«Важно помнить — в любом конфликте больно обоим»: зачем мы ругаемся и как это прекратить

26.11.2021

2495

Автор:

«Важно помнить - в любом конфликте больно обоим»: зачем мы ругаемся и как это прекратить

В любых отношениях нужно уметь договариваться. Но если ситуация накалилась до предела и конфликт неизбежен, то важно знать способы, которые помогут его разрешить. Практикующий психолог Николай Лыдин рассказал «Самарской газете», почему люди повышают голос, каким типажам тяжелее ужиться с другими и как вести себя во время ссор.

Распространенные причины конфликта

Зачастую пары конфликтуют из-за следующих причин: нехватка внимания, несправедливое деление обязанностей, проблема с коммуникацией.

Первая причина может быть связана с окончанием конфетно-букетного периода. Изначально все влюбляются в образ, а потом начинают жить с человеком. Ожидания не всегда совпадают с реальностью и могут ломаться на фоне быта. Влечения все меньше, гормоны успокаиваются, проходит первая влюбленность. И отношения переходят на новый уровень — более качественный. Лучше становится и секс, но реже. И дальше пара либо расходится, либо договаривается.

Вторая причина — деление обязанностей. Обычно оно регулируется тремя рычагами власти: деньги, дети, секс. Порой управление переходит в манипуляцию. Например: «Я больше зарабатываю, поэтому принимай меня таким, какой есть» или «Сегодня у нас секса не будет, потому что ты…».

И третья проблема — с коммуникацией, когда партнеры не могут договориться. Оба заявляют: мы друг друга не слышим, не понимаем. Если наступает этап постоянных ссор, стоит поставить вопрос: а надо ли его преодолевать? Когда конфликты ежедневные и чуть не доходят до драки, то, возможно, люди действительно не совпадают и такие отношения не нужно сохранять. А бывает, партнер избегает какой-то темы, потому что боится. И тогда он начинает великолепно конфликтовать по другому вопросу, например, бытовому. Так он удерживает безопасное расстояние и избегает ссоры по более серьезной причине.

Интересно, что проблемы семейных пар полярны. Например, если на приеме у психолога оба заявляют: проблема в сексе, то, скорее всего, работать придется с близостью, доверием и наоборот, если супруги обходят стороной интимную жизнь, значит, проблема в ней.

«Важно помнить - в любом конфликте больно обоим»: зачем мы ругаемся и как это прекратить

Как люди ведут себя в процессе ссоры

Конфликт — это всегда стресс. И основная задача — завершить этот поведенческий цикл. Если смотреть через психотерапевтическую парадигму, существует цикл «атака-атака», когда оба нападают, а потом отступают. Но чаще встречается ситуация, когда один нападает, а другой убегает. То есть кто-то кричит и давит, а кто-то избегает ссоры, пытается уклониться — так и бегают друг за другом по кругу. Например, она ругается из-за нехватки внимания, партнер начинает чувствовать вину и, соответственно, избегать взаимодействия. В таком случае можно попробовать иначе донести свою позицию. Например, спокойно сказать: «Я хочу проводить больше времени вместе».

Психолог Робин Скиннер делил пары на три типа. Первый — кошка с собакой: люди ругаются, потому что по-другому не могут. И для некоторых это норма — так они выражают эмоции. Им тяжело сказать напрямую: «Я беспокоюсь за тебя». Проще сделать это через крик, агрессию и прочее. Но это не значит, что они не умеют выражать чувства по-другому. В таких парах есть свои «сюси-пуси», игры, флирт, ритуалы. Другой тип, когда в отношениях ничего не происходит. Людям удобно вместе, они привыкли — и такое равнодушие не всегда хорошо. Лучше динамика и эмоции, и неважно с каким они знаком. И третий тип — «договорной», когда пара может поругаться, а после быстро помириться.

Конфликты можно рассмотреть и через темпераменты. Флегматики и меланхолики привыкли разрешать проблемы внутри себя, поэтому сидят печальные и задумчивые, а холерики пытаются растормошить их расспросами: «Почему ты такой грустный? Что-то случилось?» От этого первые раздражаются, агрессируют и выносят эмоции вовне. То есть кому-то нужно выражать все в моменте, а кому-то, наоборот, успокоиться и все обдумать. И когда такие люди сходятся, то с трудом уживаются.

«Важно помнить - в любом конфликте больно обоим»: зачем мы ругаемся и как это прекратить

Как ругаться, чтобы быстрее мириться

1.  Нужно быть в настоящем — здесь и сейчас. Необходимо говорить о том, чего хочется и что нужно сделать в данный момент, а не вспоминать прошлое и не фантазировать о будущем. 

2. Не акцентировать внимание на плохом, не вспоминать каждый промах или неприятный поступок оппонента. Критика не поможет, нужно ориентироваться на результат.

3. Не раздувать из мухи слона. Например, забыл купить хлеба — это не катастрофа.

4. Вести себя спокойно, не повышать голос и не бить посуду. Главное понять: помогает ли крик быть услышанным? Если нет, стоит снизить тон и эмоции.

5. Не обвинять и не манипулировать. Для этого лучше использовать «я-сообщения» вместо «ты-сообщений»: «мне неприятно», «я бы хотел», а не «ты не прав», «ты не обращаешь на меня внимания».

6. Не бояться признавать вину. В конфликте не бывает правых. И если мы хотим быть услышанными, то следует обратить внимание на себя.

7. Не обесценивать чувства и эмоции партнера. Например, говорить: «Я понимаю, тебе сейчас тяжело». Когда переживания признают — это уже диалог. Оппонент перестает их избегать, а значит, можно завершить цикл в конфликте.

«Важно помнить - в любом конфликте больно обоим»: зачем мы ругаемся и как это прекратить

Почему люди не мирятся первыми

Никто не любит чувствовать себя виноватым. После ссор всегда включается самокритика, особенно если человек действительно не прав. А бывает и такое: разругавшиеся принципиально не идут на разговор, потому что обижены. Обида — это способ пассивной агрессии. Она напоминает позицию ребенка: я недоволен, хочу топать ножкой и на ручки. Но даже во время обиды человек может чувствовать вину. Стыд бывает за детское поведение, т.к инфантильность сложно оправдать во взрослом мире, а в партнерских отношениях мы часто ведем себя как дети. Поэтому классно, если инициативу проявляют оба партнера.

И вообще, мириться значит договориться, то есть заключить соглашение между друг другом. Например, рассмотрим распределение обязанностей в паре. В любом случае один больше занимается бытовыми вопросами, другой финансовыми. То есть у кого-то всегда больше ответственности в определенной сфере. Поэтому нужно установить правила на начальном этапе отношений и распределить роли, то есть договориться.

Важно отметить, что иногда после сильного конфликта страстный секс. И этот негативный ритуал выстраивается в правило: чтобы заняться сексом нужно поругаться, то есть интим становится способом примирения и ассоциируется только с плохим.

Способы, помогающие помириться

Чтобы помириться, нужно успокоиться, потому что когда конфликт на пике, эмоции неуправляемы. Тем более когда на человека кричат, он уходит в стресс и попросту не воспринимает то, что ему говорят.

Если партнер не слышит вас во время ссоры, можно поменять тактику, стать более конструктивным. Но в первую очередь необходимо признать эмоции близкого и уважать их. Как говорил психолог Джон Готтман: «Взаимопонимание — это искренняя заинтересованность и уважение к миру друг друга». Кроме того, нужно уметь ставить себя на паузу и подумать: “Чего я хочу — устроить истерику или быть услышанным? Если второе, то что для этого нужно — повысить голос или сформулировать «Я-сообщение»?”

Еще можно записать: чем я недоволен и какой результат хочу получить. И если думать про это, а не про то, что бесит, то больше вероятности прийти к соглашению. Кроме того, с готовыми ответами некоторым проще договориться с партнером.

«Важно помнить - в любом конфликте больно обоим»: зачем мы ругаемся и как это прекратить

Важные тезисы, которые не стоит забывать

Партнер кричит не для того, чтобы накричать, а чтобы быть услышанным. И это основная задача конфликта.

Отношения — это про гибкость. Мы учимся жить с другим человеком и для этого нужно где-то менять себя.

Единственное, чего хотят партнеры в ссоре, — поскорее это закончить.

Чем меньше стресса в конфликтах, тем лучше люди друг друга слышат.

Эффективнее фокусироваться на том, что важно, и думать о результате, а не о том, как мне больно и неприятно.

Нужно работать на опровержение гипотезы. Если думаешь: он меня не любит — лучше подойти и спросить, а не проявлять агрессивные эмоции в надежде получить реакцию. Желательно вкладывать импульсивность во что-то приятное.

Важно помнить: в любом конфликте больно обоим.

Источник фото pexels.com

«Важно помнить - в любом конфликте больно обоим»: зачем мы ругаемся и как это прекратить

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации