При создании музея стояла задача подобрать подходящую обстановку для каждой из комнат. Удивительной удачей можно считать приобретение гарнитура Луи Мажореля. Этого дизайнера называют символом французского модерна. В столовой дома Курлиных сегодня стоят буфет, сервант, горка для посуды и стол со стульями, произведенные в его мастерской.
Полный комплект мебели носит название «Виноград». Его украшают изображения листьев этого благородного растения. Мебель не имеет прямых углов. Формы следуют произвольным изгибам лоз. Для этого дерево распаривали и выгибали на специальных станках. Основу из более дешевого материала покрывали шпоном ценных сортов. Искусство мебельщика состояло в том, чтобы швы и различия фактур не были заметны: взгляду постороннего изделие представлялось абсолютно цельным.
Столовый гарнитур Мажореля дополнен комплектом кофейных столиков Эмиля Галле, выполненных в стиле маркетри. Они были друзьями. Оба владели фабриками в Нанси и даже продавали свои работы в одном магазине. Эмиль Галле был тонким художником, автором натюрмортов и растительных орнаментов, а также великолепных ваз и кувшинов из цветного стекла. Мажорель научился у него реалистично передавать природу: стебли и листья, водяные лилии, насекомые стали украшать практически все его работы. Идеи Галле стали проявляться и в керамике, которую выпускала мастерская Мажореля. Но это влияние было взаимным. Галле начал изготавливать образцы собственной мебели. Изящные изделия существуют в единичных экземплярах. Это уникальная работа. Несмотря на то, что небольшая фабрика Галле была оснащена механическими машинами, отделку проводили вручную. Мебель облицовывали, украшали позолоченными накладками. Резьба и рельефная инкрустация зависела от породы дерева. Например, использовался палисандр — из-за его широкого спектра цвета, от розовато- коричневого до насыщенного кирпичного. Иногда даже шоколадного, с прожилками фиолетовых оттенков. В зрелом возрасте Галле занялся сложной техникой маркетри — мозаикой из ценных пород дерева. На входящих один под другой столиках из Музея модерна с удивительной тонкостью изображены фазы цветения чертополоха. Растение можно увидеть на гербе города Нанси. Оба они, Луи Мажорель и Эмиль Галле, стали основателями знаменитой Школы декоративного искусства, расположенной в этом местечке.
Декоратор Луи Мажорель, родившийся в 1859 году и доживший до 1926-го, был одним из самых известных мебельщиков эпохи модерна. В том, что он выбрал именно это направление, заслуга его отца, Огюста Мажореля. Переехав в 1861 году из коммуны Туль в соседний город Нанси, Огюст открыл семейную мануфактуру по производству мебели и изделий из фаянса. Луи отправили на обучение к местному живописцу Теодору Девильи. В 1877 году он переехал в Париж — совершенствовать свое мастерство. Однако после смерти отца в 1879-м Луи был вынужден прервать свое обучение, чтобы встать во главе семейного бизнеса.
В 1880-х годах у художника в собственности оказалось несколько образцов мебели в стиле Людовика XV. И он привнес элементы рококо в свои работы. Они были высоко оценены на выставке Exposition d’Art Decoratif в Нанси. В 1898 году Луи Мажорель стал известен по всей Франции, ему доверили разработать дизайн для популярного ресторана Salon du Cafe de Paris.
Начав вводить в производство стиль модерн, он расширил ассортимент услуг. Его мастера стали заниматься изготовлением чугунных ручек, перил, балконов и других кованых деталей. В 1900-м фирма построила собственный кузнечный цех. Уже на следующий год Луи Мажорель открыл магазины не только в Нанси, но и в Париже, Лионе, Лилле.
Единственный сын Луи Мажореля Жак также стал самобытным художником. К сожалению, он не продолжил дело отца. Однако Жак создал настоящее чудо — сад «Мажорель» в столице Марокко. Художник переехал в эту страну вскоре после смерти отца. Парк украшают не только экзотические растения, но вилла мастера, а также павильоны и другие строения необычной архитектуры. Многие элементы выкрашены в интенсивный синий. Этот оттенок называют цветом Мажореля, он был характерным для его живописи. Ныне в саду расположены национальные музеи Марокко. Один из них рассказывает о культуре этой североафриканской страны. В его основе — коллекция экзотических тканей Ива Сен-Лорана и картины Жака Мажореля. В конце 1980-х знаменитый кутюрье купил приходящую в упадок виллу, восстановил и ее, и сад. Ив Сен Лоран говорил, что подобранные художником цвета строений, их сочетание с оттенками растений вдохновляют на создание новых модных коллекций. В 2008 году Сен-Лоран закончил свою жизнь в этом оазисе красоты. Его прах рассеян в розарии сада Мажореля.
Эмиля Галле также называют ювелиром стекольного искусства. В его работах преобладают природные мотивы: стрекозы над утренней дымкой реки, изысканные орхидеи, утонченные лилии, хрупкие насекомые. Невероятная пластика, изящные формы, необычная палитра его изделий в 1878 году произвели фурор на всемирной выставке в Париже. Авторская техника Галле clair-de-lune — лунный свет — давала возможность делать стекло многослойным. Обработка кислотой, красителями, декорирование резьбой и объемными фигурками делали каждое произведение мастера эксклюзивным.
Страничка истории
Граф Лев Николаевич Толстой для своих современников был совестью эпохи. Не были безразличны к жизни, литературному творчеству и общественной деятельности Толстого и самарцы. Городские газеты публиковали перепечатки статей о нем из российских изданий.
Писали свои заметки о писателе и местные журналисты. «Самарская газета» систематически размещала материалы о нем, почти одновременно со столичными изданиями публиковала текст романа «Воскресение» и дала подборку суждений зарубежных критиков. А в сентябре 1900 года в ней было напечатано стихотворение местной поэтессы Елены Буланиной, посвященное этому произведению.
Такое внимание часто вызывало недовольство властей. Самарский губернатор в марте 1902 года жаловался в Главное управление по делам печати на редакцию «Самарской газеты» — дескать, имя графа Толстого мелькает на ее страницах почти ежедневно.
Культура
Культура
История
Комментарии
0 комментариев