«Почему ты просто не пишешь картины?»: Sav45 про встречи с полицией, знаменитых друзьях и впечатлениях от самарского искусства

20.10.2021

2208

Автор:

Фотограф: Владимир Пермяков

«Почему ты просто не пишешь картины?»: Sav45 про встречи с полицией, знаменитых друзьях и впечатлениях от самарского искусства

Вячеслав Гунин (Sav45) — испанский уличный художник русского происхождения. В основном он рисует портреты и добавляет в них абстрактные и сюрреалистические мотивы. Уже 20 лет живет в Испании, но его работы украшают многие города. Вячеслав за свою карьеру получил множество наград на конкурсах и поучаствовал в крупных фестивалях и выставках. В рамках проекта Samara Ground Art Festival он в фирменной манере оформил трамвай маршрута № 1 и отметился на фасаде «Дома 77». «Самарская газета» успела пообщаться с ним.

«Почему ты просто не пишешь картины?»: Sav45 про встречи с полицией, знаменитых друзьях и впечатлениях от самарского искусства

Про первый опыт

Я родился в Архангельской области. Мы с родителями часто посещали Испанию, а в 10 лет я переехал туда окончательно. Там, в районе Коста-Брава недалеко от Барселоны, я начал рисовать. На меня оказали влияние граффити, которые я встречал во дворах и общественных местах. В детстве я не видел муралов. Были стены, расписанные разными шрифтами. Такие места на языке уличных художников называют спотом или холофеймом. Там можно было найти персонажей, которые мне были ближе, чем просто шрифты.

Однажды я вернулся в Россию. Тогда мы с другом скинулись и купили баллоны в автомагазине. Пытались сделать работу на доме, но на нас начали кричать, поэтому мы сбежали. Позже в 16 лет в Испании я купил специализированную краску «Монтана». Но рисовать удавалось не часто, так как на баллоны практически не было денег. Я расписывал холсты, учился в художественной школе, осваивал разные приемы. Когда выработал технику и понимание, купил баллоны и начал создавать рисунки на постоянной основе. Писал портреты, изображал черепа. 

Раньше интернет не был так распространен, многим приходилось узнавать про граффити и стрит-арт из журналов. Но мне они были не нужны, потому что я все это видел живьем. В Испанию приезжали художники со всего мира, с некоторыми я знакомился. Например, так узнал Saturno. Его работы с монстрами и сказочными персонажами, на мой взгляд, были самыми интересными. В то время такое творчество было настоящим прорывом в мире уличного искусства. Я не мог поверить, что человек может так рисовать, и что к этому уровню можно приблизиться. 

Про нелегал на улице

В Испании я иногда брал мотоцикл и направлялся в соседний город. Мне нравились определенные места. В 2010-2011-х годах мы с другом пытались сделать работы на заброшенной фабрике. Нашли интересную стену с разбитыми окнами. Рисунок интересно вписался. С того времени я начал чаще выезжать в другие локации, которые вдохновляли своим антуражем. Я искал приключения. Кто-то в мире граффити идет раскрашивать поезда, кто-то вагоны метро, а мне интересны были тихие места, где можно работать несколько часов. Иногда там кто-то появлялся и мог помешать, но меня это никогда не останавливало.

Примерно два года назад меня за делом застукала полиция. Я рисовал в месте, где уже находились чужие рисунки. Сотрудники забрали краску и выписали штраф — 100 евро. Я объяснил им, что не занимаюсь вандализмом в прямом смысле, не раскрашиваю вагоны и чужие дома. Изображение, которое я показал им, было качественным. Полицейские ответили, что штрафуют меня не за граффити, а за то, что я зашел на запретную территорию. 

У меня всегда были баллоны после коммерческих заказов. Для первой своей официальной художественной работы я закупил 40 банок с краской, они почти все остались. Я их использовал для рисования на двух стенках на улице. Было время на то, чтобы самореализоваться, но при этом мне хватало на еду. Я работал и параллельно делал эскизы, рисовал и практиковался. В это время меня еще не звал на фестивали. 

Однажды я решил, что надо расписывать более масштабные стены. Для этого купил в магазине валик с телескопической ручкой. Таким образом можно было покрыть краской двухэтажный фасад. Плюс еще я использовал четырехметровую лестницу. Благодаря этому получались рисунки высотой в 10 метров.

Про влияние искусства

Многие говорят, что их впечатлили фильмы про уличное искусство. Не буду отрицать. В 1970-е годы, например, снимали картины про нью-йоркское метро и граффити. К этой культуре я не так близок. У меня в городе не было поездов, поэтому к ним не тянуло. Зато я люблю знаменитую кинокартину Бэнкси «Выход через сувенирную лавку» 2010 года.

Многие спрашивали: «Почему ты просто не пишешь картины?». Я показывал «Сувенирную лавку» друзьям и знакомым, чтобы объяснить, в чем заключается моя деятельность. Так близкие люди знакомились с уличной культурой. Ничего подобного они не видели.

Моим кумиром был Saturno. Когда я освоил уличное искусство, то начал рисовать вместе с ним. Он даже помогал мне в некоторых проектах, давал советы и поддерживал. Мы общаемся и дружим до сих пор. Еще меня вдохновляет Inti — чилийский уличный художник, признанный во всем мире. Могу отметить автора под ником Bomk. Однажды побывал на его выставке во Франции. Он рисует мрачных персонажей в стиле хип-хоп, часто изображает монстров. Может быть, его работами ты бы не украсил ресторан, но они очень качественные. Его стиль передает мотивы грязного уличного Парижа.

Про Самару

Старый город мне очень понравился. В детстве я жил в двухэтажном деревянном доме, воспоминания об этом сразу ожили тут. В Самаре остались маленькие старинные постройки. В Нижнем Новгороде, где я побывал недавно, тоже сохранилась историческая часть, но здесь таких зданий больше. Все они очень необычные, есть даже дом с башенкой наверху. Можно найти много интересных локаций, с которыми я хотел бы поработать. Планирую даже вернуться сюда.

Мне нравится изображать людей, создавать портреты, которые могут органично вписываться в пространство. Их я обычно дополняю растительными мотивами. Нечто подобное я изобразил на трамвае в местном депо. Изображением я постарался передать ощущение скорости и ветра.

Что касается самарского уличного искусства, то в основном я встречал граффити-шрифты. Они не были высокого качества, очень простые. Когда я въезжал в город, на одном фасаде меня впечатлила масштабная работа про футбол с мультяшными персонажами, у которых большие носы (автор — московский граффити-райтер Вова Нутк, — прим.ред.). Этот стиль напомнил мне работы бразильских художников. Заметно, что фасад отдален от классического мурализма, в нем просматривается большая свобода в технике и стиле. Потом я увидел на здании изображение врача в маске и почувствовал контраст. 

Чтобы мурализм выглядел свежим, нужно работать над своими идеями, продвигать их даже там, где нельзя. Ты должен использовать специальные приемы, чтобы рисунок не был очень простым и понятным. Всегда добавляй что-то свое, ломай стереотип. Это сложно. Проще, конечно, рисовать нелегально. Но я на этом не останавливаюсь, впереди у меня поездка в Испанию, где мне предложили участие в местном проекте. Думаю, что в Россию я обязательно вернусь с новыми идеями.

Источник фото: instagram.com/sav45

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации