Талантлив во всем. Архитектор и педагог-новатор. Часть последняя

31.10.2021

3891

Автор:

Талантлив во всем. Архитектор и педагог-новатор. Часть последняя

11 октября исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Зеленко. Эта личность поражает своим масштабом. Разносторонне образованный человек, знакомый с лучшими достижениями зарубежной культуры, среди самарцев он может сравниться разве что с Константином Головкиным. Купец-художник мечтал о Доме наук и искусств, архитектор — о Дворце для ребенка. И если воплощению в жизнь идеи Головкина помешала революция, то почти все педагогические замыслы Зеленко в советское время осуществились. Кроме того, ему удалось построить в Москве прообраз Дворцов пионеров — дом общества «Сетлемент». К сожалению, в столице имя Зеленко отодвинуто на задний план из-за обилия более известных коллег. В ходе юбилейной выставки, которая открылась 14 октября, Музей модерна постарался восстановить историческую справедливость. Это финальная часть материала. С первой можно ознакомиться тут , а с второй – здесь.

Творчество бывших рабов

К удивлению, тех, кто пришел на открытие выставки, в Музее модерна звучали спиричуэлс — духовные песни афроамериканцев. Все три раза, когда архитектор посещал США, культура этой части населения была в центре его внимания. Он понимал, насколько трудным стал путь бывших рабов к равенству с белыми. И насколько ценно уходящее в прошлое этнографическое творчество темнокожих американцев. Будучи одаренным музыкантом, прекрасным виолончелистом, Александр Устинович записывал услышанные в негритянских кварталах мелодии, а затем аранжировал их. На открытии выставки его произведения исполнили самарские артисты Марианна Новикова (фортепиано) и Вадим Зубков (баритон). Они отмечают: архитектор блестяще справился с композиторской работой, написав партии для голоса и различных инструментов. 

В архиве Зеленко музейщики нашли список негритянских песен, их ноты, зарисовки белых и афроамериканских кварталов. Есть и подборка газетных статей типа «Оправдание участников линчевания негров в США». Зеленко с интересом изучал деятельность Букера Вашингтона. Этот выдающийся борец за просвещение афроамериканцев, политик, писатель, когда-то сам был рожден на плантации. В портфеле архитектора есть фотография Вашингтона с единомышленниками, сделанная на пороге библиотеки Конгресса. Все это — материалы к рукописи Зеленко «Черная Америка». К сожалению, она так и не была издана. 

Талантлив во всем. Архитектор и педагог-новатор. Часть последняя

Встречи в японском домике

Находясь в США, Зеленко встречался со многими интересными людьми — политиками, писателями, музыкантами. В 1920-е годы он выстроил в Сакраменто, на участке, принадлежавшем его заказчикам — богатым русским эмигрантам, небольшой домик в японском стиле для себя и супруги. Архитектор тщательно проработал не только фасад, но и интерьер. Здесь он принимал самого Сергея Рахманинова. Фотография Анны и Александра Зеленко в интерьерах их американского дома рядом с композитором является украшением выставки. Неугомонный архитектор также встречался с Сетоном-Томпсоном. Этот художник-анималист, общественный деятель стал одним из основателей движения скаутов. Александр Устинович приезжал к нему, чтобы узнать больше о деятельности молодежной организации. Зеленко изучал устройство американских больниц, школ, вникал в экономические и производственные вопросы. Все это пригодится архитектору, когда его позовут на родину, чтобы участвовать в строительстве новых социалистических городов. 

Талантлив во всем. Архитектор и педагог-новатор. Часть последняя

Строитель будущего

Имевший заказы и собственный дом в США, Зеленко с радостью оставит все и примет заманчивое предложение. Он напишет книги о том, какими должны быть новая архитектура, устройство быта, о работе предприятий в Северной Америке. В России время частных архитектурных заказов уже прошло. И Зеленко вольется в группу проектантов Магнитогорска и Сталинграда. 

Особенно его вдохновляли общественные пространства. Он разделял идею об освобождении женщин от домашнего быта, на пике которой, например, в нашем городе появилась Фабрика-кухня. Работая в системе Наркомпроса, архитектор сформулировал строительные стандарты для школ и детских садов, проработав требования к вентиляции, инсоляции, прилегающей территории.

Думал Зеленко и о здравоохранении. Он предложил советскому обществу все свои знания по организации американской медицины. В 75 лет защитил диссертацию на тему больничного строительства, создав не только проекты зданий, но и сделав чертежи удобной, эргономичной мебели для них. 

Настоящее богатство выставки составили легкие, светоносные акварели Зеленко, эскизы театральных декораций, многочисленные зарисовки быта народов, с которыми встречался заядлый путешественник. А также фотографии — личные, семейные, сделанные во время поездок по Японии, США и СССР — Алтаю, Узбекистану, Крыму. Нужно выразить огромную признательность семье москвичей Воронцовых, родственников второй жены Зеленко, Анны Михайловны, за то, что они бережно сохранили архив этого удивительного человека. Он позволил нам представить весь масштаб его незаурядной личности. 

Талантлив во всем. Архитектор и педагог-новатор. Часть последняя
Из книги А.У. Зеленко «Современная Америка. Очерки по организации и управлению предприятиями Северной Америки»:

«Форд… новый богатырь Еруслан двадцатого века, отказавшийся от старых семимильных сапог, он готов к услугам фермера, рабочего, огородника, он к радости всех детей бедняков. Форд подарил автомобиль демократии. Этот автомобиль так и называют «Фордом». На «Форде» зазорно ездить человеку из порядочного общества. «Вам не совестно будет ехать со мной на «Форде»?» — спросил меня один профессор Гарвардского университета. Городские американские дамы предпочитают ездить на трамвае, чем на собственном «Форде». «Форд» до войны стоил 550 долларов, деньги можно было платить в рассрочку. Самый захудалый фермер, переселенец из России, в средних и западных штатах стал стыдиться ездить на лошадке, и теперь он за рулем «Форда».

Зеленко сотрудничал с Николаем Ладовским, лидером нового направления в архитектуре — рационализма. Вместе они разрабатывали концепцию «линейного города». Сторонники этого направления полагали, что такой подход может стать активным средством децентрализации населения. К тому же «линейный город» казался надежной гарантией сохранения лесов и полей, реальной возможностью приблизить человека к природе.

Страничка истории

Граф Лев Николаевич Толстой для своих современников был совестью эпохи. Не были безразличны к жизни, литературному творчеству и общественной деятельности Толстого и самарцы. Городские газеты публиковали перепечатки статей о нем из российских изданий.

Писали свои заметки о писателе и местные журналисты. «Самарская газета» систематически размещала материалы о нем, почти одновременно со столичными изданиями публиковала текст романа «Воскресение» и дала подборку суждений зарубежных критиков. А в сентябре 1900 года в ней было напечатано стихотворение местной поэтессы Елены Буланиной, посвященное этому произведению.

Такое внимание часто вызывало недовольство властей. Самарский губернатор в марте 1902 года жаловался в Главное управление по делам печати на редакцию «Самарской газеты» — дескать, имя графа Толстого мелькает на ее страницах почти ежедневно.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть последняя

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации