«Металл как графика в воздухе»: скульптор Антонина Фатхуллина про любовь к сварке и реакцию горожан на арт-объекты

05.11.2021

3886

Автор:

«Металл как графика в воздухе»: скульптор Антонина Фатхуллина про любовь к сварке и реакцию горожан на арт-объекты

В сквере на 4-й очереди набережной в сентябре этого года в рамках фестиваля Samara Ground Art Festival 2021 установили скульптуру «Дыхание». Автор — питерская художница Антонина Фатхуллина. Ее работа вдохновлена портретом юной Нефертити. Смотреть на скульптуру можно под разными углами, в зависимости от этого образ будет менять настроение. Поговорили с автором о том, как скульптура меняет пространство, почему некоторые работы «не приживаются», а также каково быть художником в наше время.

«Ее нужно трогать»

Мои опыты со скульптурой начались еще в детском саду, потому я поступила в художественную школу. Никакой интриги. Мама говорила, что я лепила из глины, когда была совсем маленькая, но я не помню этого времени. Родители давали мне не пластилин, а именно глину. У меня в этом плане всегда были успехи. 

По окончании института влияние на меня оказали древние произведения, хотя полезно узнавать, что происходит и сейчас. Мне очень понравилась выставка Энтони Гормли (один из известнейших современных британских скульпторов-монументалистов, автор 20-метрового Ангела Севера, 30-метрового Квантового облака, — прим. ред.) в Эрмитаже. У него были работы из квадратов. Когда видишь произведения вживую, то они производят яркое впечатление. Скульптуру довольно сложно сфотографировать так, чтобы передать ощущение. Ее нужно трогать. 

Мне нравится «Материя времени» художника Ричарда Серра (композиция из стали в виде восьми монументальных скульптур считается знаковой в творчестве автора, — прим. ред.). Когда оказываешься внутри этих композиций, то получаешь совсем другие впечатления, не такие, как при просмотре видео или фото. Это потрясающе.

«Металл как графика в воздухе»: скульптор Антонина Фатхуллина про любовь к сварке и реакцию горожан на арт-объекты

«Ржавчина по-своему интересна»

У меня большая любовь к металлу и сварке. Изготовление классических скульптур — дорогостоящее и длительное мероприятие. Мне кажется, что заниматься этим очень сложно — никто не будет столько ждать и столько платить. Из металла можно сделать быстро что-то большое, что будет соответствовать времени и бюджету.  Он смотрится как рисунок, как графика в воздухе. Это моя техника.

За металлом нужно ухаживать, но ржавчина по-своему интересна. В Европе ставят скульптуры из него, которые ничем не покрыты, и все думают, что это нормально. Даже есть такой специальный материал — кортен, он сразу становится ярко-рыжим. В России и в Китае к такому не привыкли. Здесь ржавчину всегда хотят закрасить. 

Свои скульптуры я дополняю камнями, чаще всего морскими. Пробовала вырезать из камня, но это трудная работа, болят ноги, руки, спина, ты ешь камень, он в ушах, везде. Его объем уменьшается, и ты начинаешь напрягаться из-за того, что сейчас срежешь лишнее. Для меня это невероятное напряжение. Легче разместить камни на металле. 

«Металл как графика в воздухе»: скульптор Антонина Фатхуллина про любовь к сварке и реакцию горожан на арт-объекты
«Металл как графика в воздухе»: скульптор Антонина Фатхуллина про любовь к сварке и реакцию горожан на арт-объекты

«Реакция может быть непредсказуемой»

Часто скульптура — это что-то тяжеловесное. Мне не нравится это свойство. У нас в России это больше монументы — Ленин, люди, породившие и защищавшие Русь. Классические скульптуры относительно интересны, чаще всего это фигуры, которые стоят и показывают светлое будущее. 

Скульптура — именно как дизайн, а не памятник — встречается у нас, но очень редко. В Европе такого намного больше. Поэтому до начала 2020 года я часто ездила за границу, там очень приветствуют художников, устраивают симпозиумы, быстро устанавливают скульптуры. Согласование в русском городе — всегда что-то «невероятное». И реакция публики тоже может быть непредсказуемой. Мне кажется, что в других странах население не такое напряженное, у нас все на стрессе и поэтому более агрессивные. 

О негативной реакции ты узнаешь сразу. Когда людям что-то нравится, они могут молча сфотографировать и уйти. Во время установки кто-то может с матом налететь, бывает, наоборот, люди признаются, что им нравится. При этом реакция не зависит от возраста. За отзывами я слежу, если это не очень травматично.

«Металл как графика в воздухе»: скульптор Антонина Фатхуллина про любовь к сварке и реакцию горожан на арт-объекты
«Металл как графика в воздухе»: скульптор Антонина Фатхуллина про любовь к сварке и реакцию горожан на арт-объекты

«Понятные образы выбирают чиновники»

Чтобы скульптура была нескучной, нужно ее установить в правильном месте, там, где находятся люди. Вообще, в наших городах часто можно встретить два типа объектов: что-то мемориальное, связанное с умершими людьми или историей, или что-то веселое, например, героев из литературных произведений. С эстетической точки зрения работы бывают спорные. Представьте «памятник семье», где все люди выполнены из бронзы, при этом они улыбаются. Это выглядит жутко. 

Понятные образы выбирают в основном чиновники. Люди, которые хоть немного разбираются в искусстве, в ужасе от этого. В конкурсной комиссии по разработке скульптур должны быть художники и искусствоведы. К их мнению необходимо прислушиваться. С другой стороны, даже в Испании есть странные и нелепые работы, которые создают люди, далекие от искусства. Они вызывают не меньший интерес из-за своего забавного вида. 

«Металл как графика в воздухе»: скульптор Антонина Фатхуллина про любовь к сварке и реакцию горожан на арт-объекты

«Я припарковалась своей скульптурой»

Для Самары я выбрала готовую скульптуру в форме лица. Оно немного мемориальное и грустное. То, как она будет восприниматься, зависит от места. Есть хорошая скульптура в неудачном месте, ее просто не видно. Есть простая, но в удачном — она играет новыми красками, ее любят.

Иногда арт-объекты возникают в специфических местах. Так случилось с моей скульптурой «Поцелуй» в Санкт-Петербурге, которую часто ломали. Ее установили, чтобы облагородить улицу возле Финляндского вокзала. На этом и закончили, рядом не появилось ни скамеек, ни фонарей. Так как на скульптуре можно сидеть, она стала единственной скамейкой среди парковки. Автомобили уже ни один раз ее задевали. Такое чувство, что я припарковалась своей скульптурой, просто заняла чье-то место. Плюс ко всему, так как рядом находится несколько «наливаек», все идут выпивать именно к арт-объекту. Местные жители очень недовольны такому соседству, с другой стороны, они рады, что искусство стало ближе. 

«Металл как графика в воздухе»: скульптор Антонина Фатхуллина про любовь к сварке и реакцию горожан на арт-объекты
«Металл как графика в воздухе»: скульптор Антонина Фатхуллина про любовь к сварке и реакцию горожан на арт-объекты

«Появилась новая волна»

В Советском Союзе профессия скульптора была престижной, в нее шли в основном мужчины. Они жили очень хорошо, так как монументальное производство не прекращалось. Работы требовались во всех населенных пунктах, зарплаты были достойные, а конкурс составлял 20 человек на место. Была битва. Но затем скульптурный комбинат схлопнулся. Думаю, поэтому женщин-скульпторов стало больше, этим нельзя заработать много денег, если честно. 

Сейчас людей больше интересует графический дизайн, все хотят сидеть за компьютером, получать деньги и не делать ничего руками. Волна компьютеризации захватила не только сферу искусства. Никто не хочет быть токарем или слесарем. Хоть это не одно и тоже, но очень мало людей остается также в профессии скульптора.

Однако появилась новая волна — многие художники стали заниматься скульптурой, помимо своего основного направления. Происходит смешение жанров, например, живопись совмещают с работой над объемными объектами. В целом за последние годы инсталляция стала более популярной.

Также востребованными являются ландшафтные скульптуры для частных домов. Это не предмет первой необходимости. Здесь имеет значение вкус заказчика. Обеспеченные люди иногда ограничиваются тем, что покупают дорогие машины и участки. Если у них доходят руки до искусства, то многие предпочитают что-то понятное — Венеру или Нептуна. К счастью, есть люди, которые интересуются современными течениями и тем, что происходит в мире.

Источник фото: instagram.com/antoninafatkhullina

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Город

Как обработать загородный участок от клещей

Избавляемся от переносчиков опасных заболеваний

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации