Талантлив во всем. Создатель Дома Курлиной был не только архитектором, но и педагогом-новатором

17.10.2021

1117

Автор:

Талантлив во всем. Создатель Дома Курлиной был не только архитектором, но и педагогом-новатором

11 октября исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Зеленко. Эта личность поражает своим масштабом. Разносторонне образованный человек, знакомый с лучшими достижениями зарубежной культуры, среди самарцев он может сравниться разве что с Константином Головкиным. Купец-художник мечтал о Доме наук и искусств, архитектор — о Дворце для ребенка. И если воплощению в жизнь идеи Головкина помешала революция, то почти все педагогические замыслы Зеленко в советское время осуществились. Кроме того, ему удалось построить в Москве прообраз Дворцов пионеров — дом общества «Сетлемент». К сожалению, в столице имя Зеленко отодвинуто на задний план из-за обилия более известных коллег. В ходе юбилейной выставки, которая откроется 14 октября, Музей модерна постарается восстановить историческую справедливость.  

Талантлив во всем. Создатель Дома Курлиной был не только архитектором, но и педагогом-новатором

Все начиналось в Самаре

Специалисты Музея модерна под руководством старшего научного сотрудника Елены Жидковой провели большую работу по поиску родственников Александра Зеленко. Потомки архитектора передали им семейные альбомы и архивы. В результате биография этого удивительного человека стала обрастать новыми фактами. И самарский период занимает в ней достойное место.   

В официальной биографии Зеленко только констатация фактов: был успешным архитектором, затем решил посвятить свою жизнь педагогике. Почему так произошло? Оказывается, ответ можно найти именно в Самаре. Александр Устинович провел в нашем городе лишь несколько лет. Он уехал в столицу, когда ему не было и 30-ти. Однако, из 27 архитектурных проектов, созданных им за всю жизнь, десять Зеленко осуществил в Самаре. Помимо широко известных шедевров стиля модерн — особняка Курлиных и собственного дома, в котором ныне располагается отделение Союза журналистов, он возводил торговый дом Пермяковой и сыновей, земскую управу, два моста через реку Самару — в нашем городе и Бузулуке, занимался перестройкой здания банка на углу нынешних улиц Куйбышева и Пионерской. Еще одним важным для города проектом стало коммерческое училище, сданное в эксплуатацию в 1905 году. Строительством руководил гражданский инженер Федор Черноморченко. Но попечители этого учебного заведения, среди которых был Александр Курлин, поручили спроектировать здание именно Зеленко. Александр Устинович уже имел подобный опыт. В 1902-м он делал чертежи училища Московского общества распространения коммерческого образования, которое стало впоследствии знаменитым Плехановским университетом. Нужны были не только лекционные аудитории, но и лаборатории, мастерские. Молодому архитектору пришлось продумывать здание под только что появившееся в России коммерческое обучение. То есть Зеленко начал погружаться в мир образования уже в начале 1900-х годов.

Женщина передовых взглядов

В 1898 году архитектор женился в Самаре на молодой вдове Нине Шлегер. Она поддерживала связи с семьей первого мужа — кланом предпринимателей немецкого происхождения Кеницеров-Шлегеров. Ее золовка Луиза Шлегер — подвижник дошкольного образования и опытный педагог — оказала большое влияние на Зеленко. В 1882-1903 годах женщина работала учительницей начальных классов, домашней воспитательницей, затем — в приютах Московского общества попечения о бедных и больных детях. У Луизы Шлегер были передовые взгляды. Она выступала за право женщины работать и, следовательно, за организацию детских садов и яслей. 

На страницах «СГ» мы уже писали о неудавшемся семейном счастье Александра Зеленко и Нины Шлегер — слишком уж сильными и независимыми натурами были муж и жена. В 1900 году архитектор после ссоры с любимой в расстроенных чувствах покидает наш город и едет в Москву. Однако не раз потом возвращается в Самару, чтобы принять участие в строительстве заказанных ему зданий. Видимо, в один из приездов мирится с супругой и забирает ее вместе с детьми в столицу. Несмотря на то, что он прекрасно ладит со своими пасынками, семейная жизнь не клеится. И в 1903 году Зеленко вновь замыслил бегство от проблем: он решил совершить кругосветное путешествие. 

Талантлив во всем. Создатель Дома Курлиной был не только архитектором, но и педагогом-новатором
Талантлив во всем. Создатель Дома Курлиной был не только архитектором, но и педагогом-новатором

Американский «Сеттльмент»

В 1903 — 1904 годах Зеленко побывал в Великобритании, Индии, Австралии и США. В Америке его поражает новая тенденция в воспитании — детские клубы «Сеттльмент». Их создавали, чтобы помочь ребятам из бедных семей. В таких клубах были ясли, детские сады, библиотеки, читальни, гимнастические залы, купальни, души, дешевые спальни, столовые, мастерские. Действовала летняя колония для отдыха. Первый такой клуб был основан в Нью-Йорке в 1887 году. Архитектор загорелся желанием перенести все это на российскую почву.  

Вернувшись на родину, Зеленко встретил талантливого студента Станислава Шацкого и привел его к Луизе Шлегер. Так собирался кружок педагогов-единомышленников. В 1905 году они организовали первый летний лагерь-коммуну для детей рабочих. Он находился в Щелкове. Имея связи с просвещенными и богатыми людьми, Зеленко увлекает некоторых из них своей идеей. Начинает собирать деньги на детский дворец. Сохранились ведомости взносов на проект. Среди жертвователей есть и самарские фамилии, например, купцы Пермяков и Щетинкин. 

И в 1906-1907 годах Зеленко строит в Вадковском переулке детский клуб общества «Сеттльмент» или, в русской транскрипции, «Сетлемент». Это прекрасное здание выполнено в редком для Москвы романтическом стиле северного модерна. Одним из первых в мире Зеленко использовал прием «обитаемая скульптура». Критики сравнивают сооружение с работами Гауди и Хундертвассера. Оно до сих пор украшает центр столицы. 

А тогда это была окраина. «Сетлемент» совмещал функции детского сада для детей рабочих, начальной школы и ремесленного училища. Лицензия на образовательную деятельность была оформлена на «А. У. Зеленко, архитектора». Детским садом заведовала Луиза Шлегер. Остальные педагоги занимались клубами. Ученики были организованы в группы по 12 человек. Занимались мальчики и девочки раздельно. В здании одновременно обучалось до 200 детей. Педагоги вели образовательный процесс в соответствии с передовыми взглядами. Было введено даже ученическое самоуправление. Именно в этом Охранное отделение усмотрело пропаганду вредных социалистических идей. Его сотрудники произвели обыск и закрыли заведение. А Зеленко и Шацкий были арестованы.  

Продолжение следует

«Александр Устинович был деятелем широкого практического размаха, обладал умением обрастать людьми, увлекать их передовыми педагогическими идеями и вовлекать в педагогические дела».

Александр Родин, историк-москвовед

В новом здании клуба «Сетлемент» размещались «Дневной приют для приходящих детей Сущевского попечительства о бедных», детский сад, «Частное учебное заведение III разряда для лиц обоего пола Л. К. Шлегер», кабинет врачебной помощи, «Ремесленные курсы, разрешенные на имя архитектора А. У. Зеленко», клубы для подростков. Здесь были учебные классы, мастерские, библиотека, обширный кинозал, театр и народная обсерватория под руководством С. Т. Шацкого, кружок фотографии, хор.

Талантлив во всем. Создатель Дома Курлиной был не только архитектором, но и педагогом-новатором

Читайте также:

Проекты

Наталия Егоршина — нонконформистка из Самары

Одна из самых талантливых и незаурядных

Проекты

Талантлив во всем. Архитектор и педагог-новатор. Часть 2

Продолжаем рассказывать об Александре Зеленко

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации