Гарнитур Мажореля. О чем может рассказать музейная мебель

28.11.2021

7638

Автор:

Фотограф: Екатерина Елизарова

Гарнитур Мажореля. О чем может рассказать музейная мебель

В ходе реставрации Музея модерна здание наполнили новой, раритетной мебелью. Первоначальная обстановка дома Курлиных, увы, не сохранилась. Очень жаль. Ведь в эпоху модерна и экстерьер, и интерьер особняков создавались одним автором. Они были неразрывно связаны общей идеей, общими мотивами. 

При создании музея стояла задача подобрать подходящую обстановку для каждой из комнат. Удивительной удачей можно считать приобретение гарнитура Луи Мажореля. Этого дизайнера называют символом французского модерна. В столовой дома Курлиных сегодня стоят буфет, сервант, горка для посуды и стол со стульями, произведенные в его мастерской. 

Полный комплект мебели носит название «Виноград». Его украшают изображения листьев этого благородного растения. Мебель не имеет прямых углов. Формы следуют произвольным изгибам лоз. Для этого дерево распаривали и выгибали на специальных станках. Основу из более дешевого материала покрывали шпоном ценных сортов. Искусство мебельщика состояло в том, чтобы швы и различия фактур не были заметны: взгляду постороннего изделие представлялось абсолютно цельным.

Гарнитур Мажореля. О чем может рассказать музейная мебель

Чертополох из кусочков дерева

Столовый гарнитур Мажореля дополнен комплектом кофейных столиков Эмиля Галле, выполненных в стиле маркетри. Они были друзьями. Оба владели фабриками в Нанси и даже продавали свои работы в одном магазине. Эмиль Галле был тонким художником, автором натюрмортов и растительных орнаментов, а также великолепных ваз и кувшинов из цветного стекла. Мажорель научился у него реалистично передавать природу: стебли и листья, водяные лилии, насекомые стали украшать практически все его работы. Идеи Галле стали проявляться и в керамике, которую выпускала мастерская Мажореля. Но это влияние было взаимным. Галле начал изготавливать образцы собственной мебели. Изящные изделия существуют в единичных экземплярах. Это уникальная работа. Несмотря на то, что небольшая фабрика Галле была оснащена механическими машинами, отделку проводили вручную. Мебель облицовывали, украшали позолоченными накладками. Резьба и рельефная инкрустация зависела от породы дерева. Например, использовался палисандр — из-за его широкого спектра цвета, от розовато- коричневого до насыщенного кирпичного. Иногда даже шоколадного, с прожилками фиолетовых оттенков. В зрелом возрасте Галле занялся сложной техникой маркетри — мозаикой из ценных пород дерева. На входящих один под другой столиках из Музея модерна с удивительной тонкостью изображены фазы цветения чертополоха. Растение можно увидеть на гербе города Нанси. Оба они, Луи Мажорель и Эмиль Галле, стали основателями знаменитой Школы декоративного искусства, расположенной в этом местечке. 

Гарнитур Мажореля. О чем может рассказать музейная мебель

Династия мастеров

Декоратор Луи Мажорель, родившийся в 1859 году и доживший до 1926-го, был одним из самых известных мебельщиков эпохи модерна. В том, что он выбрал именно это направление, заслуга его отца, Огюста Мажореля. Переехав в 1861 году из коммуны Туль в соседний город Нанси, Огюст открыл семейную мануфактуру по производству мебели и изделий из фаянса. Луи отправили на обучение к местному живописцу Теодору Девильи. В 1877 году он переехал в Париж — совершенствовать свое мастерство. Однако после смерти отца в 1879-м Луи был вынужден прервать свое обучение, чтобы встать во главе семейного бизнеса. 

В 1880-х годах у художника в собственности оказалось несколько образцов мебели в стиле Людовика XV. И он привнес элементы рококо в свои работы. Они были высоко оценены на выставке Exposition d’Art Decoratif в Нанси. В 1898 году Луи Мажорель стал известен по всей Франции, ему доверили разработать дизайн для популярного ресторана Salon du Cafe de Paris. 

Начав вводить в производство стиль модерн, он расширил ассортимент услуг. Его мастера стали заниматься изготовлением чугунных ручек, перил, балконов и других кованых деталей. В 1900-м фирма построила собственный кузнечный цех. Уже на следующий год Луи Мажорель открыл магазины не только в Нанси, но и в Париже, Лионе, Лилле. 

Гарнитур Мажореля. О чем может рассказать музейная мебель

Сад для Ива Сен-Лорана

Единственный сын Луи Мажореля Жак также стал самобытным художником. К сожалению, он не продолжил дело отца. Однако Жак создал настоящее чудо — сад «Мажорель» в столице Марокко. Художник переехал в эту страну вскоре после смерти отца. Парк украшают не только экзотические растения, но вилла мастера, а также павильоны и другие строения необычной архитектуры. Многие элементы выкрашены в интенсивный синий. Этот оттенок называют цветом Мажореля, он был характерным для его живописи. Ныне в саду расположены национальные музеи Марокко. Один из них рассказывает о культуре этой североафриканской страны. В его основе — коллекция экзотических тканей Ива Сен-Лорана и картины Жака Мажореля. В конце 1980-х знаменитый кутюрье купил приходящую в упадок виллу, восстановил и ее, и сад. Ив Сен Лоран говорил, что подобранные художником цвета строений, их сочетание с оттенками растений вдохновляют на создание новых модных коллекций. В 2008 году Сен-Лоран закончил свою жизнь в этом оазисе красоты. Его прах рассеян в розарии сада Мажореля. 

Гарнитур Мажореля. О чем может рассказать музейная мебель

Эмиля Галле также называют ювелиром стекольного искусства. В его работах преобладают природные мотивы: стрекозы над утренней дымкой реки, изысканные орхидеи, утонченные лилии, хрупкие насекомые. Невероятная пластика, изящные формы, необычная палитра его изделий в 1878 году произвели фурор на всемирной выставке в Париже. Авторская техника Галле clair-de-lune — лунный свет — давала возможность делать стекло многослойным. Обработка кислотой, красителями, декорирование резьбой и объемными фигурками делали каждое произведение мастера эксклюзивным. 

Страничка истории

Граф Лев Николаевич Толстой для своих современников был совестью эпохи. Не были безразличны к жизни, литературному творчеству и общественной деятельности Толстого и самарцы. Городские газеты публиковали перепечатки статей о нем из российских изданий.

Писали свои заметки о писателе и местные журналисты. «Самарская газета» систематически размещала материалы о нем, почти одновременно со столичными изданиями публиковала текст романа «Воскресение» и дала подборку суждений зарубежных критиков. А в сентябре 1900 года в ней было напечатано стихотворение местной поэтессы Елены Буланиной, посвященное этому произведению.

Такое внимание часто вызывало недовольство властей. Самарский губернатор в марте 1902 года жаловался в Главное управление по делам печати на редакцию «Самарской газеты» — дескать, имя графа Толстого мелькает на ее страницах почти ежедневно.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

История

История издания в цифрах и фактах. «Самарская газета» отмечает юбилей

Печатный долгожитель работает для читателей уже 140 лет

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации