, изначально задуманное автором, а не пережатое форматом. Поэтому приглашаем всех в наш music box. Конечно, мы понимаем, что многие не могут попасть на «Виниловый вечер» из-за пандемийных ограничений, поэтому проводим каждый раз онлайн-трансляции в группе вконтакте.

Окунуться в другую эпоху: амбассадоры «Виниловых вечеров» о том, где найти качественный звук и как ухаживать за пластинками

Как обращаться с винилом

Артем: Пластинки — редкость и в каком-то смысле даже роскошь. Стоимость одного хорошего экземпляра в среднем составляет 2 000-3 000 рублей. Чтобы они дольше служили и становились раритетом, важно правильно хранить их. Но не все знают, как нужно обращаться с винилом.

Пластинки должны стоять на ребре под небольшим уклоном, ни в коем случае их нельзя складывать стопкой. Противопоказано оставлять винил рядом с отоплением, так как от тепла он деформируется. Каждый раз вынимая пластинку из конверта, протирайте ее антистатической салфеткой, которая собирает все пылинки. Так бороздки на поверхности не будут забиваться, а игла останется чистой. Кстати, стоимость новой иглы — от 3 000 рублей и выше. Есть даже такое выражение: «Приучите детей к прослушиванию винила и фотосъемке на пленку, тогда они не узнают, что такое наркотики, потому что у них просто не хватит на них денег».

К сожалению, пока никто не придумал, как можно восстанавливать испорченные пластинки. Отремонтировать или даже устранить небольшие царапины нельзя. Многие просто выкидывают винил, другие придумывают декор и инсталляции из него. Самыми аккуратными пользователями считаются японцы, у них можно найти экземпляры 50-летней давности без единой царапины, будто только сошедшие с конвейера.

Окунуться в другую эпоху: амбассадоры «Виниловых вечеров» о том, где найти качественный звук и как ухаживать за пластинками

Кто слушает

Екатерина: В первую очередь это те, кто родился в эпоху винила. Но интерес растет и у молодежи. Напомню, что официально ей считаются люди в возрасте от 14 до 35 лет. Все они по-разному относятся к винилу. Например, для группы в возрасте от 14 до 25 этот предмет неактуален. Контингент от 25 до 35 лет — основная целевая аудитория, которую привлекает ретро.

Среди моих знакомых есть несколько ценителей и коллекционеров. Они собирают современных исполнителей и музыку из прошлого, о которой мало кто слышал. Я хочу популяризировать «Виниловые вечера» среди всех возрастов. Для этого нужно чаще рассказывать о них в СМИ, искать информационную поддержку. Также у меня есть другой социально-культурный проект FLAMINGO, в нем я планирую посвятить винилу целую рубрику.

Что касается спроса, то большинство молодых людей устали от шоу на ютубе и бессмысленного хайпа. Прослушивание классики для них становится необычным занятием. Они окунаются в другую эпоху, переносятся во времени в комфортной обстановке библиотеки. Многие случайно узнают о «Виниловых вечерах», заряжаются любовью к ним и находят для себя новое хобби.

Окунуться в другую эпоху: амбассадоры «Виниловых вечеров» о том, где найти качественный звук и как ухаживать за пластинками

Купить качественные пластинки в Самаре очень сложно. Многие заказывают в интернет-магазинах, на аукционах или приобретают с рук коллекционеров.

В России на данный момент нет завода, который изготавливает пластинки. Отечественные исполнители заказывают винил в основном в Германии. На изготовление и перевозку уходит больше средств, поэтому винил такой дорогой.

Фото из личного архива героев и фотоотчет
Самарская библиотека для молодёжи (https://vk.com/bookcity)

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации