Талантлив во всем. Архитектор и педагог-новатор. Часть 2

24.10.2021

1046

Автор:

Талантлив во всем. Архитектор и педагог-новатор. Часть 2

11 октября исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Зеленко. Эта личность поражает своим масштабом. Разносторонне образованный человек, знакомый с лучшими достижениями зарубежной культуры, среди самарцев он может сравниться разве что с Константином Головкиным. Купец-художник мечтал о Доме наук и искусств, архитектор — о Дворце для ребенка. И если воплощению в жизнь идеи Головкина помешала революция, то почти все педагогические замыслы Зеленко в советское время осуществились. Кроме того, ему удалось построить в Москве прообраз Дворцов пионеров — дом общества «Сеттльмент». К сожалению, в столице имя Зеленко отодвинуто на задний план из-за обилия более известных коллег. В ходе юбилейной выставки, которая открылась 14 октября, Музей модерна постарался восстановить историческую справедливость. Это вторая часть материала. С первой можно ознакомиться тут.

1886 год, скромная квартира

Экспозиция архивов, личных фотографий и акварелей Александра Зеленко разместилась на втором этаже дома Курлиной. Все это богатство предоставили родственники двух жен архитектора. Благодаря им мы можем убедиться, какой глубокой и разносторонней была личность Зеленко. Узнать, как его архитектурные идеи повлияли на развитие современных городов. И увидеть, насколько полно воплотились сегодня мечты архитектора о юннатских станциях, школьных музеях и новой роли библиотек – пространств не только для чтения, но и для общения. 

Один из залов посвящен личной жизни Зеленко. Этот раздел носит название «Человек».

Разбирая архивы, сотрудники музея обнаружили акварель архитектора, датированную 23 июня 1886 года. Это интерьер скромной квартирки и подпись — город Самара. Следовательно, Зеленко бывал у нас еще до его назначения на должность главного архитектора. Возможно, навещал родителей, переезжавших с места на место. Известно, что семья путешествовала вслед за отцом, который был профессором Военно-медицинской академии.

 Предки архитектора происходили из дворян Витебской губернии. Александр получил образование во Втором кадетском корпусе, затем — в Санкт-Петербургском институте гражданских инженеров. Сохранились фотографии Зеленко с матерью и дедом. Здесь же фото его первой жены Нины Шлегер и ее детей. Можно почитать их переписку. 

Известно также, что помимо четырех лет работы архитектором в Самаре, Зеленко был здесь во времена КОМУЧа. Не приняв Октябрьскую революцию, он уехал из столицы и сотрудничал с зарождающейся потребкооперацией. Его путь в США также лежал через Самару, затем — Сибирь и Дальний Восток. Нельзя забывать, что в нашем городе Зеленко начинал и педагогическую карьеру — преподавал основы рисунка в гимназии Хардиной.

Встреча со второй женой

В разделе «Педагог» много рассказывается о старшей сестре первого мужа Нины Шлегер. Луиза Шлегер тесно сотрудничала с Надеждой Крупской, стояла у истоков советской системы образования. Она стала соавтором первого букваря, с помощью которого ликвидировали неграмотность. В 1919-1932-х годах Луиза Карловна заведовала дошкольным отделом Первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР. На выставке представлены ее снимки вместе с родителями и воспитанниками. Эти кадры уникальны. В интернете можно увидеть лишь ее карандашный портрет. 

Теория свободного воспитания и разностороннего развития детей, разрабатываемая Шлегер, не могла не захватить такого человека, как Зеленко. Вероятно, работая с Луизой Карловной, он встретился со своей будущей второй женой Анной Яковлевой. Яркая и живая женщина, музыкант, она преподавала танец и движение, занималась кукольным театром. Таким образом, объединились два единомышленника. Они не расставались почти полвека. Вместе искали новые пути в педагогике, вместе путешествовали.

 Интересна групповая фотография, на которой изображены первые советские педагоги-энтузиасты, в том числе Анна Зеленко. На снимке работники музея рассмотрели профессора Валентина Гориневского. Он был основателем медицинского факультета Самарского университета, открытого во времена КОМУЧа. Позже ученый перебрался в столицу, где занялся проблемами физического воспитания подрастающего поколения.

Станция юннатов и уроки в музеях

Из поездок по миру Зеленко привозил идеи, которые хотел поставить на службу новому обществу. Например, он организовал в своей квартире первую в Москве «Зеленую школу». Там на занятиях рассказывал ребятам о природе. По воспоминаниям, когда Александр Устинович гулял со своими воспитанниками в парке Сокольники, птицы садились ему на плечи, а белки шарили по карманам, ища лакомство. Постепенно станции юных натуралистов стали открывать по всему Советскому Союзу, однако о роли Зеленко в этом движении позабыли. 

Он первым надумал проводить уроки для детей в музее. В 1926 году предложил новую идею директору Пушкинского музея Николаю Романову. Тот согласился, а затем оформил совместный опыт в виде статьи. В результате теперь именно Николай Романов считается основателем музейной педагогики. 

Зеленко издал множество книг. Это «Общество Сеттльмент», «Ручной труд», «Детские площадки», «Детский музей в Северной Америке». Там наряду с описанием увиденного в США он излагает собственное видение педагогических вопросов. 

 Помимо этого, Зеленко стал организатором первых в России архитектурных курсов для представительниц прекрасного пола. Он с удовольствием писал для женских журналов статьи по оформлению интерьеров. 

Талантлив во всем. Архитектор и педагог-новатор. Часть 2

Продолжение следует

Из воспоминаний Е. И. Русаковой, ученицы Александра Зеленко:

«Занятия с детьми вела Зеленко Анна Михайловна — удивительно милая, мягкая, женственная. Она придумывала для детей ритмические движения под музыку, пела вместе с ними, аккомпанируя на рояле, помогала мастерить».

Концепция Луизы Шлегер:

1) дети имеют право на собственную жизнь;

2) каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности и изучать нужно каждый возраст;

3) детям нужно дать полную свободу в работе и игре;

4) свободная работа служит нам показателем роста;

5) материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать;

6) думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы, для этого возраста невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность;

7) наша роль — помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая.

Талантлив во всем. Архитектор и педагог-новатор. Часть 2

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации