Сама не виновата: что делать, если вы столкнулись с сексуализированным насилием

04.11.2021

1729

Автор:

Сама не виновата: что делать, если вы столкнулись с сексуализированным насилием

Согласно данным ВОЗ, примерно каждая третья женщина в мире на протяжении своей жизни подвергается физическому и/или сексуализированному насилию. К счастью, в России с 1994 года работает Центр «Сестры» – благотворительная организация, оказывающая бесплатную и анонимную помощь пережившим сексуализированное насилие и их близким. Мы поговорили с сотрудницами Центра Екатериной Юрьевой и Натальей Тимофеевой о том, что делать, если вы столкнулись с насилием, почему пострадавшие не обращаются в полицию и как специалисты помогают людям из регионов.

Что делать, если я подверглась сексуализированному насилию 

В первую очередь добраться до безопасного места. Далее можно обратиться в полицию. Обращение сразу после произошедшего повышает шансы привлечь насильника к ответственности. Но помните, что вы не обязаны делать это, если не хотите. Перед обращением в полицию мы рекомендуем заручиться поддержкой кого-то, кому вы доверяете. Прохождение следственных мероприятий — это стресс, который может стать травматичным опытом, и хорошо, если рядом будет кто-то, кто сможет вас поддержать.

Для подачи заявления вы можете обратиться в следственный комитет, прийти в отделение полиции или вызвать ее туда, где вы сейчас находитесь. До прохождения медицинского освидетельствования постарайтесь не принимать душ — на теле могут остаться улики, которые в дальнейшем помогут доказать вину преступника. Одежду и другие вещественные доказательства у вас могут изъять, так что лучше взять с собой то, во что можно будет переодеться.

Посмотреть образец заявления и более конкретные рекомендации по взаимодействию с полицией  можно в памятке наших коллег — Кризисного центра ИНГО.

Мы также рекомендуем обратиться к врачу. Даже если видимых травм нет или насильник использовал презерватив, желательно все равно сдать анализы на ЗППП. Также можно использовать экстренную контрацепцию и АРВТ. 

Вы можете рассказать о произошедшем близким, которым доверяете. Здорово, если рядом есть люди, которые могут поддержать вас и помогут сориентироваться. Но это тоже необязательный шаг. Иногда безопаснее не рассказывать об этом друзьям или членам семьи, если вы думаете, что ваши близкие могут обвинить вас в произошедшем или давить по поводу дальнейших действий.

Также обратиться за помощью можно в благотворительные организации:

  • Центр «Сестры» — за психологической поддержкой и информацией;
  • Проект «Тебе поверят», если вам еще нет 20 лет;
  • Центр «Анна», Центр ИНГО, Насилию.нет в случае, если насилие произошло внутри семьи;
  • В Консорциум женских неправительственных объединений за юридической помощью.
Сама не виновата: что делать, если вы столкнулись с сексуализированным насилием

Почему пострадавшие не обращаются в полицию

Большинство переживших сексуализированное насилие не заявляют о случившемся. Важно понимать, что пострадавшие и не обязаны этого делать. Они не ответственны за профилактику таких преступлений и наказание преступников. У них не всегда есть силы и ресурсы для следственных разбирательств. Восстановление после насилия не связано напрямую с обращением в полицию и наказанием преступника. Пострадавшие вправе заботиться о себе и своей безопасности и могут выбрать сосредоточиться на этом. 

Причин отказа идти в полицию может быть несколько. Наша правоохранительная система предоставляет бесплатного адвоката только обвиняемой стороне. Если у пострадавшей нет денег на юриста, шансы, что сотрудники полиции будут работать корректно, гораздо ниже. К тому же подавшей заявление придется не раз вспоминать произошедшее. Она может столкнуться с недоверием или усмешками правоохранительных органов. Сотрудники полиции также могут предполагать, что это дело снизит показатели раскрываемости, например, если доказательств недостаточно или их сбор слишком трудоемкий. 

Нередко пережившие насилие стремятся забыть о случившемся или боятся, что об этом могут узнать окружающие. Следствие и судебный процесс могут занять год или даже больше, и во время разбирательств о произошедшем может стать известно родственникам, соседям и коллегам. 

Отношение к насилию в культуре и обществе тоже влияет на количество обращений в полицию. Окружение или сам агрессор внушают пострадавшей стыд за действия насильника, убеждают, что она «сама виновата», позиционируют насилие как норму. Из-за этого пережившие насилие могут не считать пережитое преступлением, хотя испытывают физические и психологические последствия. Также сложнее обратиться в полицию, если автор насилия преподаватель или начальник, ведь с его стороны могут идти угрозы. 

Еще одной из причин может быть психическое состояние.  После насилия не всегда есть осознание случившегося, а в шоковом состоянии сложно быстро принимать решения. По нашим наблюдениям, пострадавшие чаще всего обращаются в полицию либо «на автомате» сразу же, либо сильно позже, когда было время все обдумать и получить поддержку от близких. 

Сама не виновата: что делать, если вы столкнулись с сексуализированным насилием

Мифы о сексуализированном насилии

Большинство из мифов хорошо иллюстрируют такое явление, как виктимблейминг — перенос ответственности за совершенное насилие на пострадавшую. Это индикатор того, насколько насилие одобряется в культуре.

Насилие совершают только в отношении молодых  привлекательных женщин, которые «не так» одеты

Часто авторы насилия выбирают своей целью людей, которых считают беззащитными – это могут быть дети, подростки и взрослые люди в уязвимом состоянии. Внешность обычно не имеет значения. Агрессор принимает решение напасть и выбирает обстоятельства. Он может счесть «провоцирующим» абсолютно что угодно, это не оправдание. Быть уязвимой, ходить по улице, пить алкоголь, носить одежду – это не преступление. Насилие – это преступление.

Насильник так сильно хотел секса, что не мог сдержаться

Сексуализированное насилие – это не про секс. Основная мотивация агрессора – чувство власти над другим. Именно поэтому такое насилие все чаще не называют «сексуальным». В русском языке прилагательное «сексуальный» синонимично слову «привлекательный». Говоря «сексуализированный», мы смещаем акцент на слово насилие, подчеркивая, что эти действия никак не связаны с сексом и сексуальностью. 

Насильник – это незнакомец с подозрительной внешностью и явно настораживающим поведением 

В 65 % случаев изнасилование происходит в компании знакомых людей, которым доверяла пострадавшая. Часто это родственники или друзья семьи. 

Не бывает изнасилования в отношениях и браке

Согласие на брак не равно согласию на секс. Люди в отношениях имеют точно такое же право отказаться от секса, если не хотят его. Законом никак не ограничено, кто может быть пострадавшей стороной. 

Дети обычно врут о насилии

Большинство пострадавших от сексуализированного насилия — несовершеннолетние. К сожалению, ребенку часто не верят, когда он рассказывает о произошедшем. Еще чаще дети не говорят об этом, потому что не понимают, что именно с ними случилось. Но они чувствуют вину и боятся, что им не поверят или наругают. Важно, чтобы у ребенка была поддержка и надежный взрослый рядом. В случае психологических или психических трудностей лучше всего обратиться к психологу или психиатру, специализирующемуся на этой теме, например, в наш Центр.

Сейчас ужасно много ложных обвинений в изнасиловании, а людей сажают по одному заявлению

По статистике среди обвинений в изнасиловании ложных крайне мало, к тому же требуется много доказательств, чтобы привлечь обвиняемого к ответственности. У людей, которые действительно не совершали противоправных действий, достаточно инструментов защиты. 

В случае, если уголовное дело было возбуждено, но в процессе расследования выяснилось, что сообщение об изнасиловании было ложным, ложно обвиняющая сторона наказывается штрафом в размере до пяти миллионов рублей или обязательными работами на срок до 480 часов (согласно 128.1 УК РФ). 

Одного заявления, чтобы человек сел, недостаточно. Дела о сексуализированном насилии длятся месяцами, иногда годами. Пострадавшую многократно переспрашивают обо всех подробностях преступления, часто вдаваясь в детали, не имеющие отношения к делу: был ли у нее секс до этого, почему она не кричала и так далее. В дополнение к этому она проходит медосмотр, сбор вещественных доказательств и поиск свидетелей. Все это ведет к повторной травматизации.

Со всеми это случается, в этом нет ничего особенного

Насилие действительно очень распространено, но это проблема, а не норма. Это травматичный опыт, и каждый пострадавший человек имеет право на поддержку и сочувствие.

Он же мужчина / он же выпил, чего ты ожидала? 

Такие заявления нормализуют насилие и поддерживают преступников. Ни пол, ни употребление алкоголя не является оправданием насилию. Если человек склонен совершать насилие, когда выпьет, ему нельзя пить. Это нормально — доверять людям и не ждать изнасилования от каждого встречного мужчины. 

Мужчины не подвергаются сексуализированному насилию

К нам обращаются и мужчины. Чаще всего они пострадали от сексуализированного насилия в детстве. Агрессором обычно выступают старшие родственники, друзья семьи, учителя и другие люди, имеющие власть над ребенком и злоупотребляющие его доверием. 

Этот миф осложняет обращение за помощью. По нашему опыту, обратившиеся в Центр мужчины реже решаются на продолжение работы с психологом или другим специалистом, предпочитая получать поддержку по анонимным каналам (кризисная почта, телефон доверия). 

К нам также обращаются близкие переживших насилие. Некоторые из них — это мужчины, которые хотят понять, как лучше поддержать своих подруг или партнерш после произошедшего, или получить поддержку для себя самого. Насилие — это травматический опыт не только для самих пострадавших, но и для их близких.

Сама не виновата: что делать, если вы столкнулись с сексуализированным насилием

Почему СМИ так мало уделяют внимания такой глобальной проблеме

Возможно, из-за того, что тема сексуализированного насилия в целом табуирована. Долгое время было неприемлемо обсуждать ее даже в личных разговорах. Сейчас на темы гендерного насилия в СМИ пишут чаще — за это можно сказать спасибо флешмобам #MeToo и #ЯНеБоюсьСказать, а также ежедневному труду активисток и правозащитниц.

Также есть ощущение, что эта тема воспринимается как неактуальная, особенно редакторами-мужчинами. Недавно у нас просили комментарий по поводу повышения частоты случаев изнасилований в Москве, но в итоге материал свернули, потому что за пару дней тема якобы «потеряла актуальность». 

Как минимизировать сексуализированное насилие

Насилие чаще совершают там, где оно нормализовано. Важно обращать внимание на то, как мы общаемся с людьми, какие мифы о насилии мы транслируем в разговорах с детьми, в обсуждении новостей с коллегами. Развитие культуры согласия, публичное осуждение действий насильников и поддержка пострадавших могут способствовать формированию более здорового общества, где нет места насилию. 

Одним из рабочих способов профилактики насилия является сексуальное просвещение в школах и дома. Многие подростки не понимают, что происходит, когда сталкиваются с сексуальными отношениями, ведь с ними не говорили про это. Сексуальные действия, не учитывающие потребности другого человека, отсутствие активного согласия или  желания действовать по-другому, приводят не к сексу, а к насилию. После эти установки перетекают во взрослую жизнь и начинают восприниматься нормой. Поэтому одни привыкают неосознанно причинять боль и вред, а другие терпеть их и тяжело переживать последствия.

Сама не виновата: что делать, если вы столкнулись с сексуализированным насилием

Как обратиться в Центр «Сестры»

У нас есть несколько проектов помощи пострадавшим от сексуализированного насилия и их близким, и все они доступны людям не только из Москвы, но и из разных регионов. 

  • Московский телефон доверия 8-499-901-02-01. В России с 2019 года отменили роуминг, поэтому у большинства операторов звонки до нас оплачиваются по обычному тарифу.
  • Кризисная электронная почта для тех, кто предпочитает письменный формат. 
  • Психологические консультации. Они доступны не только очно в Москве, но и онлайн в любой точке мира.
  • Группы поддержки для пострадавших, которые тоже проводятся онлайн. 

Просветительские проекты мы по возможности проводим онлайн, особенно сейчас, в период пандемии. Мы также сотрудничаем с региональными НКО, наши психологи часто проводят тренинги для специалистов помогающих профессий из разных уголков страны. 

Часто ли к такой помощи прибегают люди из регионов 

У нас нет точной статистики насчет частоты обращений людей из регионов, так как к нам обращаются анонимно. При желании люди могут сказать, как их зовут и в каком городе они живут, но чаще всего это не нужно. Исключением служат случаи, если требуется сопровождение нашего психолога во время следственных действий. 

Скорее всего, из регионов к нам обращаются не реже, чем из Москвы и Московской области. Культура изнасилования распространена по всей России. Мы предполагаем, что в местах с «традиционными» установками насилие в отношении женщин встречается чаще, так как оно более нормализовано.

Фото: pexels.com

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации